Смекни!
smekni.com

Профессия: "детский библиотекарь" как объект репутационного менеджмента (стр. 7 из 12)

Несмотря на такие жёсткие действия, голод, разруху новое советское государство сумело изыскать средства для создания сети детских библиотек, какой не знало ни одно государство мира. А время показало правильность такого шага. В наше время бурного строительства рыночных отношений остро встал вопрос существования детских библиотек. Олигархическому капитализму, который с 90-х гг. имеет место в российской экономике, по сути дела, не нужны детские библиотеки. Наметилась устойчивая тенденция к закрытию, перепрофилированию и слиянию детских и юношеских библиотек, т.е. к изменению их статуса и правового положения. А в вузах культуры наблюдается сокращение числа студентов кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, между прочим, не по вине самих студентов.

Вот так, история библиотек содержит множество поучительных примеров, утраченный положительный опыт, наконец, опыт негативный, который нельзя сбрасывать со счетов. Она тесно переплелась с историей дел и людей, посвятивших себя служению «Храму духовности». Ибо в читательском сознании людей, как пользующихся услугами библиотеки, так и нет, прочно доминирует ассоциация библиотеки как «Святилище чувств и мысли», «Храм знания», «Храм культуры», «Храм науки». И как всякая история она является тем прошлым, на котором основывается будущее.

2.2 Проблемы современного позиционирования библиотечной профессии

Неважно, что что-то идёт неправильно. Возможно, это хорошо выглядит.

Первый закон Скотта («Законы Мэрфи»)

Позиционирование (от англ. position – положение, нахождение, состояние, позиция) – это создание и поддержание понятного имиджа, разъяснение абонентам существующих проблем. Если объект не позиционирован – он либо остаётся неизвестным, либо искажается, либо просто непонятен потенциальным потребителям. При этом в обыденном сознании неизвестность отождествляется с ненужностью, а раз об организации ничего не известно, значит её деятельность не важна. Искажения и домыслы, сколь бы далёкими от действительности они не были, всегда отрицательно влияют на репутацию организации, и библиотека здесь не исключение.

Библиотеки и библиотекари переживают сейчас сложное время. В профессиональное сознание библиотекарей входят новые понятия, знания, взгляды, тенденции, меняющие облик библиотекаря-профессионала и качество его труда, а так же представления библиотекарей о самих себе и их роли в жизни общества, их профессиональном облике. Изменяются и наши взгляды на библиотеку, представления и подходы к пониманию того, что такое профессионализм, профессиональное мастерство. Поэтому с помощью позиционирования детская библиотека должна показать всему обществу, целевым аудиториям её социальной среды в частности, свои конкретные выгоды и преимущества. Если хотите, то свою уникальность, ценность и незаменимость, развенчать возникшие негативные стереотипы и мнения, сложившиеся в определённых кругах общества, создать мотивацию для пользования именно её библиотечными продуктами и услугами. А не услугами тех учреждений, которые конкурируют с библиотекой в освоении свободного времени населения, просветительской и образовательной деятельности.

Для этого широкие слои населения, читатели, властные структуры должны узнать об отличительных особенностях и специфики деятельности детской библиотеки, какие именно библиотечные продукты и услуги она может предложить тем или иным целевым группам её социальной среды. Ведь не секрет, что роль детских библиотек недостаточно оценена обществом и властью. В результате такого непонимания – плохая материально-техническая база и финансирование по остаточному принципу. Позиционирование призвано помочь формировать положительный образ, я бы сказала возродить доброе имя, ореол, библиотеки, библиотечной профессии, библиотечных услуг.

Однако не следует забывать, что в глазах разных целевых групп библиотека должна представать в существенно различном имидже. Это связано, прежде всего, с тем, что те или иные целевые группы ожидают от библиотеки проявления довольно различных сторон имиджа. Например, властным структурам необходим надёжный профессиональный помощник в справочно-библиографической и информационной поддержке. Абоненты законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, партий, депутатского корпуса нуждаются в предоставлении и производстве документов или их копий, библиографической, фактографической, аналитической и др. профессиональной информации, подготовленной по индивидуальным и типовым запросам. Исходя, из этого библиотека будет позиционировать себя перед этой аудиторией в этом качестве.

