Смекни!
smekni.com

История проблемы палестинских беженцев (стр. 2 из 5)

Решения ООН не производили должного воздействия на арабских лидеров, которые не спешили оказывать помощь палестинским беженцам. Так, сирийский представитель заявил, что указания ООН не являются императивом для стран, к которым они относятся, а носят характер рекомендаций, и стороны могут их не принять, если только они не являются "правомочными и справедливыми, не затрагивающими их фундаментальные права".

Все израильские представители в ООН подчеркивали, что начиная с 1948 г., в сущности, происходил обмен населением между Израилем и арабскими странами. Израиль смог предоставить гражданство 800 тыс. иммигрантов, большая часть из которых (570 тыс.) прибыла из арабских стран, причем их число было примерно равным количеству арабов, покинувших Палестину. Евреи, прибывшие в Израиль из Ирака (125 тысяч человек), Египта (38 тысяч человек), Йемена (50 тысяч человек), Марокко (253 тысячи человек), Туниса (46 тысяч человек), Ливии (34 тысячи человек) и других арабских государств, так же, как и палестинцы, оставили в странах исхода свои дома и имущество. Израиль принял их, предоставил им гражданство, а с течением времени - жилье и возможность трудоустройства, опираясь преимущественно на собственные силы и не взывая к мировой общественности. По сравнению с интеграцией выходцев из мусульманских стран в Израиле, которая наталкивалась на значительные трудности, интеграция палестинцев в арабских странах проходила бы проще, так как в этом случае не было таких сильных различий в социальной и культурной базе. Подобные выводы делало не только руководство Государства Израиль. Отчет Исследовательской группы по вопросам европейской миграции утверждал: "Палестинские арабы обладают ближайшим сходством национального самосознания, языка, религии и социальной организации с арабами других стран, а жизненные стандарты большинства беженцев не многим отличаются от стандартов жителей государств, которые уже предоставили им убежище или предоставят его в будущем".

Израиль был готов выплатить беженцам компенсации за оставленную собственность и сотрудничать по этому вопросу с Комиссией по примирению в Палестине. Общая стоимость покинутой собственности оценивалась этой комиссией в 100 млн. долл. Израиль, с определенными ограничениями, был готов принять это как основу для переговоров, при условии что:

1. Соглашение о компенсациях приведет к миру или, по крайней мере, к прекращению арабской экономической войны против Израиля.

2. Выплаты будут производиться в соответствии с финансовым потенциалом страны. Они будут ускоряться при предоставлении Израилю международной помощи.

3. Беженцы, получившие компенсации, должны будут отказаться от требования вернуться в Израиль так же, как и от последующих финансовых претензий.

4. Соглашение будет достигнуто при удовлетворении встречных требований Израиля возместить ущерб еврейским беженцам из арабских стран и арабских частей Палестины.

Хотя израильское руководство предпочитало решать проблему арабских беженцев в рамках полного мирного урегулирования, оно было готово отдать приоритет рассмотрению вопроса беженцев.

11 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция № 194 (III), являющаяся первым и вплоть до сегодняшнего дня - основным юридическим документом, принятым ООН, на который ссылаются палестинские и иные арабские организации, утверждающие, что арабы, покинувшие территорию Палестины в 1947-1949 гг., а также их потомки, имеют право вернуться в свои дома, расположенные на территории Государства Израиль.

Согласно параграфу 3 этой резолюции, была создана Комиссия по примирению в Палестине (The Palestine Conciliation Commission) из представителей Франции, Турции и США, на которую ООН возлагала, согласно параграфу 11 той же резолюции, "ответственность за облегчение репатриации, расселения и экономической и социальной реабилитации беженцев и выплаты компенсаций". Комиссия пыталась найти конструктивное решение проблемы, сформировав рабочую группу по анализу экономической ситуации в странах Ближнего Востока во главе с американским экономистом Гордоном Клеппом (Gordon R. Clapp).

Миссия Г. Клеппа предложила несколько широкомасштабных проектов развития арабских стран для проведения работы по расселению беженцев в Сирии, на северо-западе принадлежавшего Египту Синайского полуострова, в долинах рек Ярмук и Иордан в Иордании. Именно основываясь на предложениях, содержащихся в поданном 28 декабря 1949 года докладе Г. Клеппа, Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о создании Управления по делам беженцев (United Nations Relief and Works Agency for Palestinian Refugees in the Near East, сокращенно - UNRWA) с целью проведения работы по реабилитации беженцев при содействии заинтересованных сторон. Группа Г. Клеппа предлагала широкую программу действий для обеспечения трудоустройства палестинских беженцев. Суть ее сводилась к тому, что мир и стабильность на Ближнем Востоке не могут быть достигнуты, пока огромная часть людей не получит доступ к более высокому жизненному уровню. Это было возможно лишь при всестороннем развитии экономических ресурсов Ближнего Востока, которое должно было начаться с подъема сельского хозяйства. Предполагалось, что предлагаемые программы трудоустройства палестинских беженцев будут способствовать повышению уровня экономического развития стран, на территории которых они оказались.

