Смекни!
smekni.com

Мусульманская диаспора в Голландии (стр. 2 из 4)

Например, лидеры Христианской демократической партии Бринкман и Люббер поддерживают дальнейшее проведение политики мультикультурализма в отношении мусульман. Их позиция сводится к тому, что культурные различия внутри общества вполне в порядке вещей. Иммигранты являются полноправными пользователями системы образования, участниками рынка труда и жилья, а также полноправными участниками демократического процесса принятия решений. С другой стороны, Либеральная партия и политический блок «Демократы-66» в лице Болкштайна и Ван Мерло выступили ярыми противниками интеграции мусульман в голландское общество. Противник интеграции профессор Ковенберг высказал опасения, что если мусульмане организуются в единый политический блок, то они будут требовать введения своих законов и мусульманского образа жизни; «мусульманская милитаризованная религия заразит нашу демократическую систему такими инфекциями, как кровная месть и отсечение конечностей»7. Известный голландский социолог Ван Ри заявил, что за последние 200 лет страна достигла высокого уровня секуляризации и общественных свобод и все это в скором будущем может быть утрачено8. Попытка защитить национальную культуру, отстаивая ее превосходство, по мнению западной исследовательницы В.Столк, является «культурным фундаментализмом». Она считает, что проблему мигрантов недопустимо рассматривать, учитывая только культурную составляющую, это просто наивно и подрывает основы нации, ведет к гомогенности, статичности9.мусульманин голландия нидерданды миграция

Процесс интеграции оказался довольно сложным. Мусульмане не всегда разделяют те ценности, которые доминируют в голландском обществе. Главные препятствия на пути интеграции мусульман в европейское общество – это европейские реалии, такие как расизм, ксенофобия. Кроме этого, мусульмане в Европе встречаются с социально-экономическими проблемами, среди которых центральное место занимает безработица. Мусульманские организации испытывают определенные трудности при покупке земель для строительства мечетей. Например, при оформлении документов, связанных с приобретением турецкой общиной земельного участка в г. Гааге, было зафиксировано, что преимущество в случае последующей продажи будет за городскими властями. Только после утверждения этого пункта договора сделка состоялась. При строительстве жилых массивов городские власти часто намеренно не выделяют места для последующего сооружения мечетей. Местные жители выступают против передачи мусульманским общинам уже существующих зданий для последующей их перепланировки в места для отправления культа, т.к. это нарушает привычный уклад жизни городских кварталов. Мусульманским организациям приходится отстаивать свои права в судебном порядке10. В 1986 г. попытка муниципалитета одного из городов Голландии передать помещение местному отделению голландского общества геев в здании, где несколько комнат принадлежало суринамским мусульманам, вызвало резко негативную реакцию со стороны исламской общины. Мусульмане потребовали от городских властей отменить свое решение. Бурные дебаты вокруг этого инцидента транслировались по национальному телевидению страны.

В результате тесных контактов с коренным населением перед мусульманами (особенно вторым и третьим поколениями) остро встал вопрос, с одной стороны, сохранить идентичность, а с другой, найти свое место, реализовать себя здесь, в Голландии. В стране не хватает подготовленных религиозных исламских кадров. Эта проблема решается за счет приглашения духовных служителей из мусульманских стран, которые не владеют голландским языком, слабо разбираются в тех социально-политических процессах, которые происходят в Европе. Импортируемые имамы не понимают повседневных проблем мусульман, живущих в Голландии, и не пользуются особой популярностью среди молодежи. Второе и третье поколения мусульман по сравнению со своими родителями лучше образованы. Действительность ставит перед молодежью вопросы, на которые традиционные имамы мечетей не могут ответить. В результате молодежь посещает различные мечети, где проповедь настроена на исламистский лад, где задают тон интеллектуальные исламисты-радикалы, хорошо знакомые с европейской шкалой ценностей. Родители отправляют ребенка за «духовным прозрением» в мечеть, откуда он возвращается с радикальной исламистской и антисемитской индоктринацией. Речь идет о настоящей войне культур. Европа, проповедующая гуманитарные ценности гуманными методами, столкнулась с организованным и все более крепнущим сопротивлением тоталитарного общества, действующего силовыми методами и использующего зомбирование.

