Смекни!
smekni.com

Лоббистская деятельность в США в плане урегулирования арабо-израильского конфликта (стр. 3 из 3)

Превосходство произраильского лобби усиливается за счет наличия довольно заметного числа конгрессменов еврейского происхождения. Так, в 2002 г. в конгрессе 27 членов палаты представителей и 10 сенаторов были евреями, в то время как арабы имели только 6 мест в палате представителей и ни одного в сенате. В следующем составе конгресса евреи занимали уже 11 мест в сенате (11%) и 6% мест в палате представителей. Кроме того, за время пребывания у власти администрации Билла Клинтона был преодолен определенный антисемитизм, характерный, по мнению ряда наблюдателей, для таких организаций, как ЦРУ и государственный департамент, где американцы еврейского происхождения теперь смогли занять весьма ответственные посты. К примеру, на протяжении почти десяти лет одним из ключевых участников переговоров по ближневосточному урегулированию был Дэннис Росс, а послом в Израиле Билл Клинтон назначил Мартина Индика. Американцы еврейского происхождения заняли высокие посты и в президентской администрации, яркий тому пример – советник по национальной безопасности Сэнди Бергер. Американские арабы пока не могут похвастаться подобными продвижениями во властные сферы.

Немаловажным остается и тот факт, что арабам, проживающим в США, трудно сохранять внутреннее единство, они не составляют гомогенного сообщества, поскольку являются выходцами из разных государств и людьми различного вероисповедания. Так, большинство американских арабов – католики и православные христиане, которые не столь политически активны, как палестинские мусульмане. Большую часть арабской общины в США составляют выходцы из Ливана, многие из которых далеко не так бескомпромиссно относятся к Израилю, как, например, палестинцы, насчитывающие, по некоторым данным, лишь 70 тысяч человек. На активности американских арабов сказывается также то, что те из них, кто занимается мелким бизнесом, опасаются вмешиваться в политику, боясь потерять клиентов-евреев.

Важно также подчеркнуть, что эксперты отмечают высокую степень ассимиляции арабов в США, которые в большинстве своем считают себя в первую очередь американцами, а потом уже ливанцами или сирийцами. Исключение составляют лишь палестинцы, но в силу сравнительно малой численности они не меняют общей картины. В современных условиях многие молодые люди, представляющие второе или третье поколение иммигрантов, уже не так живо или вообще не интересуются происходящим на исторической родине, чего нельзя сказать об их сверстниках из еврейских семей. Ситуация в этой области начала меняться только сравнительно недавно. Вот как охарактеризовал сложившееся положение профессор Майкл Хадсон из Центра современных арабских исследований при Джорджтаунском университете (GeorgetownUniversity'sCenterforContemporaryArabStudies): «Лишь в последние годы дети из семей арабских иммигрантов, подобно второму-третьему поколению их сверстников из других этнических групп, стали больше интересоваться наследием предков».

Необходимо отметить, что деятельности произраильских лоббистов помогает наличие тесных партнерских отношений между США и Израилем, который уже на протяжении нескольких десятилетий остается ключевым союзником Вашингтона на Ближнем Востоке. Как уже было сказано выше, американские арабы являются выходцами или потомками выходцев из разных стран региона, и далеко не со всеми из этих стран США имеют доброжелательные отношения. Помимо этого, не стоит сбрасывать со счетов поддержку, которую неизменно выражает американское общество, сочувствующее евреям, пережившим трагедию Холокоста, а затем вынужденным защищать свою новую родину от превосходящих сил врага. Все это в немалой степени облегчает установление евреями необходимых контактов и даже способствует созданию им определенного кредита доверия. При этом арабская община находится в гораздо менее благоприятных условиях. К тому же зачастую любая критика произраильских шагов конгресса или президентской администрации влечет обвинения в расизме и антисемитизме.

