Смекни!
smekni.com

Стандартизация в древние времена (стр. 2 из 3)

вершок — верх перста (длина фаланги указательного пальца);

пядь — от слова "пять" (расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев);

локоть — расстояние от локтя до конца среднего пальца;

сажень - от слова "достигать", то есть можно достать;

косая сажень - граница того, что можно достать;

6)верста — длина борозды, то есть "возвращай плуг назад".

Старинное происхождение имеют и "природные меры". Первыми из них стали меры времени. В Вавилоне, скажем, во II в. до н.э. время измерялось в так называемых "минах". Мина равнялась промежутку времени (около 2 астрономических часа), за которое из принятых в Вавилоне водяных часов вытекала "мина" воды, масса которой составляла приблизительно 500 граммов. Впоследствии "мина" сократилась и превратилась в обычную для нас минуту.

Ни в древнем мире, ни в средние века не существовало метрологической службы, но до нас дошли ведомость о применении образцовых мер и сохранения их в церквях и монастырях. Так, "золотой пас" большого князя Святослава Ярославовича (1070-ые годы) был образцовой мерой длины, а в "Уставе новгородского князя Всеволода о церковных судах, народе и мерилах торговых" (XIII ст.) отмечено, что меры надлежит "в любой год взвешивать".

Самым важным метрологическим документом является Двинская грамота Ивана Грозного (в 1550 г.), в которой регламентированы правила сохранения и передачи размера новой меры сыпучих тел — осьмушки, ее медные экземпляры раздавались в города на сохранение старостам. По этим мерам надлежало изготовить деревянные копии и использовать их в быту. Образцовые меры, с которых снимались копии, сохранялись в централизованных приказах Московского государства. Таким образом, можно утверждать о начале создания во времена Ивана Грозного государственной системы обеспечения единства измерений и государственной метрологической службы.

За преднамеренную порчу контрольных мер угрожало наказание — вплоть до смертельного наказания. Проверку и наблюдение за мерилами осуществляли два столичных заведения: "Измерительная изба" и "Большая таможня". Первые сведения о стандартизации в России появились в 1555 году: во времена Ивана Грозного специальным приказом были установлены постоянные размеры пушечных ядер и введенные калибры для проверки этих размеров. Но еще ранее российские строители применяли кирпич "стандартной формы", создавая из ограниченного числа кирпичных профилей множество разнообразных сочетаний.

Метрологической реформой Петра І в российском быту были разрешены английские меры, которые получили особенно широкое распространение на флоте и в кораблестроении, - футы, дюймы. Основанная в 1725 году Петербургская академия наук начала воссоздание угловых единиц, единиц времени и температуры. Назревала необходимость создания в стране единственного руководящего метрологического центра.

В 1736 году была образована Комиссия веса и мер во главе с главным директором Монетного двора графом М.Г. Головкиным. Как исходные меры длины комиссия изготовила медный аршин, деревянную сажень; за меру жидких тел она приняла ведро московского питейного двора. Работы по изготовлению бронзовой позолоченной гири, которая использовалась как первичный образец российских мер веса, продолжались 11 лет (1736 - 1747 гг.). Этот российский эталонный фунт почти 100 лет оставался единственным эталоном в стране.

3. История развития стандартизации и метрологии с 19 века до наших дней

В 1842 году на территории Петропавловского стены в специально построенном, защищенном от огня помещении открывается первое централизованное метрологическое заведение России — Депо образцовых мер и веса, где хранятся созданные эталоны, их копии, а также образцы разнообразных зарубежных мер (в настоящее время эти образцы хранятся в музее Д.И.Менделеева в Санкт-Петербурге). В Депо не только находились эталоны и их копии, но и изготовлялись образцовые меры для местных органов, а также проводились проверки и сопоставления образцовых мер с заграничными. Эта деятельность регламентировалась "Положением о мерах и весах" (1842 г.), которое положило начало основам государственного подхода к обеспечению единства измерений.

