Смекни!
smekni.com

Международная миграция (стр. 2 из 5)

Как показатель растущего динамизма международного миграционного движения быстрый процесс развития туризма связан с ростом числа мигрантов, хотя основа его оценок совершенно иная. Однако если темпы роста числа туристов снижались (с 8,3% в год в 1960 — 1970 годы до 4,6% в год в 1980 — 1990 годы), то темпы роста числа мигрантов увеличивались, достигнув 2,6% в год в 1985 — 1990 годы. Это ускорение продолжалось и в 1990 годах, особенно под воздействием распада бывшего СССР. Действительно, поскольку мигранты идентифицируются по их месту рождения, то разделение любого государства на более мелкие, независимые образования превращает многих внутренних мигрантов в международные, а объем внутренней миграции даже внутри тех государств, в которых внутренние перемещения ограничены, становится существенно выше, чем объем международной миграции.

Если анализировать по числу международных мигрантов и их доли в общей численности населения, можно констатировать усиление различий между странами после 1965 г. и возрастание количества стран, принимающих значительное число мигрантов (свыше 300 тыс. человек) или имеющих значительную долю мигрантов во всем населении (свыше 15%). В 1965 г. в 41 стране численность мигрантов превышала 309 тыс. человек, что было выше среднестатистического уровня. К 1990 г. число стран с таким количеством мигрантов увеличилось до 63, но только в 42 странах, принимающих свыше 585 тыс. мигрантов каждая, был превзойден средний статистический уровень. Подобным же образом в 1965 г. в 34 странах был превышен среднестатистический уровень по доле международных мигрантов в населении (15%). В 1990 г. число соответствующих стран увеличилось до 52, при этом только 39 из них являлись новыми странами, пополнившими группу; средний уровень населения, рожденного за границей, в которых поднялся до 22,5%. В 1999 г. данный показатель еще более возрос, составив около 27%. 21 страна с числом мигрантов более 1,4 млн. человек представлены на диаграмме 1, из которой, в частности, видно, что по-прежнему лидирующее место в мире по числу мигрантов занимают США. Что касается Индии и Пакистана, то значительная численность мигрантов — это вынужденные мигранты, в то же время эти две страны сами являются крупнейшими поставщиками иностранной рабочей силы в более развитые государства. Обращает на себя внимание ведущая позиция России, цифра по которой слагается из 6,2 млн. официально въехавших из стран ближнего зарубежья за 1992—2000 гг., 1,2 млн. беженцев и более 2 млн. официально незарегистрированных.

Другое заметное изменение: если в 1965 г. 90% международных мигрантов было сконцентрировано в 44 странах, имеющих самую большую численность мигрантов, в 1990 г. та же самая доля мигрантов была сконцентрирована в 55 странах. Таким образом, диапазон стран – приема международных мигрантов расширился. В действительности, все страны или территории мира в этом веке являлись странами — приема для каких-то мигрантов. Эпоха быстрых перевозок в пределах всего мира не оставила незатронутой ни одну страну, международные мигранты появилась повсюду. Число стран, активно участвующих в обмене населением, действительно растет. В этом обмене расширяется участие женщин, хотя и не так заметно, как это иногда считается, поскольку в большинстве стран женщины и раньше составляли достаточно высокую долю среди мигрантов. Таким образом, на глобальном уровне происшедшие изменения выражались или в интенсификации тенденций, которые уже были заметны в 1965 г., или в их большем разнообразии. О последнем можно судить на основе роста диверсификации стран, исходя из уровня развития, прогресса в национальном строительстве и степени интеграции в мировую экономическую систему.5

международная миграция население

Диаграмма 1

Страны с наиболее значительным числом мигрантов, на конец 90-х годов, въехавших в 60 - 90-е годы (тыс.)

2.2 Развитие международной миграции рабочей силы

С экономической точки зрения наиболее важным является становление мирового рынка труда, который находит выражение в экспорте и импорте иностранной рабочей силы, достигших в настоящее время небывалых масштабов и определяющих, по существу, всю международную миграцию населения. Достаточно сказать, что в 1999 г. численность трудящихся-мигрантов оценивалась более 35 млн. чел. против 3,2 млн. в 1960 г. При этом, как отмечает известный исследователь международной трудовой миграции В. Бёнинг, «сегодня она является одним из наиболее существенных аспектов интенсивной глобализации мировой экономики, который заметно влияет на экономику и рабочую силу более чем в 100 странах».

