Смекни!
smekni.com

Иордано–израильский конфликт и процесс его урегулирования (стр. 2 из 3)

Израильская концепция безопасности, зародившаяся еще в 50–е годы и с тех пор претерпевшая определенную эволюцию, первоначально основывалась на серии постулатов, в том числе на создании эффективной силы сдерживания, недопущении образования враждебного арабского союза, инициативе в наступлении со скорейшим переносом боевых действий на территорию противника, молниеносной войне.

После 1967 г. в концепцию были внесены новые понятия, такие как "стратегическая глубина" и "защищаемые границы". После октябрьской войны 1973 г. израильская концепция безопасности была в очередной раз скорректирована. Из концепции, основанной на контроле над территориями и границами с арабскими странами она превратилась в концепцию качественного стратегического контроля над территориями в условиях политического урегулирования, при котором арабские страны оказываются разоруженными; и в самом деле, уровни вооруженности этих стран и Израиля несопоставимы9.

Экстремистский тон выступления И.Шамира на конференции проистекал из сути его политики "безопасности прежде всего", предусматривавшей признание Израиля всеми странами региона. При этом игнорировался тот факт, что безопасность достигается лишь путем установления мира, приемлемого для всех сторон. Гарантии безопасности должны получить и арабские государства, а мир возможен лишь после возвращения оккупированных в 1967 г. и позднее территорий. Должны быть признаны законные права палестинского народа на самоопределение и создание своего собственного государства. Отсюда и экстремистские нотки в речи Шамира: Израиль не желает "мира в обмен на землю", но стремится, судя по словам Шамира, обеспечить себе безопасность и признание, опираясь на силу, потенциал которой должен заставить арабов признать Израиль и его право на безопасное существование. Кроме того, Израиль опасается роста интифады и усиления ее мощи, т.к. интифада являлась сильным козырем в политических переговорах между палестинцами и израильтянами.

Второй этап работы конференции начался 3 ноября 1991 г. с двусторонних встреч между арабскими делегациями, с одной стороны, и делегацией Израиля – с другой. Израильская делегация потребовала, чтобы двусторонние переговоры проходили в арабских странах и Израиле, однако иорданские и палестинские представители с этим требованием не согласились. В результате арабская и израильская делегация пришли к соглашению о том, что переговоры возобновятся через три недели (при этом, однако, не было достигнуто согласия о месте проведения переговоров).

На следующий день, 4 ноября, Израиль объявил о строительстве нового поселения на Голанах и о планах строительства еще одного поселения на Западном берегу реки Иордан. После этого некоторые арабские страны (в частности, Ливия) стали выступать с критикой самого факта проведения конференции, а НФОП и ДФОП объявили о выходе из Исполкома ООП; с аналогичным заявлением выступило и движение Хамас10.

Последовал новый шаг со стороны СМ и СССР, призвавших начать переговоры между Израилем и заинтересованными арабскими странами 4 декабря 1991 г. Иорданское правительство откликнулось на этот призыв и назначило аль–Маджали главой иорданской делегации. Однако, Израиль не согласился с тем, чтобы дату переговоров назначали две великие державы без предварительной консультации с ним и поставил четыре условия для возобновления переговоров. Это проведение переговоров по процедуре, невмешательство США в детали переговоров, перенос переговоров на Ближний Восток, отнесение ранее установленной даты переговоров на более поздний срок.

Израиль не направил ко времени свою делегацию и объявил, что она прибудет 9 декабря (в знак протеста против американского вмешательства). Четыре арабские делегации (иорданская, сирийская, ливанская и палестинская) 4 декабря прибыли в здание госдепартамента США в Вашингтоне, но из–за неявки израильской делегации решила уехать. Арабская делегация объявила, что она прибудет на встречу 10 декабря, а не 9–го, как постановил Израиль. Однако "Израильская делегация заявила, что она не вступит в раздельный диалог с иорданскими и палестинскими представителями. Повторная встреча состоялась в том же месте 3 декабря. А 28 января в Москве открылся третий этап работы конференции. Результатом двухдневных переговоров было создание пяти рабочих комиссий: по экономическим вопросам, водным ресурсам, контролю над вооружениями, беженцам и по экологическим проблемам11.

После того, как власть в Израиле перешла к лейбористскому правительству во главе с И.Рабином (пришедшим на смену ликудовскому правительству И.Шамира), арабская и израильская делегация возобновили переговоры в Вашингтоне 4 августа 1992 г. Когда аль–Маджали занял пост премьер–министра Иордании (29 мая 1993 г.), главой иорданской делегации на переговорах был назначен ат–Тарауна – посол Иордании в Вашингтоне.

14 сентября 1993 г. в Вашингтоне в торжественной обстановке был подписан совместный иордано–израильский рабочий график мирных переговоров. С иорданской стороны его подписал глава делегации Ф.ат–Тарауна, с израильской – Э.Рубинштейн. Текст документа включал следующие пункты:

Достижение справедливого и прочного мира между арабскими странами и Израилем.