Если бы рекомендации 1950 г. и последующих лет были выполнены, палестинские беженцы были бы сейчас полноценными членами общества в арабских государствах, с которыми они связаны религией, языком и культурой. Руководство этих стран в свою очередь предпочло поддерживать статус беженцев, всерьез ничего не предпринимая для его изменения и облегчения положения своих собратьев, из соображений политического противостояния.

Неготовность арабских стран к какому-либо конструктивному сотрудничеству с целью решения этого вопроса десять лет спустя привела к провалу инициатив, выдвинутых тогдашним Генеральным секретарем ООН шведским дипломатом Дагом Хаммаршельдом (Dag Hammarskjold). В своем видении проблемы он выдвигал на первый план ее экономический аспект: интеграцию палестинских беженцев в экономическую жизнь Ближнего Востока он оценивал как неотъемлемую часть развития всего региона и базу для решения политических противоречий. По его мнению, перспективы выглядели довольно обнадеживающе, так как мировое сообщество было готово способствовать экономическому развитию арабских стран, а в дальнейшем экономические условия позволили бы "устранить политические и психологические препятствия в созидательной атмосфере, с чувством справедливости и реализма".

В результате Шестидневной войны израильский контроль был установлен над всей бывшей подмандатной Палестиной, над территориями, на которых проживало значительное число беженцев Войны за независимость. К ним относились Иудея и Самария, оккупированные Иорданией в 1948 г., и полоса Газы, находившаяся под контролем Египта. Шестидневная война и ее последствия придали проблеме беженцев новое измерение, создали новые проблемы.

палестинский беженец араб реабилитация

После Шестидневной войны большое число палестинцев оказалось на территориях, контролируемых Израилем. Этот факт вынуждал израильскую администрацию на деле доказать эффективность мер решения проблемы, которые она предлагала применить ранее. Политика израильского руководства по отношению к арабским беженцам, проживающим на контролируемых территориях, была довольно успешной, при этом их положение значительно улучшилось по сравнению с положением палестинцев, проживающих в арабских странах, к тому же число их конфликтов с местной администрацией было гораздо меньшим, чем с руководством арабских стран.

После 1967 г. все чаще начинают говорить не о палестинских беженцах, а о палестинском народе, переходя от требований осуществить их возвращение в Израиль к требованиям создания Палестинского государства.

Первым намерением Израиля после Шестидневной войны было наладить оказание необходимых услуг населению территорий, что относилось и к палестинским беженцам.14 июня 1967 г., спустя 4 дня после вступления в силу соглашения о прекращении огня, правительство Израиля заключило с ЮНРВА соглашение о продолжении работы Агентства. В сентябре 1967 г. при участии ЮНРВА была проведена перепись населения, согласно которой на территории Иудеи и Самарии находилось 105 654 палестинца, а в Газе - 207 250. Эти цифры были ниже, чем используемые в статистике ЮНРВА, согласно которой в 1968 г. на Западном берегу проживало 245 тыс. арабских беженцев и 265 тыс. в Газе.

Главной целью Израиля было обеспечить занятость беженцев, трудоустройство которых в основном осуществлялось за счет общественных работ, дававших палестинцам средства к существованию. Уже через некоторое время пропала необходимость бороться с безработицей посредством искусственно надуманной общественной работы, т.к. беженцы вместе с местным населением находили себе место в быстро развивающейся экономике территорий и на рынке рабочей силы Израиля.

Наряду с экономическим развитием было улучшено качество услуг, предоставляемых населению, и инфраструктуры, расширилась сеть дорог, повысился уровень здравоохранения, открывались новые школы в дополнение к школам, управляемым ЮРНВА.

В сущности, Израиль применил принципы, предлагаемые Г. Клеппом в 1949 г. и Д. Хаммаршельдом в 1959 г. Политика экономического развития и устранения искусственных барьеров привела к повышению жизненных стандартов и постепенно устранила различия между беженцами и местным населением. Процесс интеграции практически завершился на Западном берегу, подобный процесс происходил и в Газе, где, правда, из-за скопления большого числа беженцев на небольшой территории проблема усложнялась.