Смекни!
smekni.com

Международный аспект пакистано-афганских отношений (стр. 2 из 3)

Чтобы добиться прекращения междуусобицы и обеспечить стабильность в Афганистане, Пакистан содействовал появлению в 1994 г., а затем и активно помогал новому игроку на военно-политической сцене Афганистана - Движению "Талибан". Исламабад надеялся, что с его помощью талибы объединят страну, наведут в ней "порядок" и в какой-то мере "отблагодарят" своих "спонсоров". Тем более, что постепенно от талибов отходили прежде поддерживающие их страны, и Пакистан был одним из немногих, кто шел с талибами почти до конца. Наконец, Исламабад рассчитывал на то, что талибы-исла-морадикалы, фундаменталисты и консерваторы, согласно традиции, ставят религиозное единство выше, чем этнонациональное, и это обстоятельство поможет ослабить движение за Пуштунистан.

Надо сказать, что власти Исламабада просчитались в очередной раз. Во-первых, талибам не удалось захватить всю афганскую территорию - "Северный альянс" (узбекско-таджик-ская коалиция) удерживал на севере страны районы, пользуясь поддержкой родственных народов Центральной Азии и стоящей за ними России. Во-вторых, по мере своих успехов талибы все больше отдалялись от взрастивших их пакистанцев, влияние последних уменьшалось; талибы становились все более самостоятельными и менее управляемыми. Одновременно в их стане росло влияние арабских наемников, которые представляли значительную силу. И наконец, в-третьих, с течением времени "Талибан" все больше приобретал крайне экстремистский характер и подпадал под влияние "Аль-Каиды". Пути талибов и умеренного мусульманского Пакистана все больше расходились. И что важно, талибы в подавляющем большинстве были пуштунами и, несмотря на свой крайний исламизм, вовсе не хотели отказываться от такого источника своей силы, как пуштунский национализм, и не стремились идти на какие-то уступки Пакистану в этом вопросе. Это обстоятельство подтолкнуло Пакистан к решению разорвать отношения с талибами и принять участие в международной антитеррористической кампании в Афганистане.

Обзор пакистано-афганских отношений показывает исключительно важную роль, которую играет одно государство для другого, и роль эта далеко выходит за рамки только двусторонних взаимоотношений. В период внутренней войны в Афганистане в 1978-1989 гг. Пакистан был одним из ее главных неформальных участников, оказывавшим всестороннюю помощь и поддержку муджахедам как внутри страны, так и на международной арене; немалую роль сыграл Исламабад в активизации и координации иностранной поддержки афганской оппозиции. В целом Пакистан был важным фактором успеха "борцов за веру". Сам Пакистан получил немало от своей деятельности в Афганистане: были сняты санкции, наложенные на него западными странами за разработку ядерного оружия, ему была предоставлена огромная финансово-экономическая и военная помощь, резко возросли на мировой арене его роль и значимость. И произошло это во многом благодаря афганской политике Исламабада.

В "талибский" период Пакистан был одним из немногих сторонников этого режима и максимально помогал ему экономически и в военном отношении. Без преувеличения можно сказать, что появление талибов и начальный период их существования обязаны пакистанскому "гостеприимству". Зато сам "благодетель" оказался из-за этого в тяжелейшем положении. Вновь были восстановлены прежние санкции, и к ним прибавили кое-какие другие ограничения. Страна оказалась в изоляции на международной арене. Ее лишили полноправного членства в Содружестве (бывшее Британское содружество наций). Осложнились отношения с соседними странами - Ираном и Индией. По сути, Пакистан превратился в страну-изгоя. И тем не менее Исламабад продолжал поддерживать талибов, оказывать Движению "Талибан" важную политико-дипломатическую поддержку. Поскольку талибский Афганистан был непризнанным государством, то все его международные дела и связи осуществлялись через Пакистан. Последний отстаивал интересы Кабула в различных международных организациях. Все важные сообщения из Афганистана передавались через пакистанские СМИ. Исламабад созывал у себя или на территории других стран многочисленные встречи и совещания представителей враждующих сторон, нейтралов, общественных и государственных деятелей иностранных государств и т.д. Исламабад помогал ООН и ее спецпредставителю в налаживании переговорного процесса в Афганистане, содействовал проведению диалога между противостоящими афганскими сторонами по схеме "3+3", который проходил в Пакистане. Затем пакистанское руководство приложило много усилий по налаживанию переговоров по формуле "6+2" (шесть граничащих с Афганистаном государств и две великие державы - Россия и США). Естественно, что, действуя таким образом, Исламабад одновременно стремился усилить свою роль в афганских делах.

