Смекни!
smekni.com

"Хезболла" как инструмент ИРИ в эскалации арабо-израильского конфликта (стр. 4 из 5)

3. Социальная поддержка

Другим средством, которое использует ИРИ для радикализации исламского общества и воспитания (а точнее – индоктринации) будущих террористов, является пропаганда успехов таких организаций, как «Хезболла» и ХАМАС на поприще социального обеспечения. Согласно данным Государственного департамента США, ХАМАС использовал палестинские благотворительные учреждения для укрепления собственного положения среди палестинцев, за счет и в ущерб авторитету Палестинской Национальной Администрации33.

Действительно, в докладе, подготовленном в июне 2000 г. для тогдашнего главы ПНА Ясира Арафата, описывается встреча в Дамаске официальных представителей Ирана и лидеров ХАМАС, на которой согласовывались вопросы использования сферы социального обеспечения в битве за общественное мнение34.

Палестинские аналитики с готовностью соглашаются, что ХАМАС имеет «проект позиционироваться в качестве альтернативы ПНА, хотя и не афиширует это»35.

Финансирование Ираном «Хезболлы» и через нее ХАМАС служит не только делу радикализации палестинского общества, но и создает необходимую для этих организаций тыловую структуру поддержки.

Израильские аналитики пришли к выводу, что одним из способов, при которых органы соцобеспечения, находящиеся под контролем ХАМАС, служат аппаратом поддержки террористических группировок, является создание рабочих мест в благотворительных обществах и других подобных структурах, которые занимают оперативные сотрудники террористических организаций или члены их семей. Тем самым обеспечивается их легальное, юридически обоснованное прикрытие36.

Кроме этого, Иран переводит в социальную сферу напрямую или используя каналы «Хезболлы», миллионы долларов. Перевод финансовых средств палестинским террористическим организациям осуществляется, в том числе, и через благотворительные фонды. Одним из финансовых каналов перекачки средств является благотворительный фонд «Аль-Ансар». Формально эта организация выплачивает стипендии студентам и оказывает финансовую помощь семьям погибших и палестинских заключенных. Часть этих денег предназначается семьям террористов-самоубийц и палестинских боевиков, раненых при столкновениях с израильтянами. Некоторые раненые переправляются в иранские госпитали для оказания им медицинской помощи. Напомним, что ранее эти функции выполняли представители Ирака в ПНА по личному указанию Саддама Хусейна.

О связях этого фонда с «Хезболлой» и Ираном стало известно после того, как некоторое время назад в секторе Газы были задержаны три брата, являвшиеся сотрудниками этой организации. Как выяснилось в ходе следствия, они занимались переводом средств, получаемых от «Хезболлы» и КСИР, различным адресатам в Самарии.

В ходе следствия, к примеру, установлено, что через них проходили и средства, использованные впоследствии для финансирования подготовки теракта на железнодорожном вокзале Кфар-Сабы37.

4. Военная помощь

Основным направлением военной поддержки Ираном группировок «Хезболла» является военная подготовка их членов. Она осуществляется в созданных и контролируемых иранцами учебных лагерях, которые действуют под эгидой «Хезболлы» и Народного фронта освобождения Палестины – Объединенное командование (НФОП – ОК). В этих лагерях, расположенных на территории Сирии и Ливана, иранские инструкторы обучают рекрутов различных национальностей – арабов и курдов, армян и палестинцев, представителей других национальностей диверсионно-разведывательной деятельности38.

Кроме того, как считает палестинский ученый-юрист Зияд Абу-Амр, «Иран обеспечивает общую тыловую поддержку не только «Хезболле», но и ХАМАС, осуществляя военную подготовку его членов»39. По данным канадской разведки, ХАМАС имеет учебные лагеря в Иране, Ливане, и Судане. Причем лагеря ХАМАС в Ливане находятся под иранским наблюдением и контролем40.

Большое место в иранской помощи «Хезболле» занимает обеспечение оружием, боевой техникой и другими техническими средствами ведения партизанской войны.

Незадолго до начала последней войны в Ираке ИРИ под давлением американской администрации приостановила поставки оружия «Хезболле». Но уже через полгода Тегеран возобновил снабжение организации оружием.

В частности, в 2004 г. для отправки оружия использовались сирийские самолеты, которые доставляли в Иран гуманитарную помощь пострадавшим в результате землетрясения в Баме. Обратно в Дамаск эти самолеты прибывали с грузом иранского оружия, которое затем переправлялось в Ливан41. Правда, позже, не без давления Москвы, руководство Сирии после визита в российскую столицу президента Башара Асада пошло на некоторые корректировки в своей политике. Это привело к прекращению поставок «Хезболле» оружия из Ирана через Дамаскский аэропорт42.

Существуют ли они? Да, существуют.

Особенно сейчас, когда Израиль и новое руководство Палестины пришли к согласию, им не должны мешать экстремисты с обеих сторон.

