Смекни!
smekni.com

Международный консалтинг в мировой экономике (стр. 5 из 12)

В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой в наличии одного учредителя, а основной вид деятельности - сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.

Современная европейская модель технопарка имеет следующие особенности:

- наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (это способствует формированию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг);

- наличие нескольких учредителей (этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако намного эффективнее, например, с точки зрения доступа к финансированию).

В 80-е годы прошлого столетия технопарки стали создаваться в Канаде, Сингапуре, Австралии, Бразилии, Индии, Малайзии, Китае, Японии. Причем в Китае развитие технопарков как инструмента опережающего развития взяло под свое крыло правительство. Сегодня в этой стране более 50 национальных технопарков и примерно столько же создано на региональном уровне. Все они успешно работают, принося миллиарды долларов прибыли.

Правительствами большинства стран-лидеров технологической гонки наука и инновации рассматриваются не только как фундамент и одновременно инструмент повышения конкурентоспособности и безопасности, но и как базовый элемент общества нового типа, основанного на знаниях. Страны-лидеры неуклонно наращивают абсолютные объемы затрат на научные исследования и создание новых знаний и технологий. По относительному показателю затрат на НИОКР вперед недавно вышел Израиль, расходы которого выросли до 4,7 процента ВВП. Он опередил Швецию, где уже долгое время затраты на НИОКР превышают 3 процента ВВП. Япония также тратит на эти цели более 3 процентов ВВП, США — 2,7 процента. Ведущую роль в проведении долгосрочных прикладных и фундаментальных исследований и разработок в этих странах играет предпринимательский сектор. Бизнес финансирует от 61 процента (Франция) до 75 процентов (Швеция) общенациональных затрат на ИР, а в ряде стран корпорации вкладывают средства и в развитие фундаментальной науки. Так, в Японии, например, они обеспечивают более трети расходов на эту сферу, в США — более четверти, а в Южной Корее, где университеты и государственный сектор науки относительно слабы, — почти половину [8].

В вышеназванных странах государство с учетом специфики научного “производства” уделяет неослабное внимание регулированию сферы научных исследований, ставшему самостоятельным, часто приоритетным направлением его экономической политики. Слабости рыночного механизма преодолеваются с помощью различных мер: прямого участия государства в производстве знаний — организации лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании; предоставления для проведения фундаментальных исследований безвозмездных субсидий ученым, находящимся вне государственных институтов; обеспечения благоприятных условий для частного производства научных знаний и технологий посредством предоставления ему налоговых льгот или субсидий.

Главным финансовым инструментом научно-технической политики государств является использование бюджетных средств. За счет них покрываются от одной пятой до половины национальных расходов на НИОКР. Из государственных бюджетов практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, оборонные исследования в государственных лабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок — ускорителей, телескопов, космических станций и т. д. На фундаментальную науку в развитых странах расходуется от 6 до 22 процентов всех вкладываемых государством в науку средств. Наряду с прямым финансированием исследований и разработок государство стимулирует инновационную деятельность предпринимательского сектора с помощью достаточно широкого арсенала средств экономической и бюджетной политики. К числу этих средств, в частности, относятся: включение затрат на ИР частного сектора в себестоимость продукции; списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации; применение адресных налоговых льгот; льготное кредитование ИР и долевое финансирование крупных проектов; безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий или научной инфраструктуры в регионах.

Результатом данного процесса является некоторое изменение, направленное на улучшение деятельности клиентской фирмы. При этом процесс консультирования базируется на некоторой методологии, применение которой влияет на эффективность предоставляемых услуг.

Подобное предопределяет необходимость определения методического инструментария консалтинговой деятельности.

Под инструментарием консалтинговой деятельности понимают те средства, которые консультанты используют в своей работе по решению проблем клиента. Прежде всего, это касается выбора эффективной методологии анализа деятельности компании-заказчика и принятия решения по определению имеющихся проблем и мероприятий по их устранению.

