Смекни!
smekni.com

Основные принципы современного телевизионного менеджмента (стр. 3 из 3)

- Несмотря на растущий выбор каналов зрители смотрят постоянно лишь несколько из них. Подписчики кабельных каналов в основном смотрят примерно 10-11 каналов из 30-40 доступных/ а зрители эфирных каналов смотрят около 5 из них. [11]

- Несмотря на грейзинг и растущее недовольство телевидением большинство зрителей считают его влияние на их жизнь позитивным. Так/ около 40% считают/ что им было бы очень тяжело расстаться с телевидением на месяц, и примерно 55% уверены, что не смогли бы отказаться от него на полгода. [12]

Все эти результаты заставляют телевизионных менеджеров задуматься над вопросами: какова же истинная ценность и значимость традиционной системы рейтингов в данной ситуации высокой мобильности зрителей; что нужно делать рекламным агентствам, творческим телевизионным группам, чтобы сохранить зрителя с учетом грейзинга, заппинга и зиппинга; как вещательным компаниям сохранить лояльность по отношению к зрителям.

Часть этих проблем решается сокращением времени рекламных роликов (например, с 30 секунд до 15) . Действительно, использование 60-секундных клипов для большинства рекламодателей стало крайне неэффективным: у зрителей, привыкших к 15-секундной рекламе, складывается ощущение, что они длятся вечно. Другой способ привлечь интерес к рекламе, заставить досмотреть ее до конца - это создание чисто развлекательных роликов, очень качественных с художественной точки зрения, смотреть которые зрителям хочется снова и снова из чисто эстетических побуждений. Критики обвиняют такую рекламу в отсутствии описания самого рекламируемого продукта, но телереклама всегда делала больший упор на образ, нежели на информацию об изделии.

Другая часть проблем, порожденных грейзингом, заключается в сдвиге каналами показа программ по времени с тем, чтобы захватить наибольшую аудиторию. Зрители, не выписывающие и не покупающие программы телепередач, остаются в неведении относительно этих изменений, и, таким образом, теряется аудитория. [13]

Феномен телевидения проявляется в том, что многие зрители ассоциируют различные типы передач с определенными днями недели. К примеру, серьезная программа никогда не соберет такую аудиторию в пятницу, как, скажем, во вторник. Зрители привыкли смотреть определенную передачу в определенное время. Если сетка программ изменяется в процессе, то канал рискует потерять часть зрителей. И это другая сторона проблемы.

Существует, однако, во всем этом и позитивный аспект новых изменений в привычках телезрителей, связанных с грейзингом. Раньше невозможно было заставить переключиться зрителя с одной интересной передачи, чтобы познакомить его с другими передачами на альтернативных каналах, идущих в то же самое время. Это значит, что сейчас легче сделать популярным новое шоу, чем до эры грейзинга.

Проблема, тем не менее, остается для всех каналов: как измерить изменяющуюся аудиторию и убедить рекламодателя в том, что он получает обещанный объем аудитории. Многие считают, что прежняя рейтинговая система, при которой аудитория "замерялась" в 5-минутные отрезки, устарела, и что сейчас необходимо выяснять, продвигает ли конкретная реклама желаемый продукт. Это ставит под большой вопрос целесообразность рейтинга телепрограмм вообще.

Для заказчиков программ, рекламы важен имидж ТВ-компании, одной из составляющей которого всегда является имидж этический. Поэтому маркетинговая сторона редакционной деятельности во многом связана с ее этической стороной. Это сказывается на многих направлениях редакционного менеджмента. О программе судят не только по тематике, особенностям содержания, формы и стиля, но и по соответствию принятым в обществе нравственным нормам их отношения к событиям и людям. Этический имидж компании соответствует нравственному уровню его аудитории. Однако он не должен опускаться ниже общепринятых нравственных норм. Их нарушение сказывается не только на имидже компании, но и на редакционном бюджете, где появляются новые расходные статьи. Некоторые редакции и компании вынуждены непрерывно выступать ответчиками на судебных процессах по искам граждан, посчитавших свою честь и достоинство оскорбленными в публикациях журналистов. Убытки редакций от необходимости выполнения судебных приговоров в пользу истцов составляют все более значительные суммы. И если прибавить к этим убыткам потери от скрытой рекламы, публикации искаженной и ложной информации, то становится ясно: нарушать этические нормы в журналистике невыгодно - как редакции, так и отдельным сотрудникам.

Автору клеветнической публикации, после которой редакция будет вынуждена не только дать опровержение, но и выплатить потерпевшему компенсацию за моральный ущерб, вероятно, придется искать другое место работы. Попытки соизмерять размеры ущерба, нанесенного репутации и имиджу компании и доходов, временно возросших после публикации ложной сенсации, несостоятельны: в конечном счете, редакция потеряет много больше, чем приобретет.

В телерадиокомпаниях, входящих в информационные холдинги и концерны, эта ответственность приобретает характер прямой зависимости от их владельцев.

