Смекни!
smekni.com

Место и роль исламских банков в развитии экономики мусульманских стран (стр. 2 из 4)

По этой причине после того, как исламские финансовые учреждения в той или иной степени прижились на экономическом пространстве арабского мира, возникла необходимость в дальнейшем расширении сферы деятельности исламских экономических представлений. Если прежде наступление исламского капитала осуществлялось во многом на спонтанной основе, то ныне настает пора строгих расчетов для достижения весомых результатов. В связи с этим предполагается обеспечивать продвижение исламских учреждений не по наитию, а с привлечением специально подготовленных кадров.

Результат достигается за счет именно массированной поддержки государства, не считающегося с затратами ради проверки на практике умозрительной идеи. Во всяком случае, исходя из того, что исламские банки являются конкретными обладателями существенных капиталов, способных превращаться в инвестиции, опыт их деятельности и перспективы развития заслуживают самого пристального внимания с точки зрения продвижения исламских представлений о нормах хозяйственной практики.

Кроме того, представляется уместным отметить, что, по всей видимости, внедрение исламских представлений о правилах хозяйственной деятельности и воссоздание производственных отношений с исламской подоплекой видится в арабских странах во многом как элемент исламской цивилизации, который призван противостоять западному вызову в разных областях, а не только в финансовой сфере. Видимо, проблема исламских институтов в экономической области решается в категориях цивилизационного противодействия и идеологического отпора наступлению западных ценностей, засилье которых не воспринимается в качестве нормы в отдельных частях арабского мира, способных выступить с собственными альтернативными предложениями и инициативами.

Арабы серьезно относятся к возможности исламизации экономики и разных ее секторов и институтов. Во всяком случае, идея исламского регулирования экономики постоянно муссируется и постепенно материализуется не только через наращивание количественных показателей роста исламских банковских структур. Арабо-мусульманские страны предпринимают шаги, чтобы реализовать и другие возможности, скрытые в их исламской природе. В частности, одним из последних примеров в развитии инициатив, предпринимавшихся на других направлениях, может служить совещание в Катаре в конце мая 1997 г. На нем исламскими государствами принято решение создать Исламскую сельскохозяйственную палату. Причем показателен уже тот факт, что подобное предложение исходило от Сирии – светского государства, руководство которого испытывает настороженность к инициативам с исламским содержанием .

Такая палата сможет оказать аграрному арабскому сектору эффективную помощь, предоставить серьезные услуги, мобилизуя для этого потенциал и опыт стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССГАПЗ) и особенно ОАЭ, где сельское хозяйство обладает особым приоритетом.

Аграрная сфера наиболее перспективна с точки зрения консолидации в ее рамках исламского экономического начала. Арабские государства имеют аграрную специализацию, сталкиваются с продовольственным дефицитом и испытывают трудности в создании завершенных агропромышленных комплексов для глубокой и качественной переработки сельскохозяйственного сырья. По замыслу, Исламская сельскохозяйственная палата в организационном плане – специализированная структура, выступающая в качестве постоянного комитета созданной ранее Исламской торгово-промышленной палаты. Главная задача сельскохозяйственной палаты состоит в том, чтобы содействовать обмену опытом, информацией и товарами между странами–членами, способствовать рациональному использованию национальной ресурсной базы в общих интересах, поощрять взаимные инвестиции, обеспечивать пополнение национальных фондов продовольствия друг друга в случае необходимости. Основой для этого послужат межгосударственный банк данных об аграрном производстве, создание совместных предприятий, другие формы сотрудничества и взаимодействия.

Среди ближайших планов – создание исламской сельскохозяйственной федерации с целью подготовки условий для объединения стран–членов в рамках исламского общего рынка аграрной продукции. В целом, все это может свидетельствовать о наличии совершенно определенных тенденций в том, что касается расширения сферы действия исламских хозяйственных представлений .

Во-первых, можно констатировать начало активного процесса создания структур и институтов исламской экономики и распространение их действия на базовые отрасли материального производства в арабо-мусульманском мире.

