Смекни!
smekni.com

Израильско–иорданские отношения в аспекте проблемы распределения водных ресурсов (стр. 2 из 2)

По итогам встречи Иордания и Израиль сформировали двустороннюю Комиссию по границам, безопасности, воде и окружающей среде, а также 4 подкомиссии по каждому из вышеперечисленных направлений.

25 июля 1994 г. Во время вашингтонской встречи короля Хусейна и премьер–министра Израиля И. Рабина обе стороны подтвердили выработанные на заседаниях трехстороннего комитета намерения в совместной декларации.

В первых числах августа 1994 г. Израиль в качестве жеста доброй воли осуществил сброс большого количества воды из Тивериадского озера в низовья Иордана для удовлетворения потребностей сельских хозяйств Иордании, расположенных в долине реки.

Важной вехой в деле раздела существующих водных ресурсов между двумя государствами стал подписанный 26 октября 1994 г. Мирный договор. В шестой статье этого документа зафиксировано, что «с целью достижения всеобъемлющего и прочного урегулирования всех проблем, существующих между ними в области водных ресурсов, стороны соглашаются взаимно признать права каждой на часть воды рек Ярмук и Иордан и грунтовых вод Вади Араба/Га–ЭмекАрава в соответствии с общепризнанными и согласованными принципами, объемами и качеством, приведенными в Приложении II, которые будут уважаться и соблюдаться в полной мере.» Кроме этого Израиль и Иордания договорились не допускать причения ущерба водным ресурсам другой стороны и наладить сотрудничество на основе решения проблемы водобеспечения.

В упомянутом приложении к мирному договору детально излагаются условия и схема раздела водных ресурсов:

По реке Ярмук

1. С 15 мая по 15 октября каждого года Израиль получает 12 млн. куб.м, а Иордания – все остальное.

2. с 16 октября по 14 мая каждого года доля Израиля повышается до 13 млн. куб.м В этот же период Иордания выделяет Израилю из своей квоты дополнительно 20 млн. куб.м из Ярмука в обмен на идентичный объем воды из р. Иордан в летний период.

По реке Иордан

1. С 16 октября по 14 мая Иордания имеет право накапливать в своих водохранилищах 20 млн. куб.м воды Иордана, забирая ее южнее точки впадения р. Ярмук.

2. С 15 мая по 15 октября Иордании будет выделяться 20 млн. куб.м из верховьев Иордана, из затворов Дегании (см. п.2 по реке Ярмук).

3. Иордания будет получать столько же воды улучшенного (rehabilitated) путем переработки качества, сколько и Израиль.

4.Иордания будет иметь 9 млн. куб.м/год из 20 млн. куб.м опресняемой воды соленых источников, впадающих в Иордан. В период до введения опреснительных сооружений в эксплуатацию Израиль обязуется выделять эти 9 млн. куб.м из верховьев Иордана (Дегания).

Дополнительные ресурсы

Иордания и Израиль совместно изыщут возможность снабжать первую дополнительными 50 млн. куб.м/год воды, питьевого качества.

Таким образом Иордания получила 215 млн. куб.м/год из объема, использовавшегося доселе Израилем, а также согласие на утилизацию той части воды, которая не используется ни одной из сторон и считается бесполезно утекающей в море (wasted). Последнее позволило одному из ведущих иорданских специалистов в области водных ресурсов МунзеруХаддадину заявить, что иорданцы получили даже больше, чем хотели изначально.

Благодаря мирному договору Амману удалось добиться и позитивной реакции Израиля на продолжение строительства на р.Ярмук плотины «аль–Вахда» (совместного иордано–сирийского гидроэнергетического проекта), которая, по словам иорданцев, необходима им для увеличения объема воды, поступающей в канал Короля Абдаллы.

Помимо раздела имеющихся водных ресурсов обе стороны добились определенного прогресса и в налаживании сотрудничества в поиске и разработке новых альтернативных источников воды. В соответствии с приложением II к мирному договору был создан двусторонний Комитет по водным ресурсам, в который вошли по три представителя от Израиля и Иордании. Его задачу определили как обеспечение контроля за реализацией достигнутых договоренностей и продвижение дальнейшего взаимодействия сторон в сфере водных ресурсов.

Продолжалась работа и в рамках трехстороннего комитета, в котором были выработаны и подписаны 13 сентября 1994 г. Основные направления совместного развития долины Иорданского разлома (ДИР). Осенью 1994 г. Амман и Иерусалим посетила техническая миссия Всемирного Банка, подготовившая рабочий документ о путях развития ДИР и основных проектах. Суть этой программы – осуществление крупномасштабных проектов, непосильных отдельным государствам, путем привлечения финансовых средств крупных зарубежных инвесторов, международных финансовых учреждений и аккумуляции определенных финансовых ресурсов в самом регионе. При этом Вади Араба должна превратиться в зону мира, стабильности, сотрудничества и процветания. Среди проектов водного сектора следует отметить возведение очистных сооружений в зоне Акабы/Эйлата и строительство канала от Акабского залива до Мертвого моря. Последнему придается особо большое значение, поскольку он призван способствовать значительному улучшению экологии Мертвого моря, а также выработке электроэнергии (не менее 600 МГвт) за счет использования 400–метровой разницы высот двух водоемов с созданием на основе получаемой энергии опреснительных комплексов, способных давать до 800 млн. куб.м/год.

