Смекни!
smekni.com

Фундаменталистская идеология "исламского возрождения" (стр. 4 из 5)

В Саудовской Аравии исламистское движение, оппозиционное правящей королевской династии, стало формироваться в начале 90-х гг. Часть известных улама в 1991 г. направила королю Фахду докладную записку, озаглавленную «Вопросы для изучения» (музаккират аль-маталиб). В ней осуждалось присутствие на территории королевства американских войск, прибывших сюда по просьбе саудовских властей во время агрессии Ирака против Кувейта, а также предлагалось провести ряд реформ, в том числе создать Консультативный совет (меджлис аш-шура) при правительстве и укрепить боеспособность армии. Петицию подписали 107 видных мусульманских деятелей, представителей деловых кругов и интеллигенции, в их числе Абдалла аль-Масаари, председатель Государственного совета по рассмотрению жалоб (диван аль-мазалим). Кроме того, петиция была одобрена муфтием Саудовской Аравии шейхом Бен Базом. В 1992 г. по королевскому указу был создан Консультативный совет, состоявший из назначаемых королем 60 наиболее известных и уважаемых людей королевства. Наряду с этим были кодифицированы законы и опубликован Свод основных законов. В то же время подтверждалось, что «конституцией страны является Коран».

Тем не менее, наиболее оппозиционно настроенные молодые улама Салман аль-Ода (36 лет, имам мечети в г. Бурайда) и Сафар аль-Хавали (41 год, выпускник исламского университета в г. Медине), направили королю и опубликовали подписанную около 100 улама и выпускниками исламских университетов новую петицию, озаглавленную «Искренние советы и пожелания» (маталиб ан-насыха). В ней наряду с предложением дальнейших реформ государственного управления, содержалась критика «коррупции в высших эшелонах власти и коммерческой деятельности и поведения, противоречащих шариату, некоторых членов королевской фамилии». Затем по инициативе одного из лидеров оппозиции, Мухаммеда аль-Масаари (сына Аюдаллы аль-Масаари, председателя «Диван аль-мазалим»), получившего высшее техническое образование в США, был сформирован «Комитет защиты прав, предоставляемых шариатом» (ляджнат аль-хукук аш-шарийа). Саудовские власти достаточно жестко отреагировали на выступление оппозиции. Подписанты петиции подверглись резкому осуждению со стороны муфтия Бен База. В последствии Салман аль-Ода и Сафар аль-Хавали, пытавшиеся организовать манифестацию своих сторонников, были арестованы, так же как и Мухаммед аль-Масаари, после того как дал интервью корреспонденту Би-Би-Си, в котором высказал критические замечания в адрес правящей династии. В 1994 г. Мухаммед аль-Масаари (освобожденный из заключения по настоянию AmnestyInternational) эмигрировал в Лондон, где он продолжал обвинять правящий саудовский режим в несоблюдении шариата и «превращении страны в личную собственность многочисленных членов королевской семьи». В свою очередь наиболее радикально настроенные оппозиционеры начали создавать подпольные исламистские группировки, которые впервые заявили о себе в 1995 г., устроив взрыв в г. Эр-Рияде, в результате которого погибли пять граждан США.

К началу XXI в. социально-политическая обстановка в Саудовской Аравии в достаточной степени обострилась. Во-первых, это связано с кризисными явлениями, которых не знало королевство с момента своего основания в 1932 г. Доход на душу населения сократился с 26600 долл. в 1981 г. до 6800 долл. в 2001 г., безработица превысила 30% трудоспособного населения18. Из примерно 110 тыс. молодых саудовцев, приходящих каждый год на рынок труда, только 40 тыс. имеют шанс найти работу. В то же время значительная часть бюджетных средств тратится на содержание членов королевской фамилии, многие из которых, кроме того, занимаются бизнесом и являются богатейшими людьми планеты. Во-вторых, на внутреннюю обстановку в Саудовской Аравии повлияло также общее осложнение ситуации на Ближнем Востоке после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. и вторжения войск США и их союзников в Ирак в 2003 г. Эти факторы провоцируют усиление активности сил, оппозиционных правящей саудовской династии. Оппозицию с достаточной степенью условности можно разделить на два течения: общественно-политическое (если такой термин применим к стране, где не существует политических партий) и радикально-исламистское. Первое представляет средние слои общества, в него входят также часть улама и некоторые члены королевской семьи. В частности, один из братьев короля Фахда принц Талал Ибн Абд аль-Азиз, высказывавшийся за создание конституционной монархии, что произвело скандал в королевском доме и вызвало его опалу, и его сын Валид (1957 г. рожд.), бизнесмен-миллиардер, один из самых богатых членов королевской семьи.