Все это определяет особенности психологии менеджера ТВ-СМИ, влияет на отношения с руководителями и сотрудниками коллектива. "Ему придется наблюдать за их отношениями с этикой и законом, предотвращать попытки их нарушения и каждый раз - разбираться в причинах этих нарушений. Самая серьезная из этих причин - безответственность некоторых журналистов, ложное понимание ими своей роли, прав и обязанностей. Безответственность в журналистике как правило сопряжена с безнравственностью. Чаще всего она является следствием недостаточно высокого культурного уровня журналиста. Если сотрудник телевидения понимает свободу и демократию как вседозволенность, это не может не нанести ущерба издателю и пользователям его информацией". [14]

Стремление найти сенсацию оборачивается необходимостью придумать ее. К примеру, в деловой журналистике подобные методы работы невозможны - предприниматель, бизнесмен не будет смотреть телепередачу, содержащую искаженную информацию, но и опыт других журналистов показывает невыгодность безнравственности во всех планах.

Многолетний опыт редакций многих известных западных ТВ-компаний показал пользу разработки и использования в редакции своего профессионального нравственного кодекса, обязательного для всех сотрудников.

Столь же важны для редакционного менеджмента правовые основы. Прежде всего - это общие законы (конституция государства, гражданский, налоговый и уголовный кодексы и т.д.). Кроме них есть специальные законы, определяющие цели, направления и характер функционирования средств массовой информации. (Например, в России это законы "О средствах массовой информации", "Об авторском праве и смежных правах", "О государственной тайне"; "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"; "Об информации, информатизации и защите информации"; "О рекламе", "Об экономической поддержке районных (городских) газет", "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" и др.). Все эти документы должны образовывать правовую базу, достаточную для организации деятельности редакций, компаний и агентств всех СМИ на территории государства.

Нарушение какого-либо из этих законов опасно для обеих сторон - как для государственных органов, властных структур, политических и общественных организаций, пытающихся ограничить самостоятельность СМИ в их профессиональной деятельности или преследовать журналистов за публикацию правдивой информации, так и для самих редакций, компаний и журналистов, нарушающих закон, стремясь увеличить свои доходы. Кроме того, нарушать закон и экономически невыгодно. "Рано или поздно нарушение будет раскрыто, и за него придется расплачиваться - в переносном и буквальном смысле этого слова. Периодическое издание, не считающееся с законом, долго не просуществует - оно просто не выдержит обрушившегося на него груза административных и финансовых санкций. Предотвратить это можно в процессе менеджмента, которым руководит редакционный менеджер". [15]

Сегодня ведущие менеджеры на телевидении считают, что новая реальность заставляет менеджеров отделов, особенно директоров новостного вещания увеличивать эффективность управления. В прошлом возможно было скрывать недостатки работы новостных отделов за счет высокой прибыльности телевидения в целом. Теперь прибыльность снизилась, и скрыть плохую организацию редакции новостей не удается. Сегодня выживают те директора новостей, которые могут делать качественные новости для зрителей, затрачивая меньше людских ресурсов. Первым шагом на пути к выживанию для руководителей отдела новостей на телевидении может стать тщательная оценка бюджета своего отдела.

Сейчас существует много текущих краткосрочных и долгосрочных проблем, с которыми сталкивается телевизионная индустрия на всех уровнях. Увеличившаяся конкуренция между различными типами СМИ, появление более качественных телевизионных (телевидение высокого разрешения, прямая спутниковая трансляция, интерактивное телевидение) и электронных СМИ, а также растущая популярность видео резко поменяли телевизионные пристрастия зрителей. Чтобы выжить, телевизионные менеджеры должны четко представлять препятствия, отделяющие их от массовой аудитории, и иметь информацию о том, как эти препятствия трансформируются в будущем. В одиночку менеджер на телевидении не может быть в курсе всех процессов, происходящих в этой отрасли. Пришло время для коллективной выработки решений и привлечения экспертов столь широкого профиля, сколь это возможно, чтобы обладать всей полнотой информации. Иначе управление телевизионным бизнесом становится слишком рискованным.

Список литературы

1. Webster'sThirdNewInternationalEdition//ed. byPhilipBabcockGove. Springfield MA, 1993. P.1372.

2. NTC's Mass Media Dictionary. Словарь языка средств массовой информации США. М.,1992. С.348.

3. Ворошилов В.В. Менеджмент средств массовой информации. С-Пб./1999. С.23.

4. Там же. С.22

5. Данкерли Уильям. Вкладывать в управление. http://www.internews.ru/sreda/ll/40.html

6. Conrad Fink. Strategic Newspaper Management. Boston. 1996. P.xii.

7. Творческий телевизионный менеджмент//Под ред. П.Гринберга. http://www.internews.ru/books/creative/14.html

8. Jim Willis, Diane B.Willis. New Directions in Media Management. P.104.

9. Ibid.

10. Jim Willis, Diane В.Willis. New Directions in Media Managenent. Р.105.

11. Ibid.

12. Ibid.

13. Jim Willis/ Diane B.Willis. New Directions in Media Management. P.105.

14. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М.,1999. С.234.

15. Там же. С.237.