Смекни!
smekni.com

Сотрудничество РФ со странами Ближнего Востока в ООН (стр. 2 из 3)

Каждое из названных направлений реализуется "инициативной" группой, включающей страну-члена Большой восьмерки и отдельные (1–2) страны региона. К этой работе могут подключиться на инициативной, добровольной основе другие страны-партнеры, международные и национальные организации. Так постепенно будет охвачена вся проблематика поддержки предпринимательства. Инициативные участники выступают как доноры и Организаторы сбора средств в формируемые фонды содействия.

Широкую поддержку в регионе получила позиция, суть которой состоит в том, что крайне важно с самого начала реализации инициативы Большой восьмерки обеспечить атмосферу конструктивного сотрудничества между неправительственными и правительственными организациями и структурами. Исключительное значение имеет оказание поддержки мерам, направленным на повышение роли женщин в политической жизни региона, а также в сфере деятельности малого и среднего бизнеса. Повышенное внимание в ходе реализации Инициативы уделяется рекомендациям, связанным с ликвидацией неграмотности, с глубокой реформой системы образования, в том числе в области подготовки профессиональных кадров и развития управленческого опыта в сфере малого и среднего бизнеса, обеспечением доступности образования для молодежи, где особенно высока безработица.

Одно из наиболее приоритетных направлений в этой области – реализация комплекса мер в сфере реформы и развития образования в странах РБВСА, в которой принимает участие РФ.

Вместе с тем все намеченные планы могут получить поддержку со стороны специализированных органов ООН (при соучастии РФ как одного из участников Инициативы и партнера по "Форуму для Будущего").

В регионе и среди партнеров по "Большой восьмерке" широко распространена точка зрения, согласно которой успешные реформы благотворно скажутся на мирном процессе урегулирования и ускорят его завершение. Это повышает роль и значение усилий РФ, прилагаемых в рамках Инициативы, и расширяет поле для партнерства со странами РБВСА.

Особое место в потенциале сотрудничества РФ с арабскими государствами принадлежит позиции России по реформе ООН, учитывающей подходы различных стран к решению этой острой и весьма деликатной проблемы (4).

Позиции арабских государств по проблеме реформирования в основном сводятся к следующим требованиям:

– увеличить число членов СБ ООН, в том числе путем включения 1–2 арабских государств в качестве его постоянных членов;

– повысить эффективность деятельности ряда важнейших органов Объединенных Наций (Комиссии по правам человека, Комиссии по миротворчеству);

– достичь через реформу прозрачности в работе Организации, ее аппарата и тем самым повысить их эффективность;

– упорядочить деятельность Международного суда в Гааге, которая, с их точки зрения, заслуживает критики;

– изменить подходы к практике применения международных санкций, которая в значительной части арабского мира оценивается негативно и т.д.

В ходе дискуссии особую остроту приобрел вопрос об увязке хода реформ с формированием бюджета ООН. Это связано с тем, что нынешняя позиция основных доноров ООН, на которых приходится 85% всех платежей в бюджет, чревата жесточайшим финансовым кризисом и, по сути, параличом всей деятельности организации. Это может произойти в том случае, если предложения, выдвинутые США и другими донорами ООН, будут игнорироваться. Но ход дискуссии свидетельствует в пользу преобладания позитивной динамики в позициях ее участников, хотя в основе такой подвижки лежит не только добрая воля, но и элемент принуждения.

Если проанализировать отношение государств Ближнего Востока и Северной Африки к проблеме реформ, то при всех различиях в их позициях по тем или иным аспектам реформ, превалирует точка зрения на ООН как на не имеющий адекватной альтернативы универсальный и в целом действенный инструмент мирового сообщества, сдерживающий разрастание региональных и иных конфликтов, содействующий экономическому развитию и социальному прогрессу, способствующий культурному и гуманитарному общению в регионе и за его пределами (5, с.173–192). Поэтому страны региона в своем большинстве стремятся не допустить паралича Организации. Таким образом, существует широкая основа для взаимодействия РФ и арабских стран в области реформирования ООН.

Однако проблемы, стоящие перед российской дипломатией в данной области, сложны и многообразны, что требует активной консультационной работы с партнерами из региона и другими членами мирового сообщества.

