Смекни!
smekni.com

Курдский вопрос во время политического кризиса в Ираке в 2006 году (стр. 1 из 3)

Политические процессы в Ираке, связанные с началом формирования нового парламента в начале 2006 г., усилили внутриполитическую напряженность в иракском обществе. Страну охватил новый политический кризис, обусловленный ожесточенной борьбой за власть между различными политическими группировками. Далеко не все иракцы позитивно восприняли зафиксированный в конституции федеративный принцип построения нового государства. Его считают неприемлемым как шиитская, так и суннитская части населения страны. Некоторые аналитики даже склонны констатировать, что Ирак разделен на "этнические и религиозные кантоны с различными целями и взглядами". Они аргументируют это тем, что во время парламентских выборов 9 из 10 иракцев, голосовавших в шиитском регионе, отдали свои голоса за шиитов, аналогично 9 из 10 иракцев в суннитском регионе проголосовали за суннитов, курды - за своих кандидатов, и только 9% голосовали за кандидатов, выражавших общенациональные интересы. При этом результаты выборов разочаровали американских советников, все еще рассчитывающих создать в Ираке секулярное и центристское правительство, которое будет состоять из умеренных политиков, способных обуздать выступления арабо-суннитских повстанцев против правительства. Нынешнее контролируется пока шиитами, составляющими большинство населения (60%) страны. Участие курдов в высших управленческих сферах, по их расчету, должно в какой-то степени оказать интегрирующее влияние и на курдское сообщество.

Заинтересованность курдских автономистов состоит в сохранении тех привилегий, которые предоставляет регионам (особенно Курдскому автономному району - КАР) постоянная конституция. Они стараются использовать зафиксированный в Основном законе федеративный принцип государственного устройства Ирака для обеспечения КАР "специального статуса", предоставляющего курдам право эксплуатации природных ресурсов и контроля над нефтяными доходами. Поэтому они активно участвуют в политической жизни центра. Результаты парламентских выборов оказались весьма благоприятными для иракских курдов, получивших 53 (по другим данным, 55) депутатских места. Но для создания влиятельной фракции им требуется войти в коалицию с другими политическими силами, со многими из которых их разъединяют серьезные противоречия.

Антиподами курдов являются сунниты, выступающие против федерализма центра и юга, настаивающие на формировании правительства технократов, ратующие за назначение независимого от партий главы МВД. Они хотят внести поправки в конституцию для того, чтобы не допустить шиитов и курдов к контролю над природными ресурсами. В случае их объединения с группой Аллави (так же, как и сунниты, оспорившей результаты парламентских выборов) они составят в новом парламенте блок из 80 депутатов. При этом сунниты требуют переизбрания президента страны после формирования правительства. И не исключено, что они выдвинут своего кандидата.

Однако курды не склонны предоставлять арабским суннитам какие-либо политические и экономические привилегии и допускать их избрания на высшие государственные посты. Это обусловлено тем, что их правящая верхушка во время правления С. Хусейна, занимавшая тогда доминирующее место в политической жизни, причастна к геноциду курдов. Теперь их связывают также с террористическими акциями, происходящими в Ираке. Даже в курдском городе Мосуле прогремел осуществленный террористом-смертником взрыв в переполненном завтракавшими полицейскими ресторане. Однако сами сунниты считают, что не все повстанческие действия, осуществляемые арабскими суннитами, можно отнести к террористическим. Кроме того, они утверждают, что в ряде районов на выборах были допущены фальсификации, позволившие, например, Багдаду получить 59 мест. Поэтому они требуют начала переговоров после рассмотрения всех жалоб и переголосования в ряде районов.

Дискуссии, развернувшиеся между политическими течениями, затягивают процесс формирования нового правительства. Обострение политического кризиса в ходе формирования парламента чревато весьма серьезными последствиями. В этой ситуации курды предпочли сблизиться с шиитами, возглавляемыми аятоллой А. Хакимом. Его авторитет среди курдов поддерживается памятью о его отце великом аятолле Саид Мухсин Хакиме, который в сложный для курдских автономистов период наступления арабского национализма в 1963 г. издал беспрецедентную фетву, запрещавшую шиитам, находящимся в армии, вступать в вооруженные столкновения с курдами. Их объединяет совместная борьба против суннитского клана С. Хусейна.

