Смекни!
smekni.com

Предложения по усовершенствованию государственного регулирования миграционных потоков (стр. 10 из 20)

После принятия не до конца продуманного федерального закона "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации" мощный импульс к развитию получила незаконная иммиграция, разброс в количественных оценках которой варьируется у разных специалистов и экспертов. Верхняя планка этих оценок - 1-1,5 млн. человек. Незаконные иммигранты это, в основном, беженцы из Афганистана, стран Африки и др. (многие из которых рассматривают Россию как транзитную остановку на пути в Европу), а также трудовые мигранты. Из них статус беженца получило всего несколько сот человек.

Основные причины масштабной незаконной миграции - "прозрачность" российских границ со странами СНГ, их техническая необустроенность, отсутствие достаточных материально-финансовых ресурсов для эффективного противодействия этой форме миграции, наличие непреодоленных правовых пробелов в регулировании миграционных процессов.

Значительная часть нелегальных мигрантов, проникнув на территорию России с целью транзита и последующего выезда в европейские государства, адаптировалась в сфере малого бизнеса и коммерции, занимается противоправной деятельностью и уже не планирует дальнейшие переезды.

По оценкам Госкомстата, в 90-е годы из России ежегодно уезжало до 250 тыс. человек. Среди них была крайне высока доля (от 100 до 125 тыс.) высококвалифицированных специалистов, что негативно отражалось на трудовом и профессиональном потенциале страны, развитии высокотехнологичных, наукоемких производств и общем состоянии науки и культуры. В последние годы эмиграционный отток населения из России в страны дальнего зарубежья снизился до 50 тыс. человек в год. Сократилась и так называемая этническая (евреи, немцы) миграция, отчасти из-за исчерпания миграционного потенциала, отчасти из-за ужесточения миграционного законодательства принимающих стран (например, Германии) или государственной политики этих стран, направленной на экономическую, социальную, культурную поддержку этнических соотечественников.

Нелегальная эмиграция из России тесно переплетена с деятельностью организованных международных преступных групп, часть ее проявляется в виде незаконной торговли людьми.

В последнее десятилетие внутри России происходит отток населения из северных и восточных регионов в центр и на юго-запад страны. Причем стратегически ситуация осложняется тем, что эмиграция идет из самых богатых природными запасами регионов, усугубляя и без того напряженное положение в них трудовыми ресурсами и делая проблематичным перспективы их полноценного экономического развития.

Дальневосточный федеральный округ отличается среди всех других регионов России самыми неблагоприятными тенденциями миграционных процессов, что крайне негативно влияет на демографическую ситуацию. Интенсивность оттока здесь значительно выше, чем в Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Особенно сложная ситуация наблюдается в Чукотском, Корякском автономных округах, в Магаданской, Камчатской и Сахалинской областях, которые уже потеряли вследствие этого значительную часть своего трудоспособного населения.

Всего за 2000-2007 г. миграционный отток и естественная убыль населения Дальнего Востока привели к сокращению общей численности его населения с 8, 04 млн. человек до 7,04 млн. человек (на 12,5%).

Быстрее всего сокращается население северных районов Дальнего Востока: по сравнению с 1990 г., население Чукотского автономного округа и Магаданской области уменьшилось наполовину, Камчатской области - почти на 20%, Сахалинской - на 15%. Особенно неблагоприятен для этих регионов качественный состав региональных миграций. Как правило, уезжает молодежь.

Региональные миграционные диспропорции усугубляют региональную асимметрию. Одни регионы выигрывают за счет других. Благодаря миграционному притоку населения демографическая ситуация в европейской части страны намного лучше, чем в азиатской. Углубляющийся кризис в естественной убыли населения здесь сосуществует с миграционной подпиткой (заметную роль в ней играют переселенцы из стран СНГ и регионов политической нестабильности). Но приток мигрантов полностью не компенсирует естественную убыль населения и в этих регионах.

Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

В современной России существует, несколько наиболее важных проблем, которые требуют государственного регулирования в сфере миграции:

потребность в компенсации естественной убыли населения посредством при влечения и закрепления на постоянное место жительства в первую очередь титульных народов России из стран ближнего зарубежья;

необходимость создания условий для обеспечения территориальной мобильности трудовых ресурсов в соответствии с изменяющимися потребностями рынка и развития регионов;

защита национального рынка труда от избытка трудовых ресурсов, структурной безработицы в условиях глобализации и давления избыточных трудовых ресурсов изза рубежа;

обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов, защиты от криминализации российской и международной миграции, обеспечение благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.