17 марта лидеры некоторых палестинских экстремистских группировок согласились прекратить нападения на израильские войска и объекты до конца 2005 г. К такому заключению пришли в результате 48-часовых переговоров представители официального руководства Автономии, ФАТХ, «Исламского джихада» и ХАМАС. Переговоры проходили в Египте.

В совместном заявлении сторон говорится: «Участники данного соглашения обязуются в течение 2005 г. поддерживать наступившее в настоящий момент перемирие в ответ на выполнение Израилем обязательств по прекращению агрессии во всех формах в отношении палестинских территорий и палестинцев вне зависимости от их местонахождения, а также по освобождению всех заключенных и пленных»43.

Как заявил представитель ХАМАС МохаммадНазал, предоставленное Израилю время – максимальный срок, за который он должен реализовать план по передаче городов на Западном Берегу и освобождению заключенных.

По мнению главы ПНА Махмуда Аббаса, согласие среди радикальных группировок заставит Израиль ускорить процесс передачи городов на Западном Берегу под контроль палестинских сил безопасности. Также Аббас высказал надежду, что перемирие позволит возобновить диалог с Израилем о независимости Палестины.

Израильские официальные лица, в свою очередь, заявили, что ожидают от Аббаса разоружения группировок. «Истинная цена словам главы ПА будет определена на деле. До тех пор, пока эти организации остаются при оружии, есть все основания сомневаться, что они будут придерживаться условий мирного соглашения», – сказал один из высокопоставленных израильских чиновников. Также МИД Израиля высказал надежду, что через какое-то время Аббас начнет разоружение экстремистов44.

При всем этом некоторые израильтяне считают, что главное в проблеме прекращения огня со стороны исламистских экстремистов – деньги. Так, представитель израильского Генерального штаба отметил, что «настоящий камень преткновения в переговорах, которые ведет Махмуд Аббас (с экстремистами), – никакие не идеи, а наличные. ХАМАС и «Исламский джихад» согласны прекратить теракты и держать перемирие достаточно длительный срок, но они получают за террор «сдельно» напрямую от Ирана или через «Хезболлу» и боятся остаться на мели, если присоединятся к прекращению огня». Все, чего радикальные исламисты требуют от Аббаса – это чтобы ПНА «компенсировала им финансовый ущерб» от прекращения убийства евреев45.

Возможно, конечно, это преувеличение, но, с другой стороны, проблема денег, а в широком плане – социальная проблема в целом – существует. Десятки тысяч палестинцев и их братьев по борьбе, которые с пеленок научились лишь стрелять, могут остаться без средств к существованию. Ведь другой работы они не знают, да и ее нет в регионе. Это важнейшая социально-политическая и даже гуманитарная проблема, которую решать надо всем миром с подключением не только руководства Израиля или ПНА, но и международных организаций, включая ООН.

Другая проблема – это помощь извне экстремистским группировкам в Палестине. Было бы, наверное, более продуктивно не инициировать финансированием террористические акты, а направить средства исключительно на гуманитарные цели. Мало разоружить боевиков – это лишь часть огромной работы. Главное – создать политико-экономические условия перехода боевиков с тропы войны на тропу мира. И здесь, как это ни парадоксально, роль «Хезболлы» могла бы быть центральной.

«Хезболла» является одной из самых авторитетных и активных организаций Ливана, она располагает собственной фракцией в ливанском парламенте, а также пользуется мощной поддержкой среди мусульман-шиитов. При всем своем не совсем привлекательном международном имидже (ее признали террористической и США, и Европарламент) эта организация – не только боевики, не только террористическая активность, но неумеренные исламисты и политическая, в том числе и парламентская деятельность Движения. Это дает основание с определенной долей условности сравнить «Хезболлу» с Ирландской Республиканской Армией (ИРА), внутри которой также борются две тенденции – политическая и военная.

В этой сложнейшей и неоднозначной ситуации мировое сообщество должно поддерживать политическое крыло «Хезболлы», поощрять умеренных политиков этой организации и все их позитивные шаги, которые могли бы привести к нормализации обстановки в регионе. Было бы прагматично, используя возможности «Хезболлы», втянуть экстремистские группировки, действующие в регионе, в мирный процесс, хотя бы в качестве нейтральных субъектов.

Поэтому не лишены резона предложения, к примеру, Генерального секретаря ООН Кофи Аннана о необходимости признания со стороны Организации Объединенных Наций ливанской партии «Хезболла». «Это сила, с которой следует считаться...» – заявил Генсек46.

В том же ключе построены и заявления министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «...В интересах Ливана и всего Ближнего Востока, чтобы политическая роль «Хезболлы» была принята во внимание и получила возможность представлять свои интересы через выборы в структурах власти, которые будут формироваться в Ливане». Председатель Прогрессивно-социалистической партии Ливана, сын известного ливийского политика Камаля Джумблата, Валид Джумблат в одном из своих выступлений намекнул на возможную роль «Хезболлы» в строительстве Ливана, не зависимого от сирийских спецслужб47.