В начале ХХIв. Пакистан круто изменил свой курс в отношении Афганистана, порвал все связи с талибами и стал участником антитеррористической акции в Афганистане. Его положение в мировом сообществе вновь резко улучшилось. Западные страны сняли все ранее наложенные на Пакистан санкции. Страна вышла из изоляции на мировой арене. Исламабад сумел сделаться местом важных международных встреч, а президент П. Мушарраф стал желанным гостем во многих столицах мира. Он посетил многие государства, в феврале 2003 г. состоялся его визит в Москву. В 2002 г. Пакистан был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН. В начале 2004 г. страна вновь стала полноправным членом Содружества (и все это опять "благодаря" своему соседу).

Отношения между Пакистаном и Афганистаном на нынешнем этапе развиваются как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Уже в начале февраля 2002 г. был осуществлен первый визит нового афганского руководителя Х. Карзая в Пакистан, а в самом начале апреля последовал ответный визит П. Мушаррафа. Впоследствии такие взаимные визиты глав двух стран продолжались. Состоялись визиты других крупных государственных деятелей. В ходе встреч и переговоров Пакистан и Афганистан подтвердили намерение не позволять использовать свои территории для акций друг против друга. Достигнуты соглашения о совместной борьбе с терроризмом, производством и сбытом наркотиков. Обе стороны договорились о возобновлении транзитной торговли. По просьбе Кабула Исламабад согласился открыть для товаров, направленных в Афганистан, порт Касим на побережье Аравийского моря, а также снизить транспортные пошлины для афганских товаров. Подписаны соглашения о восстановлении и развитии транспортных магистралей и воздушного сообщения. Пакистан взял на себя обязательство реализовать 20 проектов, кроме отмеченных выше - это сфера городского строительства. Разумеется, выполнение всех намерений требует значительных средств и времени. Тем не менее некоторые из них уже выполнены. Самый последний факт - открытие в марте 2006 г. автобусных рейсов между Джелалабадом и Пешаваром.

Наибольшие успехи достигнуты в сфере торговли. Обе стороны предприняли шаги для создания благоприятных условий для взаимного торгового оборота. Пакистан сократил список товаров, запрещенных к транзиту в Афганистан, снял или снизил таможенные пошлины с местных экспортеров (это коснулось продуктов питания, лекарств, одежды, стройматериалов и др.). Исламабад возобновил провоз в Афганистан бензина, ГСМ и удобрений. В результате этих и аналогичных мер объем товарооборота между Пакистаном и Афганистаном составил в 2003/2004 г.: 600 млн. долл. в 2004/2005 г. он вырос до 1 млрд. долл. По заявлению пакистанского премьер-министра Ш. Азиза., в 2005/2006 г. товарооборот достигнет 1,5 млрд. долл. Во внешней торговле Афганистана Пакистан занимает первое место (25% общего оборота).

Соседями были урегулированы и некоторые другие проблемы, например, гуманитарного и правового характера. Был решен вопрос об экстрадиции пакистанских граждан, задержанных в Афганистане по обвинению в том, что они сражались на стороне талибов. После этого началось возвращение этих людей, которое завершилось в сентябре 2004 г. - на родину вернулись более 2,5 тыс. граждан Пакистана. Были приняты меры также по возвращению из Пакистана афганских беженцев. С большой признательностью встретили в Пакистане помощь Афганистана по спасению жертв землетрясения в октябре 2005 г. и искренние соболезнования его руководства.

Между Пакистаном и Афганистаном развиваются политические, военные и иные связи. Исламабад с самого начала поддерживал процесс становления новой государственности в соседней стране, появление Хамида Карзая как руководителя этого государства. Между Х. Карзаем и П. Мушаррафом, как отмечалось выше, установились прочные и тесные связи. В целом официальный Исламабад и Кабул поддерживают добрососедские отношения. Пакистан сотрудничает с Афганистаном в укреплении его общей безопасности, преодолении внутренней нестабильности, в борьбе с терроризмом в целях усиления международных позиций Кабула. Пакистанские спецслужбы максимально препятствуют деятельности находящихся в Пакистане талибов и аль-каидовцев, обезвреживают и нейтрализуют их, передают Афганистану. Так, в конце октября 2005 г. Пакистан передал своему соседу 14 членов руководства и полевых командиров Движения "Талибан". Кабул выразил признательность Исламабаду за этот шаг. Ради содействия международным антитеррористическим силам в борьбе с остатками "Талибана" и "Аль-Каиды" и недопущения их на территорию Пакистана Исламабад придвинул значительные воинские силы к афганской границе и даже ввел войска в "беспокойные" районы племен, что вызвало большое недовольство и протест в самом Пакистане.