Смекни!
smekni.com

Идеология, структура и деятельность ливанской организации "Хизбаллах" на Ближнем Востоке (стр. 2 из 5)

Подобная ситуация создала как нельзя более благоприятные предпосылки для появления "Хизбаллах". "Хизбаллах", первоначально выделившаяся как часть "Амаль", имеет приблизительно похожие условия возникновения (кризисная среда и внешние факторы). В 60-е гг. в Неджефе (Ирак) сложился кружок студентов-шиитов, наставником в котором одно время был и будущий аятолла Хомейни. Члены этой организации впоследствии образовали "Партию призыва" ("Ад-Даава"), куда вошли современные лидеры "Хизбаллах": С. Туфейли, Х. Курани, М. Фадлалла. В начале 80-х гг. эта группа пыталась самостоятельно организовать и возглавить борьбу с израильской оккупацией юга Ливана, но была отодвинута на второй план людьми, присланными из Тегерана. В 1982 г. Иран через территорию Сирии направил в страну около 3 тыс. бойцов из элитных подразделений КСИР, в задачу которых входило оказание поддержки шиитскому движению в Ливане (в действительности, лидеры ИРИ преследовали еще и идею создания в Ливане исламской республики по своему типу). Так или иначе, поддержка шиитского населения, в особенности его наиболее радикальной части, была необходима. В итоге состав образовавшейся тогда в 1982 г. в долине Бекаа "Хизбаллах" включал в себя членов "Ад-Даавы", наиболее радикальное крыло "Амаль" во главе с Хусейном Мусави, а также частицы различных религиозных и военных образований. Хотя, по словам нынешнего генсека X. Насраллы, только что созданная "Хизбаллах" была чисто ливанской организацией, у нее все же осталась репутация проиранской группировки.

После вывода с большей части территории Ливана в 1985 г. израильских войск "Хизбаллах" при активной поддержке бойцов КСИР приступила к созданию собственных арсеналов оружия. Она также смогла за сравнительно короткий срок привлечь значительное число новых членов, существенно расширив социальную базу поддержки организации в шиитской среде Ливана за счет денежных пожертвований, поставок местному населению продовольствия, медикаментов и т.д. Одновременно бойцам организации, действовавшим до этого только в долине Бекаа, удалось закрепиться в шиитских общинах южных и западных округов Бейрута, а также на юге Ливана. Первоначально число жертв "Хизбаллах" в столкновениях с АЮЛ было огромным, но начиная с конца 80-х гг. соотношения потерь израильских сил и сторонников "Хизбаллах" изменилось с 1: 5 до 1: 2.

Подъем движения сопротивления произошел стихийно в социально неоднородной среде под влиянием внешних факторов, поэтому четкая идеологическая программа была выработана не сразу. Главной целью созданной организации было оказание сопротивления израильской армии, чтобы добиться освобождения оккупированных территорий.16 февраля 1985 г. было выпущено "Открытое письмо "Хизбаллах" к угнетенным в Ливане и во всем мире". В этом документе были изложены цели "Хизбаллах":

1 - "положить конец любому присутствию иностранных оккупантов";

2 - "предать фалангистов правосудию за преступления против мусульман и христиан";

3 - призвать население к "выбору Исламского правительства, которое одно способно гарантировать правосудие и свободу для всех".

Провозглашались основные враги - Израиль, привлекший на свою сторону США и западные страны, а также сотрудничающая с ними Национальная Комиссия Спасения, в состав которой входит и лидер "Амаль" Набих Берри. Свою оппозиционную деятельность "Хизбаллах" мотивировала двумя факторами: несовершенством политической системы в Ливане и необходимостью "противостоять главному врагу Ислама - мировому империализму".

Единственным эффективным средством борьбы в данной ситуации, по мнению "Хизбаллах", являются насильственные методы, свои действия она сравнивает с борьбой французского народа против нацистской оккупации и с борьбой американцев против колонизаторов за независимость7. Что касается отношений с Израилем, то первоначально ему не только отказывалось в праве на существование, "Хизбаллах" даже обвиняла в предательстве интересов Ливана всякое движение, желающее выступить посредником в возможных переговорах с израильской стороной. В отношении самого Ливана, точнее, его государственного устройства, "Хизбаллах" придерживалась радикальных взглядов. В отличие от "Амаль", не имевшей ничего против системы конфессионального представительства и выступающей лишь за ее реформирование, "Хизбаллах" отвергала систему, как изжившую себя, и считала любые попытки реформ малоэффективными. В тот момент радикализм движения, показавшего готовность до конца отстаивать свои позиции, произвел гораздо более благоприятное впечатление на фоне конформизма "Амаль", что позволило заручиться поддержкой Сирии и Ирана и ливанских шиитов. Еще одним важным моментом "Открытого письма" было подчеркивание особой роли ислама, что потом позволило причислить "Хизбаллах" к движениям фундаменталистского толка. Да, действительно, в 80-е гг. на завершающем этапе "холодной войны" "Хизбаллах" предлагала ислам как альтернативу капитализму Запада и социализму Востока. Кроме того, это согласовывалось с внешнеполитической линией ИРИ, которую "Хизбаллах" в "Открытом письме" называла примером для своих действий. Преследовала ли организация цель создания исламской республики в Ливане, из-за чего ее стали обвинять в радикализме? Несомненно, в "Открытом письме" есть указания в пользу этого утверждения, например, в манифесте говорилось о желании "Хизбаллах" видеть Ливан частью политической карты мира, противостоящей Америке и мировому сионизму, страной, управляемой на основе справедливых принципов ислама.