Кроме того, после событий 11 сентября 2001 г. в американском обществе усилились подозрительность и недоверие по отношению к арабам и мусульманам, которых стали обвинять в пособничестве терроризму. Все это не способствовало укреплению позиций арабских политических организаций. Наблюдатели отмечают тенденцию: «Арабской общине также приходится иметь дело со страхами общества, которое смотрит на них как на террористов или непримиримых врагов Израиля».

На эффективность деятельности арабского лобби накладывает отпечаток ограниченность финансовых и организационных ресурсов. Союз Американского арабского анти-дискриминационного комитета с Национальной ассоциацией американских арабов в 2002 г. имел в Вашингтоне 22 сотрудника, а Институт американских арабов – около дюжины. Для сравнения, AIPAC в начале 2000-х годов располагал ежегодно бюджетом в 20 миллионов долларов, имел вашингтонскую штаб-квартиру с постоянным штатом в 130 человек и 60 тысяч членов по всей стране. В 1998 и 1999 годах журнал «Форчун» (FortuneMagazine) назвал AIPAC второй по влиятельности лоббистской организацией в США. К 2001 г. AIPAC переместился в этом рейтинге со второго места на четвертое, оставив тем не менее арабских лоббистов далеко-далеко позади. Примечательно, что с 1990 по 2002 год, согласно оценкам Центра ответственной политики (TheCenterforResponsivePolitics), произраильские группы и частные лица пожертвовали на проведение избирательных кампаний кандидатов в конгресс и на проведение президентских кампаний около 41 млн. 300 тыс. долларов, а арабское лобби за тот же период выделило на аналогичные цели лишь 296 830 долларов.

Встает вопрос: удалось ли арабскому лобби чего-либо добиться? Нельзя отрицать, что позиции произраильского лобби по-прежнему необычайно сильны, и американские политики почти всегда с готовностью выражают свою поддержку Израилю, но тем не менее их арабские оппоненты сумели добиться определенных успехов. Благодаря деятельности таких структур, как Американский арабский анти-дискриминационный комитет/Национальная ассоциация американских арабов и Институт американских арабов, лоббистские усилия арабской общины стали в последние годы более организованными и эффективными, что, в свою очередь, способствовало росту ее политического авторитета, политики начали прислушиваться не только к голосу американских евреев. Американским арабам удалось заручиться поддержкой ряда влиятельных политиков на Капитолийском холме, а также заставить многих законодателей постепенно придерживаться более взвешенного подхода к ближневосточной проблеме.

К числу несомненных достижений можно отнести и то, что американские законодатели теперь с готовностью поддерживают идею создания независимого палестинского государства. И все же американским арабам потребуется пройти еще очень долгий путь, чтобы сплотить свои ряды, аккумулировать необходимые ресурсы и превратиться в мощную политическую силу, способную бросить вызов произраильским объединениям и организациям.


Список литературы

1. Конгресс и внешняя политика // США – Канада, 2000, № 9, с. 84.

2. The Middle East Lobbies by Cheryl Rubenberg, January – March 1984 // The Link – Volume 17, Issue 1, http://www.ameu.org, 26.08.2005.

3. The Israeli and Arab Lobbies By Mitchell Bard, http://www.juwishvirtuallibrary.org, 19.08.2005.

4. Arab Americans Learning to Lobby Congress by Barbara Ferguson // Arab News, May 16, 2002.

5. http://www.aaiusa.org/about_us.htm, 19.08.2005.

6. http://www.juwishvirtuallibrary.org, 19.08.2005.

7. Arab-Americans 2000 By Abdeen Jabara // The News Circle/Arab-America magazine, September 1999, #200, http://www.arab-american-affairs.net, 19.08.2005.

8. Arab Americans Learning to Lobby Congress by Barbara Ferguson // Arab News, May 16, 2002.

9. http://www.juwishvirtuallibrary.org, 19.08.2005.

10. http://www.freep.com/jobspage/arabs/arab8.html, 26.08.2005.

11. http://www.aaiusa.org, 19.08.2005.

12. http://www.juwishvirtuallibrary.org, 19.08.2005.