Государство постепенно начинает вмешиваться в дела религии. Так, например, при назначении имамов учитываются не только их знания в области теологии, но и свободное владение голландским языком, способность вести переговоры с местными властями, знание законов страны. В мае 1986 г. Верховный суд Нидерландов вынес решение, по которому имамы мечетей получили законный статус духовных служащих. Тем не менее государство, придерживаясь принципа разделения государства и церкви, не вмешивается в трудовые споры, возникающие в среде мусульманского духовенства. Однако вышеназванный принцип разделения государства и церкви нарушается, когда возникает вопрос о приглашении имамов из-за рубежа. Данная процедура связана с разного рода сложностями бюрократического характера. Правительственные органы решают, является ли желательным приезд той или иной кандидатуры на должность имама с точки зрения безопасности страны. (Имам у себя на родине должен подать прошение в голландское дипломатическое представительство, затем его документы тщательно изучаются, через посольство собирается информация об этом духовном лице.) Индийская и суринамские мусульманские общины взяли на себя функцию по подготовке имамов, а также добились от государства разрешения на создание специальных подготовительных курсов по обучению духовных служащих. Христианская демократическая партия, в свою очередь, предложила на базе одного из голландских университетов создать кафедру по подготовке имамов.

Министр юстиции поддержал эту инициативу, на его взгляд, столь необходимую для обеспечения процесса интеграции. Он также заметил, что необходимо учитывать ту роль, которую играют имамы в мусульманских общинах, поэтому следует создать все условия, чтобы духовные служащие как можно лучше разбирались в различных социально-политических аспектах голландского общества. При этом он добавил, что государство не должно финансировать создание различных духовных заведений, так как это противоречит принципу лаицизма (разделения церкви и государства), т.е. мусульманским общинам предстоит самостоятельно решить этот вопрос. Государство же будет оказывать только административную поддержку. Нидерландский министр иммиграции и натурализации ХилбрандНавийн пообещал сделать все возможное для того, чтобы в мечетях говорили на голландском языке, а мусульманские священники воспитывали у верующих лояльность к ценностям и нормам голландского общества. Как позднее заявила пресс-секретарь Навийна, министр не имел в виду, что молиться и выступать с проповедями в мечетях можно будет исключительно по-голландски, однако представители исламских общин в Нидерландах истолковали слова Навийна именно в этом смысле и выступили с протестами. Говоря о новой политике Голландии в вопросе иммиграции, Хилбранд Навийн сообщил, что он готовится предложить закон, по которому мусульманским священникам не будут выдавать въездные визы, если они не сдадут экзамен по итогам специального курса голландской культуры и языка11. Прохождение этого курса недавно стало обязательным для всех мусульманских священников, приезжающих в страну. Теперь они вынуждены слушать лекции по проблемам отношения к женщинам, сексуальным меньшинствам, эвтаназии, свободе слова, вероисповедания и национальной терпимости.

Хилбранд Навийн является членом ультраправой партии, победившей на выборах вскоре после того, как был убит ее лидер Пим Фортейн, известный своими высказываниями, направленными против мусульман. Ранее Навийн уже выступал с резкими антииммиграционными заявлениями. В августе этого года он высказался за депортацию всех иммигрантов, совершивших преступления на территории страны, причем даже тех, кто уже стал гражданином Нидерландов. Министр также предложил сократить число прибывающих в Голландию иммигрантов на 80% и переоборудовать старые военные казармы под центры временного содержания для иностранцев. Иммигранты-мусульмане возглавляют все списки проблемных граждан: в этой социальной группе выше всего процент безработных, инвалидов, преступников, лиц, совершающих акты насилия в семье, и школьников, уклоняющихся от посещения учебных заведений. Министр юстиции Пит Хейн Доннер намерен позволить судьям выносить для преступников из числа молодых иммигрантов более жесткие приговоры, нежели для коренных голландцев. В своей конфиденциальной служебной записке Доннер пишет, что особенно заинтересован в ужесточении мер, направленных против рецидивистов. Он крайне недоволен тем, что согласно статистике, иммигрантская молодежь совершает преступления чаще, чем местные голландцы. Он также выступает за то, чтобы родители были более ответственны за действия своих детей, предлагая в качестве наказания нерадивых родителей принудительные общественные работы12.