Этот момент в позиции "Хизбаллах" выражен несколько двусмысленно. Первоначально "Хизбаллах" наряду с "Амаль" была известна только как выразительница интересов ливанских шиитов. Само возникновение организации обязано множеству связей с шиизмом. Неджеф, не случайно ставший местом встречи будущих лидеров "Хизбаллах", является известным центром шиизма. Шейх Фадлалла, один из основателей организации и ее духовный лидер (Аль-муршид аль-рухи), является выпускником духовной школы Неджефа. Сейчас шейх, официально не имеющий ни одной должности в "Хизбаллах", тем не менее является связующим звеном организации с шиитской общиной Ливана и клерикальным руководством Ирана. Через него осуществляется вся идеологическая политика движения - манифесты и программы "Хизбаллах", обоснование правоты своих действий, исходя из религиозных текстов. В качестве примера можно привести 1996 г., когда во время израильской операции "Гроздья гнева" снаряд попал на базу ООН в Кане, что привело к гибели более 100 мирных жителей. Кладбище, где были похоронены жертвы, стало местом паломничества большинства ливанцев. "Хизбаллах" назвала Кану "второй Кербелой". Кроме того, Фадлалла учитывает и интересы христиан, представляющих по-прежнему одну из влиятельных политических сил Ливана. К ним "Хизбаллах" обращается и в "Открытом письме". В послании к Папе Римскому в 1997 г. от "Хизбаллах" говорится о единой для мусульман и христиан цели - создании общества благоденствия на основе следования религиозным нормам.

Лидеры "Хизбаллах" признают себя последователями идей Аятоллы Хомейни, однако при этом делают значительную оговорку - деятельность их движения осуществляется не в интересах Ирана, а в интересах ислама в целом. Ислам многолик, всеобъемлющ, он управляет иранским режимом, равно как и всем миром. Деятельность "Хизбаллах" направлена как раз на воплощение этого статуса ислама и ни в коей мере не подчинена никаким установкам, - так утверждается в манифесте. Более того, движение подчеркивает, что не намерено навязывать ислам силой, как это произошло с маронитским христианством.

Влияние идеологической основы отразилось в структуре организации. Лидеры "Хизбаллах" подчеркивают, что их движение куда шире просто партии в обычном смысле слова, и всякий мусульманин (шиит либо суннит) может считать себя его членом. Не случайно в "Открытом письме" приводятся ссылки на Коран, а также на Сунну. Внутренняя структура призвана подчеркнуть руководящий характер уламы и роль духовенства, что воплощает характерные черты хомейнизма. Духовным лидером движения считается шейх Муххамед Хусейн Фадлалла, главный муджахид шиитской общины, получивший в свое время звание аятоллы из рук самого Хомейни, который занимал руководящее место в иерархии духовных руководителей (ныне эту роль играет его преемник Хаменеи). Главным органом считается Консультативный Совет (Маджлис аш-Шура), который возглавляет Генеральный Секретарь. Консультативный Совет состоит из 12 религиозных, политических и военных деятелей. При разногласиях внутри этого органа вопрос передается на решение в Тегеран. Фетва аятоллы имеет огромное влияние.

Повседневное руководство осуществляет Политбюро во главе с Председателем. Консультативному Совету подчинен ряд исполнительных комитетов, ответственных за политическую и организационную деятельность. Следующими ступенями в иерархии "Хизбаллах" являются военный аппарат и аппарат пропаганды, которые стали играть более значимую роль в организации после подписания Таифского соглашения. Разделение полномочий на духовные и светские (Духовный лидер, Генеральный Секретарь) позволило "Хизбаллах" более гибко реагировать на ситуацию, в отличие от "Амаль", где смена лидера (назначение Н. Берри на место исчезнувшего муллы ас-Садра) повлекла за собой смену курса движения. Размежевание полномочий внутри "Хизбаллах" произошло в 1985 г., когда шейх Фадлалла, первый генсек "Хизбаллах", после совершения на него покушения израильскими спецслужбами покинул все посты в организации, оставшись только ее духовным лидером. Разделение власти в руководстве ИРИ между Аятоллой и президентом произошло только в 1989 г. после смерти аятоллы Хомейни. Поэтому сейчас общие черты в структуре органов власти в ИРИ и внутри "Хизбаллах" дали повод израильским аналитикам считать это еще одним доказательством контроля Ирана над ливанской организацией.