Инструментарий консалтинговой деятельности тесно связан с профессиональным уровнем консультантов, их знаниями и опытом в определенных сферах организации бизнеса. Кроме того, совокупность знаний и умений консультантов определяют успех процесса консультирования и влияют на качество предоставляемых услуг.

В связи с этим особое внимание следует уделять поддержанию и развитию профессионального уровня консультантов.

Высококвалифицированный и мотивированный персонал - это ключ к высокому качеству услуг, результатом которого является удовлетворение потребителей консалтинговой услуги и высокие прибыли консалтинговой компании. Данная задача решается в рамках организационного подхода, затрагивающего вопросы управления персоналом.


2.3 Особенности отдельных видов консалтинга, наиболее значимых для макроэкономического роста

Стремясь двигаться в ногу со временем — часовым механизмом для отечественного бизнеса выступает экономика развитых стран — российский консалтинг активно интегрируется в глобальный рынок, наращивает профессионализм кадров, расширяет количество операторов, увеличивает спектр услуг. Сегодня рынок консалтинговых услуг в России можно назвать полностью сформировавшимся. Тут мы пока говорим не о качестве данных услуг, а о спектре их представленности — отечественный бизнес может получить консалтинговую поддержку любой направленности. Однако объективные условия развития российской экономики способствуют формированию определенных тенденций в использовании тех или иных консалтинговых услуг.

Наиболее динамичным и пользующимся сегодня наибольшим спросом среди российских предприятий направлением является управленческий консалтинг (или менеджмент-консалтинг). При этом часто фирмы, предлагающие данный вид услуг, трактуют его совершенно по-разному. Согласно международной классификации выделяют четыре основные группы управленческого консалтинга:

1. Стратегический консалтинг;

2. Операционный управленческий консалтинг;

3. HR-консалтинг, тренинги и обучение;

4. IT-консалтинг.

1.Стратегический консалтинг. Данное направление консалтинга представляет собой планирование деятельности компании в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Безусловно, такое определение является достаточно узким. В понятие «разработка стратегии» можно включить создание и продвижение нового продукта, реструктуризацию, диверсификацию деятельности, финансовую стратегию, маркетинговую стратегию, организационную или технологическую стратегию.

Стратегическое планирование является наиболее ответственным, и потому наиболее высокооплачиваемым видом консалтинговых услуг. В России интерес к стратегическому консалтингу динамично возрастает, однако спектр компаний-клиентов пока еще ограничивается крупным и частично средним бизнесом и отраслями, в которых присутствует жесткая конкуренция. Кроме того, в условиях нестабильности отечественной экономики и неурегулированности правового поля стратегии разрабатываются преимущественно в среднесрочном временном промежутке.

2.Операционный управленческий консалтинг направлен на оптимизацию операционной деятельности компании, что подразумевает изучение бизнес-процессов компании-клиента (систем производства и сбыта, дистрибуции, управления запасами и закупками и т. д.), экспресс-диагностику, на основании которой разрабатываются пути улучшения определенных процессов: сокращение операционных расходов, постановка систем логистики и дистрибуции, системы управления качеством, оптимизация системы управления товарными/производственными запасами.

Многие преобразования становится возможным осуществить лишь путем проведения реинжиниринга бизнес-процессов. Данный термин, будучи практически неизвестным несколько лет назад, сейчас активно внедряется в словарь российского бизнеса. Цитируя автора данного понятия М. Хаммера, реинжиниринг — это «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов, направленное на достижение значительных улучшений важнейших показателей деятельности компании, таких как качество предоставляемых товаров и услуг, оперативность работы, длительность финансового цикла и т. п.». Процесс реинжиниринга может включать объединение нескольких операционных процедур в одну (горизонтальное сужение процесса), сокращение управленческой иерархии (вертикальное сужение процесса), перераспределение функциональных полномочий с целью повышения эффективности и оперативности выполнения обязанностей и принятия решений. Все эти преобразования в конечном счете ведут к ликвидации неэффективных операций, устранению излишнего персонала, упрощению и повышению качества процессов, их сокращению во времени и удешевлению.