В условиях рыночной экономики решение указанных выше проблем предполагает использование не столько прямых, сколько косвенных инструментов регулирования миграции.

К прямым методам регулирования миграции относится квотирование иммиграции по этническому, профессиональному, образовательному признакам; запрет на прием на работу мигрантов для конкретных отраслей, профессий или работ, регистрация въезда и выезда мигрантов, регистрация беженцев и вынужденных переселенцев, установление квот на трудоустройство мигрантов, организованный набор рабочей силы или целевое переселение семей и др.

К косвенным методам регулирования относится, с одной стороны, либерализация миграции, т.е. снятие административных и иных ограничений на свободное перемещение населения по территории страны, формирование свободного и доступного для большинства населения рынка жилья, либерализация трудовых отношений, отмена ограничений на трудоустройство иностранцев и лиц без гражданства и др. С другой стороны, это может быть создание преимуществ в трудоустройстве для отдельных категорий граждан России (инвалидов, молодежи, одиноких родителей, безработных) посредством квотирования рабочих мест, система штрафов за незаконное трудоустройство иностранцев и др.

В настоящее время вопросы разработки и реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов возложены на Минтруд России и его территориальные органы службы занятости, а также на Федеральную миграционную службу МВД России.

Государственная миграционная политика и государственная политика регулирования занятости населения тесно взаимосвязаны, однако уровень и степень государственного участия в них крайне невелики. В 2007 году территориальными органами Минтруда России трудоустроено с переездом в другую местность около 22 тыс. мигрантов (что составляет менее 50 % к уровню 2006 года), в т.ч. более 8 тыс. человек, зарегистрированных в качестве безработных. Масштабы государственного регулирования трудовой миграции очевидны при сопоставлении этих цифр со статистикой общего числа мигрантов, прибывших на новое место жительства в 2007 году, - 2,4 млн. человек.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О льготах для граждан, переселяющихся в сельскую местность" предприятиями, расположенными в сельской местности, было принято в порядке сельскохозяйственного переселения около 1200 семей (более 4500 человек).

Органами службы занятости проводилась работа по информированию граждан о возможностях трудоустройства, в т.ч. с переездом в другую местность на основе информации Общероссийского банка данных вакансий (который разрабатывает и пополняет Минтруд России). В 2006 году в нем было отражено 13,5 тыс. вакансий для трудовых мигрантов. Но из-за низкой оплаты труда или непрестижности предлагаемой работы большинство мигрантов предпочитает трудоустраиваться самостоятельно. Поэтому эффективность государственного трудоустройства крайне мала.

Необходимо более активное использование международного правового опыта для регулирования особо острых аспектов миграционной проблемы с учетом специфической ситуации в России. При заключении двусторонних международных соглашений и соглашений внутри СНГ по проблемам миграции их положения должны быть увязаны с потребностями России в трудовых ресурсах. Особого внимания требует координация и сближение правовых основ по проблемам миграции России с теми странами, которые – изучить опыт европейских стран в области регулирования миграционных процессов являются для нее основными миграционными донорами. Соблюдение баланса интересов сторон должно минимизировать и исключить ситуацию, при которой решение экономических проблем одного государства происходит за счет миграционной активности населения другого государства.

Текущая острота миграционной проблемы и перспективы ее развития делают целесообразным экспертизу всего законодательства с точки зрения степени его воздействия на миграционные процессы. Целью подобной экспертизы могло бы стать максимальное исключение норм и решений, способных усугубить остроту миграционной проблемы. Например, надо исключить случаи приравнивания соотечественников к иностранцам, предпочтения в отношении отдельных иностранных хозяйствующих субъектов и юридических лиц в ущерб российским, если такой порядок не предусмотрен международными договорами. Представляется актуальной и политически значимой потребность в более активном участии государства (в том числе и законодателей) в защите законных интересов российских мигрантов за рубежом. Фактически каждый случай незаконного ущемления прав и интересов соотечественников граждан должен стать основанием для автоматического реагирования государственных структур на подобные случаи и внесения конкретных изменений и дополнений в национальное законодательство, в международные соглашения, которые бы исключали саму возможность повторения аналогичных случаев.