Поиск путей к достижению урегулирования на основе резолюций Совета Безопасности ООН № 242 и № 338, обеспечение безопасности и отказ от использования силы, обеспечение права каждой стороны на свою долю водных запасов, справедливое решение проблемы беженцев, решение территориальной проблемы и соблюдение международно признанных границ, поиск путей дальнейшего двухстороннего сотрудничества12.

Цели, которые ставила перед собой Иордания, поднимая вопросы о безопасности, границах, водных ресурсах и беженцах, определялись рядом обстоятельств.

Иордания страдает от дефицита водных ресурсов, усугубляемого высокой рождаемостью в стране. Поэтому Иордания решила покрыть этот дефицит за счет использования подземных вод.

Часть иорданских земель оккупирована Израилем: это 830 донумов в районе р. Иордан (в месте впадения в нее р. Ярмук), захваченные в ходе войны 1949 г., а также приграничная полоса площадью в 380 кв. км, занятая Израилем в 1967 г.

Остро стоит перед Иорданией и проблема палестинских беженцев: Иордания – страна, принявшая на своей территории наибольшее число изгнанных из мест проживания арабов.

Важный шаг на пути к миру был сделан в 1993 г. в результате встречи между принцем Хасаном и министром иностранных дел Израиля Пересом в присутствии американского президента. В итоге была создана трехсторонняя (иордано–израильско–американская) комиссия по экономическим вопросам. Она провела несколько заседаний, на которых обсуждались пункты рабочего графика и проект развития долины р. Иордан.

2 ноября 1994 г., после второй встречи между принцем Хасаном, израильским министром иностранных дел и президентом США Клинтоном, была принята трехсторонняя декларация, содержание которой знаменовало наступление важного этапа в мирном процессе13.

Он был связан с образованием трехсторонней (американо–иордано–израильской) комиссии по экономическим вопросам.

С подтверждением важности проведения экономической конференции в верхах стран Ближнего Востока и Северной Африки, которая намечалась в Касабланке.

С поиском возможностей для создания свободной экономической зоны (СЭЗ) в Акабе и Эйлате, функционирующей на принципах свободного обмена товарами между Иорданией и Израилем.

С Созданием морской "зоны мира" на Красном море при поддержке американского специального фонда, созданного в рамках Комитета по океанам, здравоохранению и охране окружающей среды при государственном департаменте США.

С созданием в Акабе и Эйлате свободной туристической зоны, которую могли бы посещать граждане Иордании, Израиля и других стран.

После американской декларации, опубликованной 2 ноября 1994 г. и после встречи между принцем Хасаном, Ш.Пересом и Б.Клинтоном в мирном процессе стало заметно обозначаться американское присутствие" (отраженное, в частности, в пунктах 1 и 2). Таким образом, США становились как бы "свидетелем" и "арбитром" в трудных ситуациях, а также могли проводить свои интересы в регионе, о чем Вашингтон начал усиленно заботиться после распада СССР. Что касается встречаемого во втором пункте документа упоминания о важности проведения экономической встречи в верхах в Касабланке, то в данном случае речь идет об экономической роли США как экономического "соперника" европейских стран.

Упоминание о создании СЭЗ касающееся экономических интересов стран региона, предполагает, что региональный рынок будет функционировать на принципах свободной экономики, но не с европейского, а с американского "благословения".

Что касается экономического содержания иордано–израильского мирного соглашения, то, согласно израильской точке зрения, оно необходимо для укрепления мира в той мере, в какой последний отвечает экономическим потребностям страны. И если обеспечение безопасности, разоружение и стратегическое партнерство с США являются необходимыми гарантиями для установления мира, то свободное продвижение товаров представляет собой единственную приемлемую для Израиля основу мирного процесса. Как можно заметить, все прошлые войны Израиля с арабами велись им не только для достижения военных целей, но также и для решения экономических задач. Можно считает, что "экономический мир" между Израилем и арабами вообще, и Иорданией в частности, предусматривает устранение барьеров между Израилем и арабскими странами, свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы – будь то в рамках ближневосточного общего рынка или общего рынка стран средиземноморского бассейна – арабских и европейских. При этом у всех стран будет свой "профиль". Так, Иордания будет специализироваться на туризме и привлечении иностранных инвестиций; возможны совместные иордано–израильские проекты в области добычи полезных ископаемых в Мертвом море, в производстве фосфатов, прокладки железнодорожных коммуникаций между двумя странами, сотрудничество в развитии портов Эйлат и Акаба, а также сети сухопутных сообщений между Израилем и Иорданией. Израиль же будет специализироваться на высокоточной электронике, производстве современного оборудования, изделий химической промышленности, создании медицинских и измерительных приборов. В будущем развитие экономики будет происходить на основе сочетания израильского опыта с привлечением арабских капиталов и ресурсов.