Смекни!
smekni.com

Проектирование системы организации труда персонала (стр. 7 из 8)

Однако есть и общие моменты, которые не плохо было бы соблюдать каждому, чтобы чувствовать себя на работе уверенно и свободно.

- Нельзя сидеть спиной к двери.

- Не стоит ставить столы так, что два сотрудника сидят лицом к лицу.

- Не желательно сидеть спиной к окну. В этом случае хорошо бы иметь стул с высокой спинкой и подлокотниками.

- Самое лучшее место в комнате по диагонали от двери, лицом к двери.

- Ну и конечно, очень важно следить за порядком на рабочем месте.

Все принципы психологического размещения в пространстве преследуют одну цель - уверенность человека. А уверенность ему придает контроль над ситуацией. То есть, если вы сидите спиной к двери, вы вынуждены постоянно отвлекаться и оглядываться, чтобы знать, что творится у вас за спиной, следовательно повышается уровень тревожности и беспокойства, в то время как производительность падает. Или на столе работника постоянный, так называемый, творческий беспорядок - да, возможно, он чувствует себя в нем более комфортно (почему, это уже другой вопрос), но однозначно одно, он не контролирует ситуацию в должной мере.

3.2. Особенности оптимизации деятельности человека при работе с видеотерминалом

Психофизиологические исследования показали, что при напряженной работе с компьютером оператор отмечает утомление в среднем через четыре часа. Объективные же изменения физиологических показателей появляются уже после двух часов работы. Чтобы их не допускать, по крайней мере после двух часов непрерывной работы с дисплеем нужно делать перерывы.

Однако степень утомления во многом зависит от характера деятельности оператора. Принято различать три основных ее вида:

А - работа по считыванию информации с экрана по предварительным

запросам;

Б - работа по вводу информации;

В - творческая работа в режиме диалога с компьютером.

Наибольшую нагрузку на орган зрения дает ввод информации (Б), хотя более сильное общее утомление может вызвать работа в режиме диалога (В).

В какой-то мере к диалоговому режиму (В) можно отнести и работу с компьютерной графикой. Она представляет собой наибольшую нагрузку на зрение, особенно если экран небольшой и плотность деталей на нем высокая.

В соответствии с этой классификацией устанавливаются категории тяжести и напряженности работы и необходимое время перерывов в течение рабочего дня. Для групп А и Б оно определяется по суммарному числу считываемых или вводимых знаков, для группы В - по суммарному времени непрерывной работы с компьютером.

Оптимизация предоставляемой информации

Любые дидеотерминалы должны удовлетворять следующим инженерно-психологическим требованиям:

Обеспечивать рабочего необходимой и достаточной информацией для оценки ситуации и возможности принятия правильного решения, а также контроля за его исполнением.

Информация должна быть подана в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

Форма представления информации должна соответствовать психофизиологическим возможностям человека по восприятию, специфике его деятельности и условиям работы.

Получаемая информация должна правильно отражать положение и состояние управляемого объекта, предоставляться с запасом времени, достаточным для ее обработки.

Давать оператору дополнительную информацию по запросу, а также обеспечивать надежное восприятие аварийных сигналов.

Поток информации должен быть меньше пропускной способности оператора.

При размещении средств отображения информации необходимо учитывать возможности оператора по восприятию зрительной информации и размеры поля зрения оператора.

При вводе информации в компьютер глаза пользователя совершают движения от восприятия текста на бумаге (отражение света) к экрану дисплея (излучение света) и обратно. Другими словами, глаза должны постоянно приспосабливаться и перестраиваться с одного способа восприятия информации на другой. Это постоянная "работа" зрительной системы, объем которой за рабочий день или другой промежуток времени мы еще до конца не представляем.

На первых этапах развития вычислительной техники упор делался на развитие аппаратных средств. С ними же по преимуществу были связаны эргономические исследования и разработки. Решались вопросы выбора и проектирования средств ввода информации: клавиатуры, изометрического или изотонического джойстика, шара трассировки, мыши, светового пера, сенсорного экрана и графического планшета (дигитайзера), а также устройств распознавания речи и рукописного текста. Наибольшее число эргономических исследований и разработок было связано с клавиатурой - наиболее распространенным средством ввода алфавитно-цифровой информации.

Рабочие циклы при работе на клавишных аппаратах многократно повторяются, что приводит к нервно-мышечному утомлению и возникновению профессиональных заболеваний рук. В возникновении этих заболеваний существенную роль играет рабочая поза, а также форма, размеры и расположение клавиатуры.

