Смекни!
smekni.com

Развитие стратегического мышления у менеджеров (стр. 11 из 15)

Аналогичный результат достигается и в известном анализе эгоцентрической речи ребенка. Л.С. Выготский взял за основу психологическую идею Ж. Пиа­же: “Эта лейтлиния в развитии дет­ского мышления, с точки зрения тео­рии Пиаже, проходит, в общем, по ос­новному тракту: от аутизма к социа­лизированной речи... Социальное лежит в конце развития, даже социальная речь не предшествует эгоцентрической, но следует за ней в истории разви­тия”[33]. Здесь также виден пря­мой путь: аутизм — эгоцентрическая

[13]

речь — речь социализированная. В кон­тексте этого пути важна оценка эго­центрической речи как трансформации внутренней субстанции ребенка под влиянием внешних условий. Поэтому, по Пиаже, эгоцентрическая речь есть недостаточно социализированная внут­ренняя. Применяя действие диалектиче­ского обращения, Л. С. Выготский оценивает в соответствии с ним эго­центрическую речь прямо противопо­ложно: как недостаточно интериоризированную: “Если наша гипотеза не об­манывает нас, то ход развития, кото­рый приводит к тому пункту, где ис­следователь отмечает богатый расцвет эгоцентрической речи ребенка, должен быть представлен в совершенно ином виде, чем это обрисовано нами выше при изложении взгляда Пиаже. Больше того, в известном смысле путь, при­водящий к возникновению эгоцентриче­ской речи, является прямо противопо­ложным тому, который обрисован в ис­следованиях Пиаже”[33]. Здесь отчетливо представлена специфика творчества Л.С.Выготского как диалектической переработки психоло­гического наследия.

В заключение остановимся на крат­кой характеристике применения Л.С.Выготским еще одного диалек­тического умственного действия — дей­ствия диалектического превращения. Нужно отметить, что Л.С.Выгот­ский также выделял превращение как особый способ преобразования. Он приводит классическую формулировку, характеризующую превращение: “Ни­что от некоторого нечто есть некое определенное ничто”[34]. Подход на основе действия превращения как особый тип анализа мы встречаем в следующем отрывке: “Тем самым мы формулируем — в негативной, правда, форме — основные методологические моменты, определяющие план и на­правление всего нашего исследова­ния. Те же моменты в их позитив­ной форме должны найти свое выра­жение в самом исследовании”[35]. Объясняя волевое поведение, Л.С.Вы­готский применяет диалектическое пре­вращение: “Более сильный стимул мо­жет стать более слабым мотивом...”[36]. Указывая на позитивный мо­мент в психоанализе, он писал: “... по­нятие жизни в биологии доведено до большой ясности, наука им овладела... но с понятием смерти она не справи­лась... она понимается как нежизнь... Но смерть есть факт, имеющий и свой положительный смысл, она есть особый вид бытия...”[37]. В приве­денном примере диалектическое пре­вращение заключается в анализе смер­ти как особой формы жизни. На этом же действии основано понимание нега­тивных моментов развития: “Фактиче­ское исследование показывает, что негативное содержание развития в пе­реломные периоды — только обратная, или теневая, сторона позитивных изме­нений личности...”[38]. Превра­щение лежит в основе постановки за­дач исследования: “... скажем с самого начала: теория Джеймса—Ланге долж­на быть признана скорее заблужде­нием, чем истиной, в учении о стра­стях. Этим мы высказали заранее ос­новную мысль, главный тезис всей настоящей главы нашего исследования”[39]. Именно на действии диа­лектического превращения строится по­ложение о сверхкомпенсации: “... па­радоксальный органический процесс, превращающий болезнь в сверхздо­ровье, слабость в силу, отравление в иммунитет, и носит название сверх­компенсации”[40]. С этих позиций Л.С.Выготский смотрит на “затруд­нение функций” как на возможность их совершенствования, а на дефектив­ность как на “социальную оценку”.

Итак, наша работа была посвящена анализу механизма диалектического мышления, применяемого в творчестве. Было показано, что этот механизм функционирует в народном творчестве, в творчестве дошкольников и в науч­ном творчестве, в частности в твор­честве Л.С.Выготского. Основу механизма составляет система диалек­тических умственных действий, являю­щихся эффективным инструментом диа­лектического преобразования исследуе­мой ситуации. Диалектическая транс­формация ситуаций предполагает уме­ние выделять отношения противопо­ложностей в конкретном материале.

[14]

Можно сделать вывод, что диалектиче­ское мышление представляет собой осо­бый вид умственной деятельности, который позволил Л.С.Выготскому, опираясь на анализ конкретно-истори­ческой ситуации, сложившейся в пси­хологии, сформулировать ряд прин­ципиально новых идей. Представляется также весьма вероятным, что описан­ный механизм диалектического мышле­ния лежит в основе творчества не только Л.С.Выготского, но и других авторов и входит в состав механиз­мов родового диалектического мыш­ления человека.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев В.П. Становление человече­ства. М., 1984.

2. Багдасарова Н.А. Роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении // Творческое начало в деятельности высшей шко­лы: проблемы активизации. Фрунзе; Илим, 1988.

3. Веракса Н.Е. Роль противоречивых ситуации в развитии мышления детей // Раз­витие мышления и умственное воспитание до­школьника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985.

4. Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном воз­расте // Вопр. психол. 1987. № 4.

5. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982!

7. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983.

8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984.

9. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.

10. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984.

11. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

12. Гегель Г.В. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2 М., 1971.

13. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

14. Давыдов В.В. Виды обобщения в обу­чении. М., 1972.

15. Итальянские народные сказки. М., 1981.

16. Макаров М.Г. Сложность и вариатив­ность категорий диалектики. Л., 1988.

17. Мальцев В.И. Очерк диалектической логи­ки. М., 1966.

18. Народные русские сказки / Под ред. А. Н.Афанасьева. М., 1979.

19. Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопр. философии. 1981. № 10.

20. Чешские народные сказки / Под ред. Е. М. Кульды, П. Ш. Кубина. М. 1956.

1 См., например: Возрастная и педагогиче­ская психология / Ред. М. В. Гамезо и др. М., 1984. С. 56
2 Багдасарова Н.А. Роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении // Творческое начало в деятельности высшей школы: проблемы активизации. Фрунзе; Илим, 1988.
3 Народные русские сказки / Под ред. А. Н.Афанасьева. М., 1979. с.247
4 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984. с.115
5 Итальянские народные сказки. М., 1981. с. 19
6 Гегель Г.В. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2 М., 1971. с. 152
7 Веракса Н.Е. Роль противоречивых ситуации в развитии мышления детей // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985; Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопр. психол. 1987. № 4.
8 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с. 423
9 Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопр. философии. 1981. № 10
10 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с. 427—428
11 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983. с.37
12 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.419
13 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с. 420-421
14 Мальцев В.И. Очерк диалектической логики. М., 1966
15 Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. с.11
16 Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. с.14
17 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. с.9
18 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. с.16
19 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.13
20 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.410
21 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. с.258
22 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984. с.66
23 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984. с.67
24 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.22
25 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.138
26 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.15
27 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.17
28 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.247
29 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.294
30 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984. с. 105
31 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. с.260
32 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. с.259
33 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.55
34 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.312
35 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. с.23
36 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. с.27
37 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.335-336
38 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. с.253
39 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984. с.98
40 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983. с.35

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Н. Е. ВЕРАКСА