Смекни!
smekni.com

Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм (стр. 4 из 6)

Протекционизм и соперничество на внутреннем рынке.Протекционизм в его различных формах изолирует фирмы данной страны от давления со стороны международной конкуренции. Протекционизм практикуется всеми странами, ключая Соединенные Штаты. Как правило, его оправдывают ссылками либо на взращивание нарождающихся местных отраслей, либо на необходимость сделать "передышку", чтобы позволить уже сложившейся отрасли приспособиться новым условиям. И хотя в обоих случаях подразумевается поддержание протекционистских мер в течение короткого срока, результатом часто является долговременный протекционизм. Как показывают наши исследования, протекционизм не срабатывает в подавляющем большинстве случаев.

Зарождающиеся отрасли. Оказание протекционистской поддержки зарождающимся отраслям может быть эффективным в стране, где отсутствуют усто­явшиеся конкуренты в отрасли, для которой характерно наличие сильных иностранных конкурентов. Благодаря отсрочке вхождения иностранных кон­курентов на рынок данной страны возникает возможность дать укрепиться определенному числу соперников из числа местных фирм, которые дают ход самоукрепляющемуся процессу расширения и совершенствования националь­ного "ромба". Оправдание протекционизма ссылками на защиту нарождающей­ся отрасли закономерно только в развивающихся странах, не располагающих солидной базой отраслей, и в отраслях, где уже заняли прочное положение иностранные конкуренты.

Однако протекционизм, даже в тех случаях, когда он оправдан, представ­ляет собой рискованную политику, которая не часто приводит к успеху. Он срабатывает только при трех условиях. Первое - это наличие эффективного соперничества на внутреннем рынке. Интенсивное внутреннее соперничество заменяет давление со стороны международной конкуренции. Конкуренция у себя дома в сочетании с насыщением внутреннего рынка заставляет обратить внимание на иностранные рынки. При условии такой структуры внутри страны протекционизм не притупляет стимулов к внедрению новшеств и совершен­ствованию.

Оказание протекции местной доминирующей фирме редко приводит к подлинному конкурентному преимуществу. Без конкуренции защищенная протекционистскими мерами отрасль никогда не выдвинется на положение отрасли, имеющей успех на международном рынке. Протекционизм имел некоторый успех в процессе развития Японии и Кореи только потому, что он сопровождался соперничеством внутри страны. В обеих странах те защищенные отрасли, которые достигли конкурентного преимущества, неизменно имели многочисленных и существенных конкурентов. Так обстояло дело, например, в автомобилестроении, сталелитейной промышленности, производстве станков в электронике и в многочисленных других японских отраслях. По иронии судьбы, МИТИ пыталось ограничить появление новых фирм в ряде важных отраслей, поскольку это учреждение без нужды стремилось достичь экономии за счет масштабов производства и избежания чрезмерного соперничества. К счастью для Японии, фирмы неоднократно отказывались прислушаться к ру­ководящим указаниям со стороны МИТИ. В Корее в большинстве важных экспортных отраслей представлены несколько, если не все четыре, из числа крупнейших промышленных групп. Энергичная борьба между этими архисо­перниками сыграла существенную роль в том быстром процессе внедрения новшеств, который был для них характерен, и в их успехе на внешних рынках, о чем уже говорилось.

Вторым условием для того, чтобы протекционизм имел успех, является наличие в стране потенциала для благоприятного национального "ромба". Национальная отрасль обычно не сможет конкурировать за границей, если только она не располагает соответствующими условиями спроса, резервами специализированных факторов и другими возможностями на внутреннем рынке, которые способствуют развитию долговременных преимуществ.

Третьим условием для успеха протекционизма является то, что он долженбыть ограничен по времени. Все отрасли, защищаемые протекционистскими мерами, в конце концов испытывают на себе отрицательное воздействие от­сутствия полной конкуренции. Протекционистские меры становятся своего рода наркотиком, от которого трудно отвыкнуть. За них также обычно приходится платить цену в виде политических векселей и ограничений на деятельность местных фирм. Внимание фирм обращается на внутренний рынок.

