Смекни!
smekni.com

Причины политики либерализации в аравийских монархиях (стр. 3 из 4)

Современная тактика развития промышленности в монархиях предусматривает освобождение от большой опеки и предоставление свободы действия государственным компаниям с целью активизации их хозяйственной деятельности и расширения инвестиционной базы. Оставляя небольшую группу субсидируемых предприятий в стратегически важных отраслях, правительство Саудовской Аравии нацеливает остальные государственные компании на «коммерциализацию» их деятельности путем создания и использования собственных инвестиционных фондов независимо от централизованных ассигнований из государственного бюджета. В плане экономического развития в начале 90–х годов было запланировано сокращение до 39% доли ассигнований в промышленность госсектора из госбюджета.

Особое место в политике модернизации государственного сектора занимают вопросы, связанные с приватизацией. Задачи и цели приватизации в аравийских странах не связаны напрямую с ликвидацией убыточных предприятий. Подчеркивая важное значение госсектора как основного звена в системе госмонополии, в монархиях стремятся не допустить его немедленной реорганизации и разрушения. Сохранение государственной поддержки в развитии госсектора является незыблемым принципом современной экономической политики в Аравии.

Приватизация, нацеленная на разрушение экономической системы монопольного типа считается неприемлемой для нефтяных монархий. Цели и задачи приватизации рассматриваются в ином аспекте. Речь идет о предпочтительном способе привлечения частного и иностранного капитала путем внедрения новых форм хозяйствования для активизации процесса капитализации.

Приватизацию рассматривают как приемлемую форму частичной реструктуризации госсектора и создания акционерных компаний смешанного типа с контрольным пакетом акций в руках государства. Правительство в этих странах было намерено использовать приватизацию преимущественно в целях оживления рынка ценных бумаг путем продажи акций приватизированных предприятий.

Показатель капитализации в аравийских монархиях в середине 90–х годов составил 20% от ВВП в Омане, 33% в Саудовской Аравии, 42% в Кувейте и 104% в Бахрейне. Динамика этого показателя в 90–е годы была отмечена разными тенденциями развития по странам, включая стабилизацию в Эмиратах, небольшое сокращение в Саудовской Аравии и резкий спад в Кувейте при одновременном быстром росте в Омане и Бахрейне, который превращается в новый региональной финансовый центр в Аравии.

В целом слабое воздействие приватизации на процессы капитализации в аравийских странах объясняется, в первую очередь, ограниченным масштабом ее применения в качестве основного метода реструктуризации их госсектора. В каждой стране в подходах к приватизации учитываются разные аспекты финансовой и экономической ситуации.

Приватизация в Бахрейне ограничивалась отраслями обслуживания и производством товаров широкого потребления, включая продажу пакетов акций нескольких гостиниц и компаний по производству молочных продуктов. Частично приватизация в этой стране затронула предприятия в производственной инфраструктуре. Было объявлено о сокращении доли государства в национальной компании телекоммуникаций. Оман одной из первых стран в Заливе осуществил приватизацию предприятий телефонной связи и электросети. Правительство возлагает большие надежды на приватизацию в целях привлечения в экономику страны иностранного капитала. Для расширения его участия в приватизации государственных компаний ему были предоставлены дополнительные льготы, в том числе была увеличена допустимая законом доля его участия в приобретении акций с 49 до 65% стоимости акционерного капитала, а в отдельно оговоренных случаях при наличии оманского спонсора она может быть увеличена до 100%.

Саудовская Аравия демонстрирует более осторожный подход в обращении к приватизации в реструктуризации госсектора. Вопрос о приватизации все еще находится в стадии пристального изучения. В 1994 году правительство заявило о намерении в течение 10 лет продать саудовским гражданам долю государства в 37 фирмах. Широко обсуждается в стране вопрос о возможной продаже государственных предприятий телекоммуникации, железных дорог, авиакомпании «Саудия», предприятий в области энергетики. Приватизация в инфраструктурных отраслях, по мнению специалистов, может дать необходимый импульс для привлечения частнохозяйственного капитала в отрасли производственного сектора страны.

Программа приватизации в Кувейте получила более широкое обоснование. Первоначально она была нацелена на возвращение кувейтского частного капитала, вывезенного за границу во время войны в Персидском Заливе. С этой целью была намечена продажа восьми государственных предприятий на сумму 1 млрд. долл. В середине 90–х годов предполагали выставить на торги еще 30 компаний с капиталом в 3 млрд. долл. также преимущественно в отраслях производственной инфраструктуры, восстановление которой в данный период является важнейшей хозяйственной задачей.