Израиль и Иордания представили программу развития ДИР и на экономическом саммите в Касабланке в конце 1994 г., где она вызвала немалый интерес у участников.

Активную роль в продвижении упомянутых планов играют США, связывающие с реализацией финансируемых ими и с их помощью крупных долгосрочных проектов обеспечение своего постоянного присутствия в политической и экономической жизни региона и закрепление за собой сферы приложения американских капиталов. Подобная программа также направлена на увязку Иордании и Израиля в единый экономический узел, с тем, чтобы создать на его базе одну из опор будущего ближневосточного экономического пространства.

В рамках реализации положений мирного договора иорданское правительство выделило 3 млн. иорд. Динаров на строительство 3,4–километрового (2,2 км на территории Израиля и 1,2 на территории Иордании) водовода от Дегании (Израиль) до Адасии. Этот водовод, соединивший Тивериадское озеро и канал короля Абдаллы, был введен в строй 26 июня 1995 г. И начал давать Иордании 30 млн. куб.м/год. Согласно договоренности иорданцы будут получать по 5 млн. куб.м в месяц в период между 15 июня и 15 октября каждого года и на временной основе еще 10 млн. куб.м, пока не будет построен опреснительный комплекс для переработки солоноватой воды Иордана. Качественная вода Тивериадского озера преимущественно предназначается для питья в самые тяжелые с точки зрения водоснабжения летние и осенние месяцы.

Пока остается нерешенным вопрос о снабжении Иордании 50 млн. куб.м воды. Несмотря на то, что это является одним из пунктов мирного договора, с октября 1994 г. И по декабрь 1996 г. Израильтяне полностью игнорировали данный вопрос. Амман, столкнувшийся летом 1996 г. С острым кризисом водоснабжения, постоянно и на всех уровнях ставил этот вопрос, включая переговоры с Б. Натаньяху во время его визита в иорданскую столицу после своего избрания. Настойчивость иорданцев привела к заявлению А. Шарона, откровенно подвергшего критике ряд положений мирного договора, касающихся водных ресурсов. Помимо этого в августе 1996 г. Министр экологии и сельского хозяйства в кабинете Б. Натаньяху Рафаэль Эйтан выступил с заявлением о том, что строительство плотины «аль–Вахда» на р. Ярмук противоречит положениям иордано–израильского договора 1994 г.

Позиция иорданцев в этом вопросе прямо противоположна: они считают, что оно не выходит за рамки основного текста договора и приложений к нему. По утверждению министра водных ресурсов и ирригации СамираКавара, израильтяне все время были в курсе подготовки к реализации этого проекта с 1987 г., когда Сирия и Иордания завершили возведение нулевого цикла плотины, но заморозили дальнейшие работы из–за недостатка финансовых средств. Амман также заявляет, что мирный договор они заключали со страной, а не одной из израильских партий, и поэтому взятые Израилем обязательства должны выполнятся любым правительством, пришедшим к власти.

Судя по заявлениям Эйтана и Шарона, подобная израильская позиция может быть объяснена заметным охлаждением иордано–израильских отношений, вызванным различными экономическими причинами, а также положением дел в переговорах с палестинцами, и, как представляется, ухудшением ситуации на израильско–сирийском направлении мирного процесса и нежеланием Тель–Авива, чтобы решение вопроса раздела ярмукской воды, а именно так и рассматривается проект гидроэнергетического комплекса «аль–Вахда», происходило вне контекста всеобъемлющего урегулирования с Сирией.

В начале декабря 1996 г. Иорданцы наконец получили предложения израильтян относительно предоставления первым 50 млн. куб.м/год, суть которых сводилась к следующему: Израиль выделит это количество в виде солоноватой воды из районов Тверии и Бет-Шеан. Она будет поступать к иорданцам через реку Иордан и опреснятся на их территории. Опреснительный комплекс предлагается строить иорданцам при финансовой поддержке иностранных и международных инвесторов.

15 декабря 1996 г. Состоялась очередная встреча иордано–израильского комитета по водным ресурсам, где эти предложения были рассмотрены. Стороны также обсудили проблемы дальнейшего сотрудничества в деле строительства на территории Иордании малых плотин и водохранилищ для задержки и накопления сезонных вод и вопросы содействия Израиля в реализации ряда водных проектов на реках Иордан и Ярмук, что позволило бы помочь иорданцам полностью получать свою долю воды бассейна Иордана. Экспертную работу по решению указанных вопросов намечено продолжить в начале 1997 г.


Литература

водный ресурс иорданский израильский конфликт

1. ад–Дустур ас–Сиясий", 02.10.94

2. FRUS, 1945, volume VIII. Wash., 1969, p. 678

3. аль–Асвак", 26–27.06.1995

4. аш–Шарк аль–Аусат", 23.08.1996