Требования к клавиатурам терминалов ЭВМ:

Наклон клавиатуры - угол между рабочей поверхностью стола или пульта и рабочей поверхностью клавиатуры должен регулироваться от 10 до 300. Клавиатура с нерегулируемым наклоном в указанном диапазоне также считается приемлемой.

Рабочее усилие нагрузка, требуемая для нажатия клавиши с целью передачи ею соответствующего сигнала, составляет 0,5 Н. Рекомендуется предоставлять пользователю возможность по собственному усмотрению регулировать рабочее усилие в пределах от 0,25 до 1,5 Н.

Смещение – расстояние, которое клавиша должна пройти при ее нажатии до момента передачи ею соответствующего сигнала. В большинстве клавиатур для активизации клавиши требуется 2 мм, полное смещение равно 4 мм.

Наличие визуальной обратной связи, выражающейся в появлении на экране дисплея соответствующего знака для каждой нажатой клавиши. Акустическая обратная связь рассматривается как дополнительная, но она несколько повышает общий уровень шума. Для предотвращения ошибочности выходных сигналов в следствие одновременного нажатия нескольких клавиш рекомендуется предусматривать блокировку клавиатуры.

Форма и поверхность клавиш должны:

· обеспечивать точное расположение пальцев пользователя;

· минимизировать отражение света и иметь для этого матовую отделку;

· обеспечивать подходящую поверхность для маркировки;

· предотвращать попадание в механизм скапливающихся на поверхности клавиш частичек пыли, грязи, влаги и т.п.;

· не иметь острых краев, мешающих нажатию клавиш;

· иметь вогнутое (чашеобразное) углубление для пальцев пользователя.

Расстояние между центрами клавиш должно быть в диапазоне от 17 до 19 мм.

Маркировка клавиш должна быть четкой и легкой для понимания. Размеры цифр и букв на них не должны быть менее 3 мм. Функциональные клавиши следует маркировать стандартными символами. Рекомендуется, чтобы функциональные клавиши отличались от остальных цветом, формой, положением или расстоянием между ними. Для стандартных клавиш рекомендуется нейтральный цвет, например бежевый или серый, а не белый, который дает повышенное отражение света.

Наилучшие условия работы пользователя с клавиатурой обеспечиваются когда его кисти и предплечья занимают положение, близкое к горизонтальному. Оптимальный диапазон движения пальцев расположен от 25 до 75 мм ниже уровня локтя. Высота расположения базового ряда клавиш над уровнем пола должна находиться в пределах от 720 до 750 мм. Расстояние от переднего края стола или пульта до последнего ряда клавиш не должно превышать 400 мм. На передней части клавиатуры следует предусматривать свободное пространство глубиной примерно 600 мм, которое используется в качестве опоры кистей рук пользователя.

Клавиатура должна быть отделена от дисплея, чтобы ее можно было удобно располагать для пользователя. Масса клавиатуры должна быть достаточной для того, чтобы предотвратить случайные ее сдвиги в процессе работы.

Мышь.

Мышь – устройство ввода координат, которое используется на плоской поверхности и обеспечивает генерацию значений координат X и Y, управляющих положением отслеживающего элемента на экране дисплея.

Мышь конструируется таким образом, чтобы оператор мог, поместив ее на рабочую поверхность, правильно ориентировать ее с точностью ±10 градусов без необходимости визуального контроля.

Контроллер должен легко перемещаться в любом направлении, не требуя при этом перехвата руки, а результирующее перемещение отслеживающего элемента на экране в том же направлении должно быть плавным и не отклоняться более чем на ±10градусов. Конструкция контроллера должна обеспечивать возможность работать с ним любой рукой. Перемещению линии от края и до края рабочей поверхности должно соответствовать перемещение отслеживающего элемента от края и до края экрана. Чтобы контроллер не уводил отслеживающий элемент за пределы экрана, предусматриваются индикаторы, помогающие оператору возвратить отслеживающий элемент на экран.

Мышь не должна иметь острых краев, а размеры должны укладываться в следующие пределы:

· ширина (расстояние между кончиками пальцев при захвате мыши) 40 – 70 мм;

· длина 70 – 120 мм;

· высота 25 – 40 мм.

Мышь должна соответствовать размеру руки. Многие современные мыши оснащены колесиком, и это удобно в работе. Держать такую мышь следует за края большим пальцем и мизинцем, чтобы указательный лежал на левой кнопке, средний на колесике, а безымянный на правой кнопке. При этом запястье должно лежать на столе постоянно, а катать мышь по столу надо только движением пальцев, поскольку амплитуда движения такой мыши больше. При этом рука устает значительно меньше, и меньше вероятность развития тоннельного синдрома.