Смекни!
smekni.com

Российский парламентаризм на пороге XXI века (стр. 2 из 6)

Появление первого русского парламента привело к определенным изменениям в структурах и содержании высшей государственной власти. В новой редакции основных законов Российской империи при определении прерогатив императорской власти, понятие "неограниченная" было заменено на "верховную". Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы, которые затем лишь формально утверждались им (такое пра­во ему было предоставлено статьей 87 Основных законов).

В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которые Дума наверняка не приняла бы. Потому Думы, за исключением третьей, фактически функционировали лишь по нескольку месяцев. Но депутаты находили способы высказывать свое мнение. С этой целью они широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие, собрав определенное количество подписей, могли подать требование к правительству отчитаться в своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома Романовых. Она занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично - заводское законодательство. Предметом заботы Думы было народное просвещение. Депутаты настаивали па выделении средств на строительство школ, больниц, домов призрения, церковных храмов. Особое место уделялось делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий.

Государственная дума не имела права изменять Основные законы империи. Но могла быть распущена указом императора до истечения пятилетне­го срока ее полномочий.

Итак, политический расчет С. Ю. Витте во многом оправдался: манифест 17 октября стал началом конца первой русской революции, так как окончательно расколол единый оппозиционный лагерь. Однако манифест явился "лебединой песнью" первого российского премьер-министра. И вовсе не потому, что как считали многие, Николай II не выносил в своем окружении людей крупного политического масштаба, а потому, что курс, навязанный Витте, вступал в противоречия с внутренними убеждениями императора (Александр IIIего бы не одобрил...). И когда стало ясно, что правительство в состоянии усмирить революционные очаги силой, Николай предпочел, чтобы во главе Кабинета встал человек, разделяющий его принципы и взгляды.

23 апреля 1906 г. за четыре дня до открытия I Государственной думы был опубликован указ об отставке графа С. Ю. Витте. Новым председателем Совета министров был назначен И. Л. Горемыкин. Пост министра внутренних дел был предложен саратовскому губернатору П. А. Столыпину.

27 апреля 1906 г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие Государственной думы. Председателем первой Думы был избран профессор Петербургского университета С.А. Муромцев. Обликом первая Дума была по преимуществу крестьянской. Представительство крестьянских депутатов достигало едва ли не половины.

Отдавая явное преимущество крестьянскому элементу, верховная власть надеялась, что политический консерватизм, склонность к традиционным устоям, нейтрализуют интеллигентскую оппозиционность. Однако высшие российские чины не учли значительного психологического перелома, происшедшего в крестьянстве. И действительно, крестьяне были равнодушны к политическим свободам, идеям парламентаризма, но они были одержимы идеей передела земли. Не получив помещичьей земли от царя, они пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые силы, обещающие им быстрее достичь желанной цели. Крестьяне заразили Думу своими настроениями, и аграрный вопрос стал ведущей темой в деятельности Государственной думы.

Первое открытое столкновение Думы с правительством произошло уже 5 мая, когда депутату почти единодушно одобрили "Ответный курс" на речь, произнесенную Николаем на встрече с "народными избранниками" в Зимнем дворце 27 апреля. Документ был составлен в духе кадетской программы. Он включал требования создания ответственного перед Думой министерства, упразднения Государственного совета, введения всеобщего избирательного права и основных гражданских свобод, отмены смертной казни и пр. По настоятельному требованию крестьянских депутатов в думский адрес было внесено требование решения аграрного вопроса на принципах отчуждения частновладельческих, удельных, монастырских и церковных земель. Однако Николай отказался принять президиум Думы, который должен был вручить ему адрес.

13 мая с правительственной декларацией в Думе выступил И. Л. Горемыкин. На все основные положения думского адреса правительство ответило решительным отказом. Наибольшее раздражение, естественно, вызвали предложения по разрешению аграрного вопроса. Правительство ясно дало понять, что не допустит выхода Думы за рамки предоставленных ей полномочий. Дума ответила требованием отставки правительства. В ответ И. Л. Горемыкин объявил Думе "бойкот". Он перестал появляться на заседаниях Думы, рекомендовав ту же тактику министрам, приостановил процесс разработки и отправки в Думу для обсуждения законопроектов. Дума принялась обсуждать свои собственные законопроекты, прежде всего, по аграрному вопросу.