Как и много других наук, метрология в своем развитии не избежала описательного периода. Он завершился в нашем государстве капитальным трудом Ф.И.Петрушевского "Общая метрология" (1849 г.), которую удостоили Демидовскою премией императорской Академии наук. Для российских ученых того времени было свойственное глубокое понимание роли и места метрологии в науке и жизни. [Павлов, с.69]

С середины XIX века работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Благодаря внутризаводской стандартизации изготовляемых изделий стала возможной рационализация процессов производства; основная цель, которую при этом преследовали предприниматели – получение более высоких прибылей. Стандартизация развивалась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельных предприятий. Однако в дальнейшем, по мере развития общественного разделения труда, все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная и даже международная. В 1891 году в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической. В 1869 году в Германии был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1870 году в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей. Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги. В одной только Германии из-за наличия на ее территории большого числа маленьких государств имелось столько типов мер и весов, сколько дней в году.

Одной из первых единиц измерения выбранных расчетным путем стал метр – одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана. Произошло это в 1790 году во Франции. Но межгосударственной единицей измерения метр стал почти через сто лет, в 1875 году. Тогда же была принята Международная метрическая конвенция и учреждено Международное бюро мер и весов. Видимо, поэтому 1875 год принято считать годом начала международной стандартизации.

Упоминания о русских мерах встречаются в первых памятниках древнерусской письменности: в летописях, «Русской Правде», грамотах русских князей. Уложение Киевского князя Владимира «О соблюдении единых мер веса и длины по всей Руси» датируется 996 годом. Именно этот древнерусский закон о мерах считается началом российской стандартизации. Надзор за правильностью мер и весов в Древней Руси был поручен духовенству.

Промышленная стандартизация в России развернулась на рубеже XVII–XVIII веков. В это время был опубликован ряд указов Петра I о стандартизации, предписывающих обеспечить взаимозаменяемость и проводить ресурсные испытания. В 1694–1696 гг. по единому образцу была изготовлена серия галер и брандеров; в 1701 году вышел указ Петра I «О строительстве типовых жилых домов». Стандартизация, проводившаяся во время царствования Петра I систематически, более 25 лет, охватывала разные отрасли хозяйства, но особенно кораблестроение, производство вооружения и строительство.

Стандартизация в современном ее понимании возникла в мире во второй половине XIX века в связи с массовым развитием промышленности и железнодорожного транспорта. Разработкой стандартов занимались различные учреждения, съезды промышленников, акционерные общества и т.п. К этому же времени получило распространение и само слово «стандарт». Слово стандарт происходит от английского standard – норма, образец. Стандарт – эталон, модель, принимаемая за исходную, для сопоставления с ней подобных объектов. Существуют стандарты на материальные предметы, на нормы, правила, требования различного характера.

Первый опыт в России производственного нормирования в строительстве относится к 1811–1812 гг., когда были разработаны «Урочные реестры по части гражданского строительства и по военным работам». Эти документы содержали нормы расхода рабочей силы, транспортных средств и материалов. Впоследствии для уточнения «Урочных реестров» проводились нормативные наблюдения и на основе их результатов в 1832 году был издан общий нормативный сборник «Урочное положение на все общие работы, производящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях». «Урочное положение» неоднократно пересматривалось с целью его уточнения, а главным образом, снижения норм. В 1869 году оно было окончательно утверждено правительством. Нормативного документа такого уровня, регулирующего организацию и экономику строительного производства, на тот момент не имела ни одна страна мира.

После Октябрьской революции, в 1920-х годах, было сделано несколько попыток приспособить «Урочное положение» к новым условиям, а затем проведен коренной его пересмотр и издан новый по форме и содержанию нормативный сборник – «Свод производственных строительных норм» (1927–1930 гг.). Однако вследствие громоздкости и сложности изложения, наличия множества формул и использования узкоспециальной терминологии он был мало доступным для практического применения. В связи с этим, в 1931 году были введены в действие «Единые нормы выработки и расценки на строительные работы», разработанные методами технического нормирования и соответствовавшие уровню строительного производства того времени.

В советский период техническое нормирование интенсивно развивалось как в теоретическом плане, так и в направлении постоянного обновления, дополнения и совершенствования общегосударственных (ЕНиР), ведомственных (ВНиР), территориальных (ТНиР) и местных норм и расценок (МНиР). Под руководством Центрального нормативно-исследовательского бюро Госстроя СССР действовала система нормативно-исследовательских станций (НИС) при крупных строительных трестах. Последний пересмотр ЕНиР и производственных норм расхода материалов был осуществлен во второй половине 1980-х годов.