Смекни!
smekni.com

Менеджмент как искусство (стр. 5 из 5)

Нефтяной кризис 1973 г. резко изменил обстановку, приостановив процесс быстрого роста, что вызвало новое беспокойство у бизнесменов. В последующем докладе «Дойкай» «Управление для восьмидесятых» (1980 г.) говорится: «Успех японских компаний в преодолении кризиса может быть объяснен постоянными усилиями в области энергосбережения. Энергичные усилия на технологическом уровне были основным фактором преодоления этой ситуации. Однако в преддверии 80-х годов часть японских компаний переместила акцент с адаптивной стратегии на технологическом уровне к оптимизации общекорпорационной политики». Дискуссия о философии управления не прекращалась в 70-е годы [22,c.198]..

Вышеизложенные положения позволяют рассматривать японскую систему управления как синтез импортированных идей и культурных традиций. Три доклада «Дойкай» определили основные направления деятельности управляющих в критические периоды. Именно с их помощью поиск путей к новой системе управления пришел к концепции, согласующейся с традиционным типом японского мышления. Ибука и Хонда выводили свои теоретические положения именно из этой, традиции. Они видели вклад культуры в эту теорию. Поэтому чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии нельзя без понимания ее традиционной культуры.

Безусловным завоеванием японского менеджмента является пристальное внимание к человеческому фактору.

В своей книге «Искусство японского управления» Р. Паскаль и А. Атос противопоставляют американский и японский подходы к индивидуальным особенностям рабочих и, следовательно, те пути, которыми менеджеры обеих стран пытаются управлять своими служащими: «Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делаем и мы, когда специально задумываемся над этим. Но японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно больше внимания именно человеческой личности, не столь сосредоточиваясь на других институтах (таких, как правительство, семья или религии). И они полагают, что только тогда, когда запросы личности вполне удовлетворены культурой отношений в корпорации, ее способности могут быть в полной мере использованы для производительного труда, результаты которого в большинстве случаев бывают выдающимися» [2,c.156].

Эти же авторы отмечаю также, что не только мастерство японских менеджеров проявляется в управлении персоналом концерна, но и черты, являющиеся природным достоянием японцев. «Достаточно легко утверждать, что японцы лучше проводят работу по использованию человеческого потенциала и что они более искусны в ряде моментов, связанных с управлением людьми. Сложность же заключается в том, что эти утверждения не помогают нам выработать нам собственную стратегию действий; они не отвечают на вопрос о корнях подобных способностей японцев. Мы считаем, что причина успеха японцев в этих отраслях коренится в допущении некоторых фундаментальных положений. Во-первых, японцы допускают в организационной жизни неопределенность, двусмысленность, несовершенство, как и многое другое, реально существующее. Кроме того, их кадровая политика и умение работать с людьми и группами людей базируются на предпосылках, принципиально отличающихся от наших. Во-вторых, японцы чувствуют себя гораздо более взаимозависимыми. Поэтому они готовы предпринимать дальнейшие усилия, направленные на совершенствование людей и на воспитание умения эффективно работать друг с другом» [2,c.163].


Заключение

В процессе работы над темой курсового проекта мной были сделаны следующие выводы и обобщения.

Искусство возникло на самом раннем этапе развития общества. Благодаря искусству люди обрели действенное средство познания мира истории и своего места в ней. Одновременно искусство - важнейший фактор исторического самопознания человека, духовного развития личности и общества в целом. Настоящее же искусство выносило приговор и прошлому, и настоящему, особенность искусства - его способность в зримых, совершенных формах связывать времена, давать обобщенный образ истории, выражать нравственную оценку событиям, явлениям. В диалектическом развитии искусства выкристаллизовались подлинные ценности, шедевры, не утеряна связь времен и определена безграничная сила и мощь отражения эпохальных изменений.

Приведенные выше признаки и характерные особенности искусства прямо показывают, что менеджмент — это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, диалектика развития науки управления напрямую связана с жизнью общества, производственными достижениями и прогрессом материального производства, данные аспекты роднят науку управления с искусством.

Процесс изменений в мире продолжается, не стоит на месте и наука управления, она ищет наиболее эффективные формы ведения бизнеса, которые учитывают интересы не только производителя, но и интересы общества в целом, работников производства, потребителей. Реагирование на ситуации, которые преподносит менеджеру практическая деятельность всегда творчество, продуцирование идеи, которая затем реально воплощается в элементах материального производства.

Список использованных источников

1. Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. — М.: Дело, 1999;

2. Гончаров В.В., В поисках совершенства управления.Руководство для высшего управленческого персонала/опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Европы, М:1996;

3. Гроуз Э.С., высокоэффективный менеджмент, М:1976;

4. История Менеджмента / Под ред. Валового Д.В., М:1997;

5. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. — М.: Дека, 1997;

6. Кузнецов Б. Ю. Проблем теории и практики менеджмента, СПб:1994;

7. Лунев И.Д., Тактика и стратегия управления фирмой, М:1997;

8. Мерсер Д., IBM: Управление в самой преуспевающей корпорации мира / Пер. с англ. – М: Прогресс, 1991–456с;

9. Морита А., Сделано в Японии, М:1993;

10. Менеджмент: учебник. – 2-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Горчиковой И.Н. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1995;

11. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие/ Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.;

12. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. / Гольдштейн Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 250 с.;

13. Пол Хайне, Экономический образ мышления – М: Глобус, 2002;

14. Пронкин В.А., Управление персоналом в Японии, М:1989;

15. Роль аналитика в управлении компанией: сборник статей и тезисов докладов, Москва: ИКФ Альт, 2002;

16. Cаймон П., Смитбург Д., Томпсон В., Менеджмент в организациях - М: 1995;

17. Скворцов Н.Н., Теория и практика менеджмента: зарубежный опыт, К:1992;

18. Справочник по искусствоведению / Под ред. Выртышевой А.И., М: 2003;

19. Харрингтон Дж., Управление в американских корпорациях. М: Экономика, 1990;

20. Управление организацией // под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н. А. Соломатина — 2 - е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА - М, 1999;

21. Уткин Э.А., История менеджмента, М:1997;

22. Шонбергер Р., Японские методы управления производством, М:1988.