И. Л. Горемыкин, стремясь дезавуировать решения Думы, опубликовал 20 июня 1906 г. правительственное сообщение по аграрному вопросу, категорически отвергающее идею отчуждения помещичьих земель. Дума сочла себя оскорбленной и решила выпустить свое обращение к стране по земельному вопросу. Это давало повод обвинить Думу в революционных замыслах и распустить ее.

9 июля 1906 г. был опубликован царский манифест о роспуске Государственной думы. Для смягчения негативной реакции, был одновременно отправлен в отставку И. А. Горемыкин. Новым председателем Совета министров был назначен П. А. Столыпин, за ним был сохранен также пост министра внутренних дел.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911 г.г.) был сыном севастопольского героя генерал-адъютанта А. Д. Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербургского университета начал свою служебную карьеру в министерстве внутренних дел. В 1899 г. был назначен ковенским губернским предводителем дворянства. В 1903 г. переведен не должность губернатора Саратовской губернии, которая слыла чуть ли не самой революционной в России.

Деятельность П. А. Столыпина в начальный период революции отличалась решительностью по отношению к любым зачинщикам беспорядков, из какого бы лагеря не шла инициатива. При этом он демонстрировал примеры личного мужества, считал своим долгом присутствовать в местах начинающихся беспорядков, чтобы не допустить их расширения, впрочем, не отказываясь и от военной помощи. Именно в этот период он привлек к себе внимание в верхах очевидно, не без помощи своих влиятельных родственников. Став в 1906 г. после отставки С. Ю. Витте и его правительства, министром внутренних дел, П. А. Столыпин счел необходимым изложить в Государственной думе свое видение проблем государственной власти: для того, чтобы провести реформы, необходимо навести порядок в стране. Порядок же создается в государстве только тогда, когда власть проявляет свою волю.

Делая ставку на сильную власть, допуская применение самых крайних мер против революционеров, П. А. Столыпин в то же время искал компромиссные варианты сотрудничества с либералами. Еще до своего назначения премьер-министром он пытался осуществить идею создания коалиционного правительства из представителей всех партий либеральной ориентации. Однако кадеты, "мозг нации", не смогли преодолеть традиционный синдром недоверия к власти, усмотрев в предложении молодого министра политический подвох.

Через месяц после назначения Столыпина на должность председателя Совета министров на него было совершено чудовищное покушение на Аптекарском острове, где проживала семья главы правительства и, где он вел свои приемы посетителей. В результате мощного взрыва погибло 27 человек и 32 были ранены. Потрясенный видом искалечено 14-летней дочери и ранением единственного сына, Столыпин подписывает 19 августа, в чрезвычайном порядке по статье 87 Основных законов, указ о военно-полевых судах, по которому судопроизводство над "бунтовщиками" должно было завершаться в пределах 48 часов, а приговор по распоряжению командующего округом исполняться в 24 часа. В ответ на неоднократные требования Думы прекратить военно-полевые суды П. А. Столыпин категорично заявил: "Умейте отличать кровь на руках врача от крови на руках палача" (в то же время террористические организации устроили на Столыпина настоящую охоту 10 крупнейших покушений, последнее оказалось роковым). Именно после этой фразы член ЦК кадетской партии А. Тыркова-Вильямс констатировала: "На этот раз правительство выдвинуло человека и сильного, и даровитого. С ним придется считаться" Позднее она напишет, что это была довольно скромная оценка. Та же А. Тыркова, с женской проницательностью, угадала истинную причину неприятия Столыпина лидерами думской оппозиции: премьер-министр был более крупной политической фигурой, нежели его оппоненты. По ее выражению: "Высокий, статный, с красивым, мужественным лицом это был барин и по манерам и интонациям. Говорил он ясно и горячо. Дума сразу насторожилась. В первый раз из министерской ложи на думскую трибуну поднялся министр, который не уступал в умении выражать свои мысли думским ораторам. Столыпин был прирожденный оратор. Его речи волновали. В них была твердость. В них звучало стойкое понимание прав и обязанностей власти. С Думой говорил уже не чиновник, а государственный человек. Крупность Столыпина раздражала оппозицию. Горький как-то сказал, что приятно видеть своих врагов уродами. Оппозиция точно обиделась, что царь назначил премьером человека, которого ни в каком отношении нельзя было назвать уродом. Его решительность, уверенность в правоте правительственной политики бесили оппозицию, которая привыкла считать себя всегда правой, правительство всегда виноватым".