Смекни!
smekni.com

Историческая миссия Б. Франклина в борьбе за независимость США (стр. 5 из 6)

Франклин сумел установить хорошие отношения с послами ряда иностранных держав, аккредитованными при французском дворе, и помог привлечь на сторону США общественное мнение Европы[43]. Выдающийся ученый, просветитель и политический деятель, представитель демократического крыла американской революции, Б. Франклин показал себя блестящим дипломатом. В результате его переговоров с французским правительством поставки американской армии стали регулярными и достигли внушительных размеров. Помощь, которую США получали от Франции, имела важное значение для победы в войне за независимость.

Признание Францией независимости США и подписание союзного договора 1778 г. имели большое международное значение. После того как Франция объявила войну Англии, к ней присоединилась Испания, а затем и Голландия[44].

Таким образом, в результате международного соперничества держав с Англией в борьбе за раздел колониальных владений на стороне США оказалась коалиция держав, существенно поддержавшая американцев в их борьбе за независимость.

Этой же тактикой дипломатия США воспользовалась в переговорах с Англией, когда решался вопрос о выработке мирного договора. В ходе войны за независимость парламент и британский кабинет не раз возвращались к обсуждению возможного соглашения со своими бывшими колониями в Америке. Этот вопрос, не раз подымавшийся до подписания франко-американского союза, всплывал при различных обстоятельствах и позже. Но только после Йорктауна начались реальные переговоры.

В 1780 г. Россия предложила выступить посредником между Англией и ее противниками в Европе. В дипломатических кругах Петербурга вопрос этот обсуждался еще с 1778 г., и на протяжении последующих лет российское правительство неоднократно возвращалось к нему. В 1781 г. идея русского посредничества вылилась в посредничество русско-австрийское. Состоялись переговоры. Однако судьба мирного договора в конечном итоге решена была путем непосредственных переговоров между воюющими сторонами[45].

В состав американской делегации, которой поручено было вести переговоры о мире, вошли Б. Франклин, Дж. Адаме, Дж. Джей. Г. Лоуренс. Они должны были руководствоваться договором 1778 г. с Францией и действовать совместно с ней. Согласно инструкциям, которые конгресс вручил американским делегатам, они могли подписать договор только при условии признания Англией независимости и суверенитета США. Остальные пункты могли быть включены в состав договора по усмотрению американских делегатов. Инструкция со всей определенностью заявляла, что переговоры надлежит вести «с ведома и согласия» французского правительства.

Как раз эта рекомендация была американскими представителями нарушена, и именно это позволило им, совершив дипломатический маневр, заключить выгодный для США договор с Англией. Адамс и Джей с подозрением наблюдали за поведением французского правительства. Американским представителям, в частности, стало известно, что, сговариваясь с Испанией, Франция обязалась поддержать ее претензии на земли западнее р. Миссисипи. Франклин, который ко времени начала переговоров (октябрь 1782 г.) прожил в Париже уже около пяти лет, считал, что американцы не могут пренебречь своим союзническим долгом перед Францией и в соответствии с инструкциями конгресса обязаны вести переговоры «с ведома и согласия» французских властей. Однако под давлением обстоятельств и энергичным нажимом своих коллег Адамса и Джея он присоединился к мнению последних и вместе с ними вступил в сепаратные переговоры с Англией[46].

Американские делегаты умело воспользовались англо-французскими противоречиями и добились подписания выгодного для США договора.

Англия была крайне заинтересована в том, чтобы договориться со своими бывшими колониями без участия Франции и пошла на значительные уступки. В конце октября 1782 г. были начаты сепаратные англо-американские переговоры, а уже 30 ноября стороны подписали предварительное соглашение. В Америке это известие было встречено ликованием. Англия признавала независимость США и обязалась «как можно скорее» отозвать свои войска. Она сохранила за собой в Америке Канаду, Ньюфаундленд и Вест-Индию. Англия пошла на уступки американцам, предоставив им право вести рыбную ловлю в прибрежных районах Канады и Ньюфаундленда, ранее закрытых для судов колонистов.

Для Франции и Испании заключение англо-американского соглашения явилось сюрпризом, но им ничего не оставалось, как признать его, поставив под договором свои подписи[47].

Когда один американский конгрессмен спросил сотрудника французской миссии в США, собирается ли Франция жаловаться конгрессу на поведение американских представителей, тот ответил: «Великие державы никогда не жалуются, но они чувствуют и запоминают».

