Смекни!
smekni.com

История и применение трудовых книжек (стр. 3 из 11)

5) одновременно с внесением в трудовую книжку сведений о заработке, предприятия, учреждения и хозяйства обязаны вклеивать в нее контрольную марку, свидетельствующую об уплате взносов на социальное обеспечение и охрану труда;

6) при выдаче карточек на получение предметов потребления соответствующие отметки в трудовых книжках делаются органами, ведающими распределением;

7) все преступления, связанные с выдачей, получением и использованием трудовой книжки, подлежат ведению народного суда;

8) инструкция о порядке введения трудовых книжек и замене ими паспортов и прочих удостоверений личности утверждаются народным комиссаром внутренних дел. [2]

Итак, трудовая книжка в этот период – это и документ, удостоверяющий личность, и доказательство участия в производственной деятельности, и документ на получения продовольственных карточек. Кроме информации о перемещениях по службе и доходах в трудовые книжки теперь вклеивали и марки об уплате налогов.

Однако идея снабдить всех жителей Москвы и Петрограда универсальным документом, фиксирующим отношения гражданина и государства, реализована не была. Трудовые книжки, конечно же, выдавали, однако заменить ими паспорта и другие документы так и не удалось. Но большевики, как известно, не сдаются, и законодательные акты о введении трудового документа издавались с завидной регулярностью. В 1924 году ввели трудовые карты, в 1926 году на смену им пришли трудовые списки, представленные в Приложении Б. При этом обыватели, которым выдавали новые бумажки, были в панике, поскольку для заполнения трудового списка требовалось документально подтвердить все этапы прохождения службы. Далеко не все служащие имели возможность подтвердить сообщаемые ими сведения документально, поэтому предусматривалась возможность записей со слов работника. В этих случаях в список вносилось уточнение: "Не подтверждено документами". Инструкции позволяли вносить эти неподтвержденные сведения в трудовые списки, но при исчислении стажа эти сведения в расчет не принимали. Документально подтвержденная служба царскому правительству засчитывалась в трудовой стаж, а вот полученные за ту же службу царские награды не признавались.

Трудовой список очень напоминал дореволюционные формулярные списки и даже имел перед своим предшественником некоторые преимущества. Так, например, причины увольнения вносились сюда лишь по просьбе работника. А внесение в трудовой список сведений, порочащих работника, было запрещено.

Где составители трудовых списков проявляли бдительность, так это при определении социального положения работников. На этот счет существовала целая инструкция, которая гласила о том, что социальное положение служащего определяется по состоянию в момент вступления в советский государственный аппарат, причем:

а) к группе "рабочие" относятся лица, проработавшие до вступления в советский государственный аппарат непрерывно не менее трех лет на производстве, в сельском хозяйстве или на транспорте в качестве работников наемного физического труда;

б) к группе "крестьяне" относятся лица, занимавшиеся до вступления в советский государственный аппарат не менее трех лет сельским хозяйством, скотоводством, охотничьим промыслом или рыболовством при условии или ведения самостоятельного (не по найму) хозяйства, или участия личным трудом в коллективном хозяйстве, а также в хозяйстве своих родителей или родственников;

в) к группе "служащие" относятся лица, прослужившие до вступления в государственный советский аппарат в общей сложности не менее трех лет в государственных или частных учреждениях.[2]

Таким образом, первыми трудовые книжки получили не победившие пролетарии, а всевозможные классово чуждые элементы. В перспективе трудовые книжки собирались выдать всем гражданам страны, но в первую очередь их должны были получить нетрудящиеся элементы. Пролетарии стали получать трудовые книжки лишь после принятия в декабре 1918 года ВЦИК Кодекс законов о труде. Эти трудовые книжки не заменяли собой паспорта, в них вносились лишь сведения о работе, зарплате и наградах. 25 июня 1919 года ВЦИК и СНК издали новый декрет "О введении трудовых книжек в гг. Москве и Петрограде". Трудовая книжка стала документом, заменяющим паспорт, и выдавалась она лишь в обмен на паспорт.

1.3 История развития трудовых книжек в советский период

Наряду с глубокими российскими историческими корнями прямым прототипом тех трудовых книжек, используемых до сих пор, были трудовые книжки, введенные в фашистской Германии 26 февраля 1935 года, представленные в Приложении В. В этих кондуитах учитывались все передвижения рабочего, а хранились они у администрации предприятия, которая получала возможность не отпускать желающего уйти работника, не отдавая ему трудовую книжку.