Эта оппозиция добивается реформирования государственно-политической системы с целью ее более эффективного функционирования и придания ей более современного и «демократичного» имиджа. Предлагается создание консультативных советов (меджлис аш-шура) при губернаторах в провинциях посредством всеобщих выборов, больший контроль за эффективным использованием муниципальных фондов, предоставление гражданам права на свободу слова, создание общественных организаций и других свобод, которые, тем не менее, не должны противоречить шариату. Эти и ряд подобных предложений были изложены в меморандуме «Взгляд на настоящее и будущее страны», подписанном более ста представителями интеллигенции, в том числе писателями и преподавателями вузов, а также улама (суннитами и шиитами) и бизнесменами. Меморандум был передан в январе 2003 г. лично наследному принцу Абдалле Ибн Абд аль-Азизу (род. в 1923 г.) делегацией в составе 20 человек. Наследный принц, ознакомившись с меморандумом, заявил, что предложения делегации совпадают с его планами. Насколько искренен был наследный принц, судить трудно, так как саудовское руководство находится в довольно сложном положении. С одной стороны, реформирование государственно-политической системы действительно назрело и диктуется необходимостью повысить эффективность госаппарата, ограничить в какой-то степени всевластие и бесконтрольность многочисленных членов саудовской фамилии и тем самым снизить социальную напряженность в обществе, а также создать имидж современного государства с соответствующим нынешней эпохе набором «демократических институтов». Еще одним немаловажным фактором в пользу такого реформирования является позиция США, которые требуют «демократизации режимов в арабском мире». Тем более, что расследование терактов 11 сентября 2001 г. показало, что из 19 их исполнителей 15 были гражданами Саудовской Аравии, что в достаточной степени осложнило американо-саудовские отношения. С другой стороны, такое реформирование грозит расшатать два основных столпа государства – абсолютную королевскую власть династии Саудов и ислам ваххабитского толка, на идеологии которого было создано королевство и который до сих пор доминирует в Саудовской Аравии19. Именно с таких позиций, то есть защиты «исконных исламских идеалов веры», выступает радикальная саудовская оппозиция. Она представлена в настоящее время в основном двумя экстремистскими группировками такфиристского толка «Муджахидины Аравийского полуострова» (аль-муджахидун фи джазират аль-араб) и «Исповедующие истинную веру Аллаха» (аль-муваххидун)20. Лидеры этих группировок обвиняют правящую династию в том, что она «предала ислам, осквернив землю мусульманских святынь присутствием вооруженных сил неверных», и призывают своих сторонников «уничтожать американского врага и его ставленников на земле, в море и в воздухе»21. Предполагается, что эти группировки имеют связи с организацией Усамы бен Ладена и именно их боевики осуществили серию взрывов в мае и ноябре 2003 г. в г. Эр-Рияде в кварталах, где преимущественно проживают американские граждане.

Марокко в отличие от Саудовской Аравии является конституционной монархией с парламентом и сравнительно давно сформировавшейся многопартийной системой22. Умеренные исламисты представлены в ней двумя организациями – политической Партией справедливости и развития (Partidelajusticeetdudéveloppement) во главе с ее генеральным секретарем Саадом Дин Османи и ассоциацией «Справедливость и улучшение» (аль-адль ва-ль-ихсан), которой руководит шейх Ясин. Наряду с ними функционируют также общественно-религиозные организации – Ассоциация исламской молодежи, «Группа Мухаммеда» и «Священное братство Зейтуни».

Наиболее влиятельной является представленная в парламенте Партия справедливости и развития (ПСР), завоевавшая 38 депутатских мест (из общего числа депутатов – 450) в результате парламентских выборов в ноябре 2002 г. В ходе голосования в выборные муниципальные органы власти (провинциальные собрания) в сентябре 2003 г. ПСР получила 593 места из общего числа в 23 тыс. во всех 60 провинциях Марокко23. Как считает большинство политических обозревателей, это число должно было бы быть примерно в четыре раза больше, если бы ПСР не отозвала многих своих кандидатов накануне выборов. Это было сделано добровольно (или под нажимом властей, как утверждают некоторые руководители ПСР) после взрывов 16 мая 2003 г. в Касабланке в еврейском культурном центре, осуществленных экстремистскими исламистскими группировками, в результате которых погиб 41 человек и более 100 получили ранения. Лидеры ПСР и других умеренных исламистских организаций резко осудили «всех тех, кто прибегает к террору для достижения своих целей». Тем не менее отзыв кандидатов ПСР, который ее руководство объясняло нежеланием «шокировать марокканскую и зарубежную общественность», вероятно являлся правильным решением, если учесть также, что среди арестованных и осужденных за причастность к подготовке взрывов был бывший казначей ПСР. Пример с казначеем ПСР подтверждает, что иногда достаточно трудно провести четкую грань между умеренными и радикальными исламистами, особенно на уровне рядовых членов их организаций (такая ситуация присуща не только Марокко, но практически всем мусульманским странам).