Англия вынуждена была вернуть Испании о-в Менорку и Флориду. Но она отклонила испанское требование о возвращении Гибралтара. Что же касается Франции, то ей пришлось довольствоваться восстановлением своего престижа в результате победы над Англией. Территориальных претензий она не сумела реализовать.

Против Англии сложился мощный блок европейских держав, который делал совершенно бесперспективной надежду на восстановление английских колониальных позиций в Америке.

Возникновение этой антианглийской коалиции явилось блестящим примером успешного использования противоречий между державами для создания средствами дипломатии благоприятных условий для военной победы.

20 января 1783 г. Англия, Франция и Испания подписали предварительное соглашение, а 4 марта Англия объявила прекращение военных действий. В Америке текст соглашения был получен 13 марта, а в апреле конгресс также провозгласил окончание войны. При обсуждении соглашения в конгрессе Дж. Джен, Дж. Адамс и Б. Франклин подверглись критике со стороны ряда делегатов за то, что те нарушили инструкции и вступили в сепаратные переговоры с Англией. Однако в этой критике было не столько недовольство поведением делегатов, сколько дань вежливости американскому союзнику – Франции. После внесения незначительных поправок в предварительное соглашение 3 сентября 1783 г. в Париже был подписан текст окончательного договора. Он был ратифицирован конгрессом 14 января 1784 г. и после обмена ратификационными грамотами 12 мая 1784 г. вступил в силу. Мирный договор с Англией юридически закрепил американскую независимость.

В Америке наступление мира было отмечено торжествами. В Филадельфии соорудили триумфальную арку в римском стиле, раздавались залпы салюта, слышался колокольный перезвон.

Американские, да и английские историки, за редким исключением традиционно считают, что своим успехом на парижских переговорах США обязаны мастерству и искусству, проявленному Франклином и его коллегами.


Заключение

Об огромном уважении нации к памяти Бенджамина Франклина свидетельствует то, что с 1928 года его портрет размещен на купюре в 100 долларов США – самой значимой из всех, что находятся в обращении. Этот человек оказался «в нужное время в нужном месте» и сумел послужить и своей стране, и всему человечеству. Но он никогда не сумел бы стать великим, если бы не его философия жизни и постоянного самоусовершенствования «рядового человека», основанная не на высокопарных идеях, а на ясных и простых прагматичных принципах и правилах здравого смысла. Франклин стал символом того, что называется «американской мечтой». Более того, именно он и создал эту мечту, и на своем примере показал путь к ее реализации.

Американская революция, как и всякое великое социальное движение, выдвинула целую плеяду блестящих политических и военных руководителей, народных трибунов, выдающихся мастеров политического памфлета. Многие из них, например Томас Джефферсон и Томас Пейн, занимали более радикальные позиции, чем Франклин. Но огромная заслуга последнего заключалась в том, что Франклин был единственным крупным деятелем революции, действовавшим на ее внешнеполитическом фронте. Великие революции потому и являются великими, что они не только коренным образом преобразуют жизнь народа в одной стране, но и оказывают огромное влияние на всю мировую историю, вызывают многочисленные и мощные международные отклики.

Франклин был единственным представителем американской революции на международной арене, и это был исключительно удачный выбор. Действительно, среди руководителей освободительного движения в американских колониях было немало более радикальных деятелей; вероятно, можно было найти и не менее способного дипломата, чем Франклин. Но все это были люди только американского масштаба, практически неизвестные в Европе. Франклин же, как ученый и литератор, был широко известен и в Англии, и в других европейских странах. По существу, в Америке не было в то время другого деятеля, способного успешно выполнить задачу, возложенную на Франклина американской революцией.

Популярность во Франции всемирно известного ученого была невероятной, о нем говорили в великосветских салонах и в университетских аудиториях, в кабачках и лавках, в книжных магазинах и армейских казармах.

Франклин вел образ жизни настоящего светского льва, несмотря на свой уже весьма преклонный возраст. Умение очаровать своей простотой (он никогда не пудрил в соответствии с тогдашней модой волосы, не носил надушенных и напудренных париков, его одежда не была отделана кружевами и атласом), блестящим знанием французского языка и остроумием, а также умение обращаться с дамами сделали его всеобщим любимцем, что значительно облегчало дипломатическую работу. По вечерам он отправлялся в театр, потом на прием или на заседание ложи. Предпочитал общество дам, с удовольствием развлекая их в салонах беседами, анекдотами и игрой в шашки и карты, помогал раскладывать пасьянсы.