Распространение приватизации в основные отрасли тяжелой промышленности в аравийских странах на данном этапе ограничено единичными и осторожными экспериментами. К ним относится акционирование САБИК в Саудовской Аравии. В то же время предприятия в производственной инфраструктуре этого же государства остаются пока в системе госмонополии.

Стратегическая задача привлечения в производственные сектора национального частного и иностранных инвесторов в условиях ограниченной приватизации решается в аравийских монархиях практически путем использования других имеющихся средств воздействия на процессы капитализации. К ним относятся изменения в области валютного, налогового и инвестиционного законодательства, представляющих единую систему регулирования внутренней и внешней экономической и торговой деятельности.

Отличительной особенностью современного курса, нацеленного на экономическую либерализацию в аравийских монархиях, является тенденция ужесточения традиционно льготного режима внешнеторгового регулирования. В этой группе стран отсутствуют валютные ограничения, национальная валюта – свободно конвертируемая, действуют низкие ставки на импорт товаров.

В Кувейте, ОАЭ и Катаре применяют унифицированную пошлину в размере 4% цены СИФ. Величина таможенной пошлины на Бахрейне изменяется в пределах от 5 до 10%. Таможенные ставки в Саудовском королевстве во второй половине 80–х годов были увеличены с 3 до 12%, и сокращен список беспошлинного импорта в целях поддержки местного промышленного производства.

Ужесточение таможенного режима осуществляется также путем нетарифного регулирования, включая систему лицензирования. В Бахрейне, например, право на получение открытой генеральной лицензии предоставлено только крупным компаниям. Кроме того, созданы преференции в размере 10% на товары местного производства по сравнению с их импортными аналогами. В Катаре были введены импортные квоты и установлен запрет на ввоз отдельных промышленных изделий опять же для защиты интересов местного производства. Протекционистские импортные пошлины в Саудовской Аравии достигли 20%. Они распространяются на те товары, которые обеспечивают от 50 до 60% спроса на внутреннем рынке.

Торговая деятельность иностранцев в импортных операциях, согласно действующим законам в нефтяных монархиях, ограничена системой агентских соглашений и может осуществляться только через посредство национальных представителей. Участие иностранного капитала в Катаре, Кувейте, Омане допускается только в смешанной торговой компании. В таком случае его доля участия ограничена 35% в Омане и 49% в Катаре и Кувейте. В Саудовской Аравии с середины 70–х годов запрещена деятельность иностранных коммерсантов в области импортной торговли. Право на внешнеторговые операции получили полностью саудовские национальные компании. В результате появилась важная область для совместной деятельности частного капитала с государственным без иностранного посредничества.

Импортная торговля всегда была приоритетной сферой приложения частного капитала в этих странах. Ужесточение внешнеторгового режима в пользу национального торгового капитала имеет важное значение для расширения границ его капитализации не только в торговой, но и в промышленной форме, с учетом расширения возможности его участия во всех сферах хозяйственной деятельности на современном этапе даже в рамках существующей государственной монополии.

Государство остается мощным фактором, отстаивающим национальные интересы саудовского предпринимательства. Практика экономического партнерства строго регламентирована со стороны государственного законодательства. Развитие партнерского капитализма, направленное на активное участие частного национального капитала и привлечение иностранных инвесторов, наиболее полно отражено в инвестиционном кодексе этих стран.

Льготный режим для частного национального предпринимателя в монархиях включает свободу выбора, например, для саудовского капитала иностранного партнера беспроцентные кредиты достигают 50% стоимости проекта. При создании совместных с иностранным партнером предприятий с 25%–ной и выше долей саудовского капитала совместное предприятие освобождается от налогов в течение десяти лет, отменяется плата таможенных пошлин на ввоз технологии, сырья. Кроме того, предусмотрены льготы за пользование водой, электроэнергией.

Изменения, внесенные в инвестиционный кодекс в Саудовском королевстве в 1992 году, исключили формальные ограничения, стимулируя привлечение иностранного капитала в самом широком аспекте внешнеэкономических связей. Льготный режим уравнял иностранцев с национальными партнерами, при условии 25% участия национального капитала в их совместном предприятии. Удельный вес иностранного партнера в совместных предприятиях в нефтяном секторе и в банковских операциях не должен превышать 40%. Только отделениям иностранных банков разрешается действовать на чисто иностранной основе на территории Саудовской Аравии. Регламент деятельности предприятий в области добычи и нефтепереработки, а также на воздушном и железнодорожном транспорте оговаривается в каждом случае особо. Участие иностранцев во внешней торговле по–прежнему запрещено без заключения агентского соглашения.