Касаясь расхождений в оценках реформ и позиций различных стран, не стоит умалять масштаба усилий, которые предстоит приложить для их преодоления. На это указывает появление ряда государств, отстаивающих групповые интересы в вопросе о сути и методах реализации назревших изменений. Причем отдельные страны, и таких немало, имеют свои собственные оценки и позиции по данной проблеме и не всегда готовы идти на компромиссы без тщательной проработки с другими членами ООН всего комплекса вопросов, оценок и поиска взаимоприемлемых решений. В полной мере это относится и к арабским государствам.

О сложности задач по реформе ООН свидетельствует, в частности, то, что промышленно развитые страны, включая США, вряд ли откажутся от своих позиций, хотя, вероятно, будут искать взаимоприемлемые и разумные решения.

Вместе с тем эффективное реформирование Организации на основе компромиссных подходов имеет под собой реальную почву при выполнении нескольких условий.

Во-первых, если реформирование самой ООН перевести в плоскость достижения всеобъемлющих договоренностей, которые бы учитывали, по меньшей мере, два принципиальных момента во "внутриооновской" деятельности:

– необходимость повышения эффективности работы ООН, достижения прозрачности всех видов ее деятельности и решительного пресечения масштабной коррупции;

– важность сохранения Объединенных Наций, недопущения паралича в ее работе.

Анализ многочисленных событий последних лет, связанных прямо или косвенно с реформированием и судьбой ООН, показывает, что при самом критическом подходе в оценке позиции и деятельности тех или иных групп государств, оба эти условия в основном или во многом соблюдаются, в том числе и теми членами Организации, которые входят в группу арабских государств.

В позиции арабских стран относительно реформ и увязки их с проблемой наполнения бюджета организации имеются как слабые стороны, так и позитивные, конструктивные моменты. К последним относится понимание необходимости реформ, борьбы с неэффективностью работы ряда ключевых структур ООН, включая содействие скорейшему восстановлению стран (Комиссия по миростроительству) (6), покончивших с вооруженными конфликтами, а также более решительную поддержку ооновского института по обеспечению прав человека (Совет по правам человека) (7).

При этом арабские страны стоят перед дилеммой – либо найти верные подходы, как индивидуальные, так и на коллективной основе – в рамках "группы 77" и в более широкой общности развивающихся государств, к активной реформаторской деятельности, реально содействующей росту эффективности ООН, либо лишиться донорской помощи ООН и ее "рулей и ветрил" в довольно неспокойной среде международных отношений начала ХХI века.

Несмотря на осознание реалистичности мрачных прогнозов относительно судьбы ООН и предпринимаемые попытки найти приемлемые решения, видимо, не избежать серьезных и, возможно, даже драматических ситуаций. И здесь взвешенный и конструктивный подход российской дипломатии может оказаться для партнеров РФ в регионе РБВСА полезным и необходимым.

В частности, до сих пор арабские страны так и не пришли к единому мнению, какую же страну из их числа "продвигать" в качестве постоянного члена Совбеза ООН.

Кроме того, вряд ли имеют реальные шансы на успех их требования о существенном ограничении или даже отмене применения международных санкций и согласие по негативной оценке деятельности Международного суда в Гааге.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся угрозы существованию ООН, все же предпочтительнее шансы на продолжение ее деятельности в духе Устава ООН и вытекающего из него отношения большинства членов Совбеза, включая Россию, а также большинства членов ООН, в том числе и арабских государств, к реформированию и оценке роли Объединенных Наций. Практически все группы и альянсы внутри мирового сообщества, представленные в ООН, подтверждают ее исключительное значение как важнейшего международного инструмента мира и прогресса. Вселяет надежды и практика, сложившаяся в ходе формирования новых органов Организации – Комиссии по миростроительству и Совета по правам человека. Большинство стран региона Ближнего Востока и Северной Африки, похоже, учли требования времени.

Что касается практических рекомендаций по решению проблемы реформирования ООН, то они могут быть следующими.

Комплексное или всеобъемлющее реформирование такого сложного международного инструмента, как ООН, видимо, займет длительную историческую дистанцию. Целесообразно, чтобы оно проходило не "одномоментно", а "пошагово", в несколько хорошо спланированных экспертами этапов: решение столь деликатной проблемы предполагает достижение не только компромиссов, но и консенсуса по ряду аспектов проводимых реформ, достижение которых потребует определенного "временного простора" для необходимой коррекции пореформенных мероприятий. Принятие такой стратегии различными группами государств позволит преодолеть одно из центральных противоречий между основными донорами ООН и развивающимися государствами, включая арабские, связанных с проблемой увязки реформ с наполнением бюджета Организации.