Подрастающему поколению библиотека может обещать определённые преимущества в предоставлении условий для обучения, общения, досуга. Так, например, перед дошкольниками и младшими школьникам библиотека позиционирует себя как учреждение по организации лучших увлекательных игр-представлений по сюжетам любимых сказок. Их родителям может предложить особые уникальные бесплатные консультации профессиональных специалистов по руководству чтением, беседы психолога, педиатра, обзор новинок детской педагогической литературы. Юношество привлечь интерактивным рациональным путём поиска литературы через МБА, МКО, порталы электронных библиотек, открытием виртуального представительства, доступного 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Перед издательствами библиотека позиционирует себя в качестве незаменимых экспертов в изучении спроса и составлении репертуара издаваемой литературы, в возрождении библиотечных серий. И так далее по каждой целевой группе её социальной среды.

Но как можно говорить о достойном имидже детской библиотеки в общественном сознании, когда сами библиотекари не очень-то и пекутся о своём реноме. Взять хотя бы такие факты.

Многие в обществе считают, что для работы в библиотеке не надо особых знаний. Отсутствие профессионализма – самая застарелая и хроническая болезнь наших библиотек. Конечно, профессионалы есть в наших библиотеках, но уровень профессионализма падает. Наша профессия открыта для всех. Любой человек может без всяких проверок и испытаний устроиться на работу в библиотеку. Даже на самых специфических участках библиотечной работы, требующих не только профессиональных знаний, но и соблюдения, например, стандартов, положений и инструкций трудятся работники, порой весьма далёкие от библиотечного дела. Вот так мы сами устанавливаем престиж нашей профессии. В глазах окружающих она ничего не стоит уже хотя бы потому, что на работу в библиотеку может быть принят любой более или менее образованный человек с улицы. Ведь никому в голову не придёт принять в больницу врачом человека без высшего медицинского образования, а в органы прокуратуры, суд – без юридического.

Как никакое учреждение бюджетной сферы библиотеки переполнены «баластом». Ничто не способно произвести более негативного воздействия, чем повседневное созерцание отсиживающих положенные часы сотрудников «со стажем». О каком престиже может идти речь? Надо выявлять в массе читателей таких школьников, которым нравится библиотека сама по себе, и работать с ними. Вести, что называется профориентационную диагностику. Или воспитывать будущие кадры самим: принимать на работу, отбирать, проверять способности и возможности, и только после этого направлять на учёбу без отрыва от производства. Если специалист вписался в коллектив, перспективен, если видна его реальная отдача, то библиотека должна взять на себя материальные затраты, полностью или частично, связанные с учёбой будущего специалиста.

Престиж профессии – показатель измерения обществом социальной ценности и функциональной значимости труда профессионалов. Конечно, престиж нашей профессии зависит от качества нашей работы. Но он, прежде всего, определяется нашим самосознанием, самооценкой. Чем чаще мы будем подчёркивать «скромность» библиотечного труда, тем меньше нас будут уважать. Наша профессия ничуть не проще, не легче, чем многие другие, весьма авторитетные в обществе. Библиотекари сами виноваты в том, что наша сфера деятельности, её приёмы, методы, технология не известны обществу. До тех пор, пока профессия библиотекаря будет раскрываться примитивной формулой «выдать книги», о престиже придётся забыть. Общество не знает, чем мы занимаемся. Чтобы нас знали, уважали наш труд, осознанно выбирали нашу профессию надо переломить сложившийся в обществе стереотип в отношении профессии библиотекаря. Тогда и только тогда изменится и внимание, уделяемое со стороны государства, и размеры финансирования, и социальная защищённость работающих, и оценка обществом нашего труда. Возможно, он будет и оплачиваться иначе. Но для этого, прежде всего, надо работать иначе, поднять уровень профессионализма, научиться уважать себя. Очистить профессиональную среду от тех, кто считает библиотечное дело лёгким и работает без напряжения. Естественно, придётся многому учиться, повышать свою квалификацию, спокойно воспринимать новые реалии, постоянные изменения и перестройки. Это, во-первых.

Далее хотелось бы рассмотреть следующие негативные стереотипы. Библиотекарь-педагог, библиотекарь-воспитатель, библиотекарь-руководитель чтения детей и юношества, библиотекарь-педагог чтения детей и юношества, библиотекарь-организатор детского и юношеского чтения, по-разному называется этот специалист. В среде практиков же устойчиво закрепились словосочетания «детский» и «юношеский» библиотекарь. Разнобой в названиях далеко не случаен и отражает неустойчивое, противоречивое отношение к этой специализации и к самой детской библиотеке, существующее в обществе и профессиональной среде. Вот, например, несколько из них: