Смекни!
smekni.com

Основные направления финансового сотрудничества исламских банков со странами СНГ (стр. 2 из 3)

До сих пор соглашения касались лишь финансирования торговли. Теперь же западные кредиторы взяли на себя чистые финансовые риски, т.е. более высокие.

По данным Госкомстата, накопленные капиталовложения в Россию нарастают, и к началу 1996 г. достигли 6 млрд. долл. В 1995 г. в России было вложено 1,6 млрд. долл. иностранного капитала, из которых почти 1 млрд. составили прямые инвестиции, а остальное – кредиты и инвестиции в ценные бумаги.

Пока в Россию и в СНГ поступают инвестиции среднего и малого зарубежного капитала, который являет собой как бы разведку перед наступлением капитала крупного, но уже имеются очаги этого последнего.

Показательны действия крупной индийской компании ''Сан групп''. Эта компания создает инвестиционный фонд в 200 млн. долл. для вложения средств в российскую промышленность – фармацевтическую, нефтегазовую и в телекоммуникации. Представители этой компании, которые инвестировали капитал в российскую пищевую промышленность, уже владеют 5 пивоваренными заводами, что составляет 15 процентов всей российской пивоваренной промышленности, и реализуют продукции на 108 млн. долл. в год.

Очевидно, что западный капитал проявляет в той или иной форме интерес к России и странам СНГ. На этом фоне активность исламских финансовых структур исключительно низка и несопоставима с потенциалом, которым исламские банки располагают. Исламские банки – развивающаяся структура, которая должна быть заинтересована в новых рынках, и уже проявляет такой интерес, но на других географических направлениях.

По имеющимся данным, только ''Далля аль–Барака'' сделала попытку проникнуть на финансовое пространство Казахстана. Но эта попытка закончилась неудачей. Были также попытки выйти на Азербайджан. Исламский банк развития в Джидде также недавно организовал посещение ряда исламских республик бывшего Советского Союза в целях изучения экономической ситуации и возможностей развертывания там деятельности исламских финансовых учреждений. Возможно, были и другие попытки исламских банков установить контакты на территории бывшего СССР. Но в любом случае, едва ли они были многочисленными и интенсивными. По крайней мере, сообщения информационных агентств в России ограничивались только упомянутыми здесь данными.

Характерно, что в России даже банковские специалисты, особенно на периферии, в большинстве своем мало знают об исламских банках. В лучшем случае, они слышали о таких институтах, но не знают их специфики, условий деятельности, принятых путей и способов общения с клиентами. Даже в мусульманских республиках России часть банкиров на высоких должностях не имеют представления о том, что являют собою исламские финансовые институты.

Природа подобного незнания понятна. Неоткуда узнать, тем более, что исламские банки проявляют малую заинтересованность столь гигантским рынком в лице республик бывшего СССР. Чтобы ознакомить общественность России и СНГ с практикой исламского финансирования и с постановкой банковской деятельности на Ближнем Востоке вообще и, в частности, в странах Персидского Залива Институт Израиля и Ближнего Востока и Институт востоковедения РАН опубликовали книгу "Финансовые структуры Ближнего Востока'', в которой дана подробная характеристика финансовой деятельности, осуществляемой в этой части мира, в том числе и той, что протекает по каналам исламской экономики.

Даже в зоне своего распространения исламские банки пытаются вклиниться в пространство, которое уже четко организовано и ранжировано. Здесь существуют длительные традиции банковского дела, которые нелегко преодолевать, предлагая новые банковские продукты. Можно полагать, что в России и в странах СНГ, где банковское пространство еще не обрело законченных черт, утверждение исламских банков могло бы протекать с меньшими трудностями.

Но для этого следует разработать определенные правила. Насколько известно, представители исламских банков часто действуют в стремлении установить контакты с возможными агентами на территории бывшего СССР безо всякой системы, спонтанно. Они используют случайные контакты, опираются на выходцев из новых республик, не зная до конца их возможностей и уровня связей.

Между тем постановка и организация дела определяют половину успеха. Как кажется, исламские банки должны взять на себя инициативу, чтобы громко заявить о себе в России и в странах СНГ. Это необходимо для того, чтобы создать соответствующую информационную и, может быть, идеологическую основу для распространения идеи исламского финансирования в странах бывшего СССР. Это поможет найти союзников, консолидировать местные экономические интересы вокруг сотрудничества с исламскими структурами, сформировать позиции местных финансовых элит и материализовать встречные действия с их стороны. Надо понимать, что в России и в странах СНГ в основном можно рассчитывать на реактивное реагирование. Нужно спровоцировать реакцию, чтобы получить четкий сигнал о возможности и приемлемости сотрудничества.

Только недавно, в начале этого года, исламские банки у себя на родине приступили к популяризации идеи исламской организации экономики. Но если серьезно задумываться о будущем, то необходимо усиленно заниматься и внешней пропагандой. Ведь исламский капитал имеет все шансы на то, чтобы перерасти пределы той финансовой ниши, которую он открыл для себя в родной среде.

Поэтому следует начать информационную деятельность, специально ориентированную на СНГ. Ее следует поставить на регулярную основу. Она может осуществляться через средства массовой информации, через посольства, общественные фонды, через участие в выставках, путем направления делегаций и т.д. Однако все это, при очевидной полезности, не решает задачи. Этап реализации политического решения о выходе на рынки России и СНГ может быть начат только с учреждения постоянных представительств исламских финансовых структур за рубежом.

Исламские финансовые учреждения, кажется, с удовлетворением принимают то, что западные коммерческие банки проявляют готовность работать на их условиях. Но в России и в СНГ ситуация отличается от Запада. Здесь прежде всего надо дать общее представление о практике исламского банковского дела и подробно проинформировать банкиров и финансистов о характере и порядке их деятельности.

Поэтому кажется весьма полезным и своевременным открытие постоянных структур, представляющих, с одной стороны, интересы исламского финансирования в России и других частях СНГ, а с другой, отслеживающих ситуацию на российских и иных рынках бывшего СССР.

Это важно, во–первых, потому, что исламские банки создадут возможность для реального обмена информацией и распространения сведений о себе, поскольку будут материализованы на финансовом пространстве бывшего СССР.

Во–вторых, потому, что тем самым исламские банки могут получить возможность плавного вхождения в рынок в тот момент, который сами сочтут благоприятным, и руководствуясь только собственными соображениями о целесообразности.

В–третьих, они смогут осуществлять адресную деятельность, а не ознакомительную работу вообще, подбирая себе партнеров, которых можно проверить в деле, на практике.

В–четвертых, они могут получить уникальный опыт адаптации к российским условиям в расчете на будущее и к тем обстоятельствам, что сложились в других странах СНГ.

В–пятых, не исключено, что реальный выход исламских банков на экономическое пространство бывшего СССР в перспективе мог бы создать условия, которые способствовали бы принятию во внимание их интересов в той или иной форме. В частности, закреплению их в статусе естественного элемента национальной финансовой сферы. Во всяком случае, этого нельзя исключать, если речь пойдет об исламских регионах внутри России и в мусульманских республиках СНГ.

Совершенно очевидно, что исламские банки весьма озабочены возвратностью инвестированных в зарубежные проекты средств. Их беспокойство по поводу возможных осложнений с их капиталами в России и в СНГ можно признать вполне обоснованным. Понятно также, что каноны исламского финансирования требуют избегать экономических, а тем более внеэкономических рисков. Такое же беспокойство испытывают и другие иностранные финансовые учреждения, которые сотрудничают с российским бизнесом и вкладывают свои средства в разные отрасли хозяйственной деятельности в России и СНГ.

В связи с этим российское правительство активно занимается проблемами обеспечения гарантий частных иностранных инвестиций. К настоящему времени в России создана Российская финансовая корпорация как структура, уполномоченная предоставлять от имени правительства любые гарантии частным инвесторам.

О том, что РФК – серьезная организация, свидетельствует то, что в ее наблюдательный совет входят Центральный банк, Минфин, представители налоговой инспекции, правоохранительных органов, включая ФСБ и другие структуры.

Сторонники выжидательной позиции за рубежом стремятся издалека наблюдать за изменением ситуации в странах СНГ. Однако такая практика разделяется не всеми. Контрольные вложения в строительство, в приобретение недвижимости, в производство делают все новые компании и фирмы.

Что касается исламского капитала, то совершенно необязательно выделять крупные, миллионные инвестиции, как это делают некоторые европейские или американские компании. На первых порах могут быть достаточными и небольшие капиталовложения в мелкие проекты производственной или обслуживающей ориентации. Они дадут достаточно емкое, практическое представление о возможности ведения дела, о реальных трудностях и станут проверкой возможностей сотрудничества исламских банков с Россией и СНГ.