Как в Японии, так и в Корее отрасли, добившиеся успеха, - это обычно те отрасли, в отношении которых протекционистские меры или уже отменены, или должны быть вскоре отменены. Фирмы заранее получали уведомление о том,что произойдет, и обещание выполнялось. Начало вступления иностранных соперников на рынок часто порождало взрыв нововведений. Например, в производстве строительного оборудования фирма "Коматиу" доминировала на внутреннем рынке до тех пор, пока действовали протекционистские меры, однако она выпускала изделия низкого качества и имела неэффективный процесс производства. Когда фирма "Катерпиллар" получила разрешение образовать совместное предприятие с концерном "Мицубиси" для ведения конкуренции в Японии, фирма "Коматцу" вступила в период интенсивного обновления и совершенствования, благодаря которому она превратилась в способного глобального конкурента.

Процесс устранения протекционистских мер может подкрепить совершен­ствование в промышленности, если ее менее сложные сегменты будут откры­ваться несколько раньше, чем другие. В Японии, например, ограничения на импорт станков были сначала сняты для станков с ручным управлением, под­толкнув (вместе с другими политическими решениями) к аналогичному шагу в отношении станков с числовым программным управлением. Такой подход, однако, принесет успех лишь в случае, когда другие части "ромба" оказывают поддержку совершенствованию.

Проведение политики временного протекционизма требует необычной степени независимости и преемственности в правительстве по тем направле­ниям, о которых говорилось раньше. Во многих странах понятие "временный протекционизм" рассматривается как нечто постоянное, вроде кислородной подушки, которую не стремятся убирать.

Передышка. Протекционистские меры с целью дать сложившимся отраслям возможность приспособиться редко достигают успеха. В отраслях, которые мы изучали, было несколько примеров, когда однажды утраченное конкурентное преимущество было возвращено вновь. На практике наилучший исход заклю­чался в том, что отрасль съеживалась до размеров того ядра, которое было способно к выживанию.

Протекционистские меры в целях дать передышку не устраняют действи­тельных причин упадка отрасли, заключающихся в неблагоприятном "ромбе". Протекционизм часто задерживает, вместо того чтобы поощрять, процесс пере­стройки отрасли в сторону зон, обладающих подлинным конкурентным преиму­ществом. Он позволяет фирмам продолжать свою деятельность в тех сегментах, где они не располагают настоящей силой. Он отодвигает те перемены, которые настоятельно необходимы для восстансгчения конкурентного преимущества после многих лет блужданий. Фирмы крайне неохотно идут на перестройку,когда считают, что такого приспособления можно избежать при помощи прави­тельства. Протекционизм, вводимый в привязке к плану приспособления, обычно бывает непрактичен, поскольку такой план, который удалось "пробить" в рамках политической процедуры, не включает в себя банкротств и резкого сокращения производственных мощностей - того, что как раз и требуется.

С большой долей вероятности протекционизм будет сохраняться как в открытых, так и в более скрытых формах еще долгое время после того, как он, предположительно, должен был бы закончиться. Яркий пример этого дает американское автомобилестроение. Оно все еще не располагает существенным конкурентным преимуществом, а его прибыли все еще в весьма большой сте­пени зависят от "добровольных самоограничений" со стороны японцев. Амери­канская промышленность по производству полупроводников движется той же вызывающей беспокойство дорогой: сначала приличное соглашение по марке­тингу с целью защиты от импорта, затем санкционирование и государственное субсидирование кооперационного проекта в целях развития производствен­ной технологии; в более позднее время - попытка создать консорциум фирм фактически для производства чипов памяти в обход антитрестовских законов. Япония дает еще более яркую иллюстрацию этого момента. МИТИ учредило десятки "картелей по перестройке" и "картелей для преодоления спада". Лишь немногие из них привели к появлению отрасли, конкурентоспособной на внеш­нем рынке.

Сотрудничество между фирмами. Наблюдается рост интереса к коопера­ционным проектам разного рода на основе сотрудничества между фирмами с целью повысить конкурентоспособность, что обычно оправдывается ссылками на необходимость избежать дублирования усилий и получить экономию за счет роста масштабов производства. В то время как некоторые формы кооперации приносят пользу, о многих других этого не скажешь. Прямая кооперация одного конкурента с другим, обычно ведет, в конечном счете, к подрыву конкурентного преимущества. Она уменьшает стимулы и подрывает соперничество, замедляя, в конце концов, прогресс. Она ограничивает поиски альтернативных подходов. Кооперация частенько служит первой ступенькой к слиянию. Она порождает призывы к протекционизму. Прямая кооперация не только опасна для госу­дарственной политики, но и часто представляет собой плохую стратегию. Совместное производство, осуществляемое ведущими корпора­циями, следует запрещать, как следует запрещать и большинство других форм прямой кооперации между ведущими фирмами.