Одной из основных причин международной миграции рабочей силы является неравномерность мирового экономического развития, неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами. За последние годы этот разрыв все время увеличивался: с 1960 г. по 1990 г. развитые государства, в которых проживают 20% самых богатых людей Земли, увеличили свою долю в мировом производстве с 70% до 84%, в то время как в развивающихся странах около 1,2 млрд. чел. живут в абсолютной бедности.

Другим важным фактором, влияющим на международную трудовую миграцию, является дисбаланс населения. В развивающихся странах существует избыток рабочей силы, в то время как в развитых странах имеется ее недостаток в определенных отраслях, не пользующихся спросом у местного населения. Например, во Франции эмигранты составляют 25% занятых в строительстве, 30% — в автомобилестроении, в Бельгии — 50% горняков, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих и т.д. В США доля использования иностранных рабочих в подобных отраслях еще выше. Низкоквалифицированные мигранты, как правило, не составляют конкуренции местному населению, так как занимают места, не пользующиеся спросом.

В некоторых случаях иммиграция даже может увеличить занятость коренного населения. Домашняя прислуга, ставшая во многих странах практически полностью отраслью иностранных служанок, может освободить женщин для профессиональной работы. Иммигранты, становящиеся на нижнюю ступеньку занятости, могут, таким образом, непосредственно повышать занятость на более высоком уровне.

Миграционные потоки рабочей силы привели к формированию международных рынков труда, имеющих свою территориальную принадлежность. Международные рынки труда развиваются на основе так называемых центров притяжения рабочей силы.

Первый центр принадлежит США, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов. Сейчас иностранная рабочая сила составляет около 5% от трудовых ресурсов страны, в пограничных и прибрежных районах эта величина несколько выше. Ежегодно, помимо иммигрантов, несколько миллионов приезжает на временную работу. С 1993 г. преимущества предоставляются иммигрантам из европейских стран, в особенности из Ирландии, Великобритании, Италии. Подобная ориентация объясняется тем, что к началу следующего тысячелетия США могут стать страной, где белые будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости цветных. По прогнозам Института Хадсона, в 2000 г. доля белых среди занятых уменьшилась до 57%, цветных — возросла до 20%. Оценивается, что доля иммигрантов увеличилась до 22%.

Начавшаяся еще в 60-е политика привлечения высококвалифицированных кадров усиливается. Предпочтение при приеме иммигрантов отдается высококвалифицированным рабочим, инженерам, менеджерам, медицинским работникам, ученым в области естественных наук, специалистам по вычислительной технике.

Основными поставщиками кадров высокой квалификации до последнего времени в США были Индия и Египет. В 80-е гг. из Индии выехало на работу более 20 тыс. работников. На Египет приходится 20 тыс. высококвалифицированных рабочих и всей эмиграции специалистов Ближнего Востока. Весьма значимым поставщиком высококвалифицированных кадров для индустриальных стран является также Пакистан. 84% его эмигрантов направляются на Запад, из них 47% являются кадрами высокой квалификации.

Одним из примеров последних международных соглашений, в котором регламентировались процессы международной трудовой миграции, было Американское соглашение о свободе торговли КАРТА, заключенное между США, Мексикой и Канадой, вступившее в действие в 1994 г. КАРТА, в частности, предполагает определенную свободу передвижения внутри Североамериканского сообщества для групп трудовых мигрантов: бизнесменов, инвесторов, работников высокой квалификации — профессионалов и служащих международных компаний. По сути, КАРТА рассматривается как механизм решения вопросов безопасности границ и нелегальной миграции, в частности, из Мексики в США. Для Мексики предусмотрен ежегодный лимит в 5500 квалифицированных работников, которые могут беспрепятственно въезжать в США. Стоит заметить, однако, что в полной мере это соглашение с точки зрения увеличения свободы миграции для мексиканцев и тем самым снижения нелегальной иммиграции весомых результатов не дало.