Такой способ перевести работника на полукрепостное положение оказался вполне созвучным идущей в СССР борьбе за трудовую дисциплину. И 20 декабря 1938 года, когда Германия еще не стала после подписания пакта Молотова - Риббентропа союзницей СССР, а была ненавистным гнездом нацистов, СНК принял постановление "О введении трудовых книжек". Теперь трудовые книжки были одинаковыми как для рабочих, так и для служащих, то есть в глазах бюрократии положение разных слоев общества уравнивалось. Эти документы действовали на всей территории СССР, правда, в республиках они заполнялись не только на русском языке. За выдачу трудовой книжки взималась плата в размере 25 копеек, а за ее утерю - 25 рублей штрафа. Но дело было не в 25 копейках или же рублях! Работник теперь оказывался намертво привязанным к своему предприятию. И в результате все трудоспособное население страны было закреплено за социалистическими предприятиями. [4]

Основным отличием сталинских трудовых книжек от гитлеровских было то, что немцы не указывали причину увольнения, а у нас такая запись делалась в обязательном порядке. Поэтому уволенный за нарушения или же по политическим мотивам сталкивался с серьезными проблемами при устройстве на новом месте. Таким образом, эволюция советской трудовой книжки наконец-то завершилась.

Сталинско-гитлеровский трудовой "аусвайс" стал одним из основных документов советского человека. И по мере расширения границ СССР трудящиеся присоединенных территорий получали трудовые книжки. Правда, особого восторга они при этом не испытывали. Весьма показательным в этом отношении является грозное постановление о трудовых книжках, которое Совет министров Эстонии издал летом 1951 года. В этом документе говорилось о том, что во многих случаях трудовые книжки на работников не заводятся. Едва ли в других недавно присоединенных республиках положение было более благополучным.

Лев Троцкий, в самый разгар разрухи, в начале 1920 года, рассуждая о милитаризации хозяйства Советской России, писал, что законченное проведение начал всеобщей трудовой повинности сможет быть осуществлено путем усовершенствования всего административного и хозяйственного аппарата страны и введения во всеобщий обиход трудовой книжки, которая давала бы точное определение места, занимаемого каждым гражданином и каждой гражданкой Советской республики в хозяйственной системе и в системе обороны страны. [4]

Но закончилась Гражданская война, военный коммунизм сменился НЭПом, даже карточки отменили, а замысел Троцкого так и остался на бумаге. И лишь в сентябре 1926 года Совнарком ввел трудовые списки. Этот документ, однако, предназначался только для учета советских служащих. Фиксировалось все: национальность работника, социальное положение, партийность и даже воинский учет. Впоследствии действие Трудовых списков распространили на другие категории граждан.

И вот, с января 1939 года, Сталин вводит Трудовые книжки, списав идею у уничтоженного своего врага, Троцкого. Примечательно, с какой поспешностью организовали их выдачу: на все про все административные органы получили всего 26 дней.

Теперь трудовой документ обязательно получал всякий, проработавший 5 дней - даже сезонники и временные работники. Теперь у человека могло быть только одно официальное место работы, остальное – нетрудовые доходы. Помимо данных о карьере гражданина, в трудовую книжку заносят также его награды, премии и поощрения. Примечательно, что взыскания не записывают. Поведение и благонадежность человека были строго отделены от его работы на благо Родины.

Постановлением Экономсовета при СНК СССР от 28 мая 1940г. № 733 был утвержден вкладыш в трудовую книжку. Позднее, 9 июля 1958 года была утверждена Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях. В ней подробно регламентировался порядок заполнения, хранения, учета и выдачи работникам трудовых книжек. До 1970 года эта Инструкция пополнилась множеством изменений, дополнений, разъяснений. В 1970 году принимаются Основы законодательства. В области трудового законодательства происходит множество изменений.

6 сентября 1973 года Совет Министров СССР и ВЦСПС в целях дальнейшего улучшения порядка ведения трудовых книжек рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также повышения воспитательного значения трудовых книжек в деле укрепления трудовой дисциплины приняли Постановление "О трудовых книжках рабочих и служащих". 20 июня 1974 года была утверждена Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, она действует с 1 января 1975 года.

Трудовая книжка за свою историю сменила четыре ипостаси. Если первоначально целью ее было принуждение к физическому труду классовых врагов, то потом главной задачей стал контроль за служащими, то есть гарантия лояльности государственного и промышленного аппарата и его четкой работы. И, в конце концов, полное закрепление всех трудоспособных граждан под контролем государства.

Перед началом Второй Мировой войны окончательно сформировалось советское крепостное право: без Трудовой книжки человек точно так же не мог ни устроиться на работу, ни уволиться. Только Юрьева дня не было.