Смекни!
smekni.com

Венчурное предпринимательство понятие и сущность (стр. 5 из 6)

9: Продвижение инновационного предпринимательства и историй успеха формирование в российском обществе позитивного отношения к профессии «инновационный предприниматель» и повышение рейтинга этой профессии; · популяризация возможностей создания новых инновационных компаний и перспектив, которые на этом пути имеют инновационные предприниматели, позиционирование инновационного предпринимательства как престижного и прибыльного вида деятельности для успешных людей; · формирование в общественной среде интереса котечественным инновациям, веры в собственные силы и возможности; · укрепление бренда ОАО «РВК». 9.1. Массовая кампания продвижения в медиа и PR 9.2. Учреждение и продвижение национальной премии в сфере инновационного предпринимательства 9.3. Создание и проведение широких (массовых) образовательных программ (online, книги) и инициатив (конкурсы, олимпиады)

Каждая программа и инициатива характеризуется собственным набором целевых показателей на 2010 год, которые напрямую влияют на общие целевые показатели деятельности ОАО «РВК».

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕНЧУРНОГО БИЗНЕСА

Одной из главных проблем венчурного инвестирования является отсутствие в России достаточного количества высокотехнологичных венчурных проектов. На сегодняшний день очень немногие отечественные фирмы и предприниматели практикуют привлечение венчурных инвестиций.

Таким образом, на российском рынке складывается ситуация, когда венчурные инвесторы проявляют активность и желание вкладывать деньги на фоне дефицита компаний – объектов для инвестирования.

Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкивается венчурный бизнес в России:

Во-первых, форма закрытого паевого инвестиционного фонда не в полной мере реализует потребности венчурного инвестирования. В России должна быть создана реальная организационно-правовая форма учитывающая все методы и подходы, которые венчурный бизнес использует в своей работе.

В рамках нынешнего ЗПИФ управляющая компания венчурного фонда, по сути, должна просить разрешение на вложение в тот или иной объект инвестирования, а именно: согласовывать свои вложения с депозитарием и регистратором, пользоваться услугами независимого оценщика для определения стоимости активов фонда. Имеется и жесткий контроль со стороны ФСФР. Все это требует дополнительных финансовых и временных издержек. Кроме того, существует риск, что фонд может не получить согласия со стороны депозитария или ФСФР на то или иное вложение.
По мнению частных инвесторов и экспертов, наиболее удобный для России путь регистрации венчурного фонда - договор простого товарищества, но из-за недостаточного количества прецедентов эта методика еще не освоена российским бизнесом, поэтому венчурные фонды предпочитают регистрировать за рубежом.

Необходимо создавать все условия для того, чтобы и управляющие компании венчурных фондов, и малые инновационные предприятия юридически перемещались в Россию, поэтому создание венчурных фондов с государственным участием в рамках государственно-частного партнерства, есть реальное решение.

Во-вторых, осложнен правовой режим коммерциализации интеллектуальной собственности. Эффективное регулирование отношений собственности является основным средством формирования рыночных отношений и в конечном итоге определяет результативность инновационной деятельности.

В-третьих, отсутствует защита интересов инвестора при наступлении возможных разногласий между сторонами, поскольку Закон об АО стоит на стороне владельца контрольного пакета.

В-четвертых, бич для всех венчурных инвесторов - уплата налогов. Венчурная индустрия развитых европейских стран эффективно использует существующие международные инструменты корпоративного и налогового планирования. Валютное регулирование во всех странах свободно настолько, насколько оно позволяет капиталу перетекать из одной страны в другую в зависимости от состояния денежных и фондовых рынков.

В-пятых, жесткий дефицит реальных специалистов в области венчурного бизнеса.

Анализируя изложенные проблемы, особо следует сказать о роли государства, которое обязано не только организовывать инновационную деятельность, но и разделять вместе с инвесторами первоначальные риски.

Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) в настоящее время создает несколько государственно-частных венчурных фондов объемом $10–50 млн. каждый. Из этих средств 25% будет поступать из федерального бюджета, 25% — из регионального бюджета, 50% от частных инвесторов. По ряду параметров эти фонды можно отнести к сектору прямых инвестиций (private equity), они не слишком приспособлены для финансирования начинающих компаний или высокотехнологического бизнеса. В то же время, могут решить задачу по обеспечению деньгами быстрорастущих предприятий. Можно предположить, что функцией этих фондов призвано стать удовлетворение запросов компаний-участников особых экономических зон.

Другим направлением политики МЭРТ является создание в ряде регионов России технопарков, которые предусматривают как развитие соответствующей инфраструктуры, так и тесную кооперацию с научными учреждениями. Это может способствовать развитию инфраструктуры сотрудничества науки и бизнеса, лучшему взаимопониманию научных работников и предпринимателей. Привлечение инвестиций на фондовом рынке

В настоящее время в России проводится организационная работа, направленная на создание возможностей для относительно небольших инновационных и быстро растущих компаний привлекать инвестиции на фондовом рынке.

Небольшим и относительно новым компаниям гораздо труднее выйти на фондовый рынок, чем крупным, давно работающим и хорошо известным. Поэтому на фондовых биржах многих стран созданы специализированные площадки – секторы инновационных и быстрорастущих компаний (ИРК), где для них создаются более простые и удобные режимы работы.

Вследствие повышенной рискованности операций для работы на новом рынке будут допущены только квалифицированные инвесторы. Кроме того, аналогично практике AIM будет создан институт листинговых агентов – финансовых консультантов, которые будут играть роль гарантов по раскрытию информации компаниями-эмитентами.

Создание таких площадок связано не только с прямой экономической необходимостью, но и стремлением прекратить отток IPO российских эмитентов на западные рынки. В прошлом году из 13 российских компаний, осуществивших IPO на общую сумму $4,5 млрд., 4 использовали площадку альтернативных инвестиций Лондонской фондовой биржи (AIM). Кроме того, спрос на подобные услуги будет обеспечиваться новыми требованиями ФСФР по размещению российскими эмитентами не менее 30% новых эмиссий на внутреннем рынке[20].

По мнению специалистов, организация в России стартовых площадок для IPO небольших компаний позволит создать условия для привлечения инвестиций с использованием механизмов фондового рынка, в том числе как альтернативу различных «серых» схем инвестирования. Дальнейшие проблемы будут связаны, с одной стороны, с необходимостью создания нормативно-правовой основы для «усеченного» раскрытия информации компаний, приходящих на альтернативную биржевую площадку. Кроме того, ограниченное раскрытие информации объективно повышает инвестиционные риски, поэтому в случае массового выхода на IPO малопрозрачных и низколиквидных эмитентов, участники рынка столкнутся с затруднениями при определении их инвестиционной привлекательности.