Во-вторых, можно вести речь о создании параллельных структур в арабском мире, возникающих рядом со "светскими" структурами, призванными регулировать "гражданский" бизнес. Здесь имеется ввиду возникновение мусульманских палат как самостоятельных учреждений, способных, видимо, подменить обычные учреждения этого рода и сосредоточить в своих руках значительные объемы деловой активности.

В связи с этим, в-третьих, несомненно, готовятся условия для ведения со временем конкурентной борьбы с обычными предпринимательскими структурами и организациями в арабском бизнесе с перспективой вытеснения их с занимаемых позиций и претензией на единоличное представление и выражение экономических и, возможно, политических интересов арабских и мусульманских вообще коммерсантов, предпринимателей и других крупных представителей местной деловой общины.

В-четвертых, можно говорить о популярности исламской экономики и серьезности намерений промусульмански настроенной части деловых кругов. Консолидация исламского начала охватывает большие сегменты экономического пространства, включает разные направления деятельности. Цель этого – утверждение исламской традиции в хозяйственной сфере, фиксирование своих интересов и максимальное увеличение числа своих приверженцев и сочувствующих.

В более широком плане речь, возможно, следует вести о возникновении предпосылок, свидетельствующих о явлениях регионального порядка и значимости. По существу, в условиях, когда правительственные инициативы в создании элементов общего рынка и интеграционных процессов в регионе не имеют эффективного продолжения (если не считать недавно объявленного намерения все же создать арабский общий рынок в составе некоторых ближневосточных государств), исламские учреждения с сильной наднациональной составляющей могут подменить экономическую целесообразность и самостоятельно привести к реальным сдвигам в объединительных тенденциях, декларация которых у арабов – неотъемлемая часть политической риторики в течение десятилетий.

Укоренение шариатских принципов в экономике арабских стран – сложная задача с практической точки зрения.

Во-первых, целенаправленное формирование основ исламской экономики едва ли возможно без соответствующим образом ориентированной политической надстройки, представленной теократией, традиционными элитами или происламски настроенными политическими деятелями и способной проявить политическую волю в масштабах, достаточных для воплощения идеи исламской экономики в конкретных хозяйственных образах. Светские режимы в арабских странах не рассчитаны на содействие становлению подобных моделей на широком фронте. В лучшем случае они могут поддержать некоторые инициативы с целью эксплуатации идеи и обретения неких материальных или иных выгод от поддержки важного для богатой части исламского мира и, возможно, обещающего явления. Но полномерного их участия в перестройке своих экономик на исламский лад ожидать не приходится. По крайней мере, накопленный по этому поводу опыт пока подтверждает правоту такого вывода.

Во-вторых, в любом случае масштабные мероприятия в этой области будут означать серьезную перестройку основ деятельности всей хозяйственной организации. А это чревато обязательным на первоначальном этапе такой перестройки снижением темпов роста, замедлением процессов развития, отвлечением ресурсов на цели, не вызванные объективной необходимостью, потребностями рационализации или оптимизации производства.

В-третьих, экономика арабских стран, особенно тех из них, где идея исламизации получает наибольшую подпитку, плотно встроены в МКХ. Нарушение связей между ними и этой системой в результате исламизации может подорвать всю конструкцию участия арабских стран в глобальном воспроизводственном процессе. Последствия, спровоцированные неизбежными в этом случае напряжениями и противоречиями, могут оказаться несопоставимыми с теми достижениями и благами, которые связываются с переходом на исламские принципы ведения хозяйства.

В-четвертых, в случае реализации мер по исламизации страны-сторонники такого подхода рискуют оказаться в отрыве или даже в изоляции от большинства, по крайней мере, на период адаптации их экономик к общепринятым хозяйственным моделям. Нарушение взаимодействия в любом случае неизбежно. Как минимум, оно может быть затруднено из–за несовпадения принципов функционирования и обусловленных этим разных требований относительно организации сферы внешнеторгового и внешнеэкономического регулирования, финансирования международного сотрудничества, кредитования экспортно-импортных операций и т. п.