Теперь, несмотря на то, что аятолла Хаким и его последователи выступают за реализацию исламского принципа государственного устройства Ирака, курды предпочитают кооперироваться именно с ними. Аятолла Хаким, являющийся руководителем Верховного совета исламской революции в Ираке, и его приверженцы стремятся господствовать в южном, богатом нефтью регионе своего этнополитического доминирования. Поэтому на данном этапе им импонирует принцип федерализма. Несмотря на то, что Хаким поддерживает идею создания мусульманского государства в Ираке, что противоречит секуляристским взглядам курдов, курдский парламент в декабре 2005 г. поддержал его устремления сплотить различные политические течения. "Мы сражались вместе за свержение диктаторского режима и против сектантства и уверены в том, что наш Ирак останется целостным и свободным", - заявил Хаким в Эрбиле. Он является также руководителем милицейских формирований "Бригада Бадра", которые еще в 1991 г. после учреждения Соединенными Штатами полуавтономного курдского ареала в северном Ираке разместили там свои базы. Его сторонники могут занять 44 места в новом парламенте. В то же время Хаким не желает объединяться в коалиционный блок с секулярной группой бывшего премьер-министра А. Аллави, претендующей на 25 мест в новом парламенте, хотя курды, напротив, как будто бы и не против своего объединения с группой Аллави.

Словом, союз с группировкой Хакима предоставляет курдам и политические выгоды (первый по численности блок в парламенте), и военные, поскольку его вооруженные формирования в случае перехода политического кризиса в военный конфликт выступят совместно с курдами. При этом курды балансируют между шиитской группировкой Хакима и группировкой другого видного шиитского аятоллы ал-Садра. Между этими влиятельными шиитскими религиозно-политическими деятелями существуют определенные противоречия. Аятолла ал-Садр и его сторонники выступают против федеративного принципа государственного устройства, закрепленного постоянной конституцией и за ограничение автономных прав регионов, что обусловливается его исламской позицией по вопросу государственной структуры, а также борьбой за власть между различными политическими группировками. Обеспечив большинство в парламенте (128 или, по другим данным, 130 мест), сторонники ал-Садра намерены содействовать внесению соответствующих поправок в конституцию после завершения формирования нового парламента и правительства. Несмотря на разногласия ал-Садра с другими шиитскими лидерами, его фракция вошла в состав Объединенного иракского альянса (ОИА), стремясь занять в правительстве важные министерские должности (здравоохранения и транспорта). Она уже выдвинула своего кандидата Адел Абдул Махди на пост премьер-министра. ОИА выступает за ограничение вмешательства американских советников в политический процесс в Ираке, что отражает идейно-политические воззрения ал-Садра. Сам он дважды поднимал антиамериканские мятежи и заявлял, что если США начнут войну против Ирана, то его приверженцы выступят на иранской стороне.

Несмотря на различие позиций и противоречия между Хакимом и Садром, иракские курды предпочитают не обострять отношений с ал-Садром и даже не возразили против кандидатуры Махди, предложенной ОИА на пост премьер-министра, который вряд ли встретит радушный прием курдского сообщества. Вместе с тем осуществление американского плана государственного устройства Ирака отодвигает на неопределенный срок возможность провозглашения иракскими курдами независимости КАР.

Осмыслив то, что реализация федеративной формы государственного устройства в нынешних условиях невозможна из-за резких возражений против нее со стороны шиитов и суннитов, составляющих преимущественную часть иракского населения, можно предположить, что американские советники приняли компромиссное решение: предпринять эксперимент воплощения регионалистской (региональной) формы государства. Она занимает промежуточное положение между унитарным и федеративным государством. В отличие от унитарного государства оно состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований, которые имеют право собственного (местного) законодательства. В таком государстве не существует детального размежевания полномочий. Органам автономии предоставляется право издавать законы лишь по некоторым вопросам местного значения. В автономные образования регионалистского государства обычно назначается представитель федерации (комиссар).

Действительно, Соединенные Штаты заинтересованы в создании объединенного и светского иракского государства, в котором курды, являющиеся американскими союзниками, должны будут играть ключевую роль в правительстве, сотрудничающем с Западом. Этот союз, по мнению американских политтехнологов, обеспечит курдам автономию в Курдистане, свободную от исламских законов. За это они должны будут согласиться на установление религиозного порядка на остальной части Ирака. При этом американцы рассчитывают на сохранение целостности страны. Иракские курды же подразумевают использовать политические процессы ради выхода из состава виртуальной иракской федерации. При этом промежуточная регионалистская форма государственного устройства как бы дает им на это надежду.

Кроме того, американцы пытаются активизировать вовлечение арабских суннитов в процесс формирования нового правительства с тем, чтобы отвлечь их от повстанческой деятельности. Стабилизация внутриполитической обстановки в Ираке и установление демократии позволят Белому дому начать вывод своих войск из этой страны. Это обстоятельство чревато весьма негативными последствиями для КАР. Поэтому курдам затягивание создания нового правительства на руку, несмотря на то, что это противоречит заинтересованности США и Великобритании. Их представители настаивают на том, чтобы в новом органе власти, сформированном на последующие 4 года, ведущая роль принадлежала бы курдам, суннитам и группе секуляристов Аллави. В противном случае Соединенные Штаты грозятся прекратить помощь Ираку, поскольку правительство будет, по мнению иностранных наблюдателей, сектантским. Американская администрация высказала недовольство чрезмерным затягиванием процесса формирования нового правительства.