Смекни!
smekni.com

Деловая культура и модель менеджмента Норвегии (стр. 3 из 4)

Сдержанность норвежского характера проявляется в отношении к такой важной части человеческого существования, как еда. Здесь нет культа вкусной или изысканной пищи, как в романских странах, но нет и славянской страсти к застольным беседам, когда общение становится более важной составляющей приема пищи, чем она сама. Нет здесь и традиции англосаксонских хороших манер, заменяющих в Англии хорошую еду. Здесь едят, чтобы насытиться, прагматично и конкретно.

Норвежцы с самого раннего детства привыкают к самостоятельности - их постоянное стремление обходиться без чужой помощи, иногда просто сбивает с толку: женщины, например, не любят, когда им предлагают руку при выходе из автобуса. Как правило, после своего восемнадцатилетия молодые люди живут отдельно от родителей. Если и остаются дома, то нередко по собственной инициативе платят родителям за аренду квартиры. Вообще норвежцы считают, что каждый человек должен иметь собственный дом. Но личная свобода дает не только возможности. Груз индивидуализма по силам не каждому. Одна из самых тяжелых психологических проблем норвежцев - одиночество. Не все его выдерживают, и по этой причине в Норвегии довольно высокий уровень самоубийств. Возможно, с этим и связана и парадоксальная приверженность норвежцев идеям социализма и равноправия.

Многие авторы отмечают в своих работах, что норвежцы всегда уважали и ценили в женщине прежде всего силу и самостоятельность. Женщинам приходилось упорно добиваться равноправного положения с мужчинами. Интересную характеристику норвежским женщинам дает в своей работе русская исследовательница Е. И. Водовозова: "Нигде среди женщин не попадается так много энтузиасток, как в этой северной стране, есть не мало таких, которые всю жизнь отдают искусству, науке, обучению других, и раз они видят в этом осуществление своих идеалов, никакие лишения и бедствия не могут заставить их изменить свой образ жизни".

Отношение к природе и окружающей среде. Норвежцы с языческим уважением относятся к миру, в котором живут. Любовь и почтение, которые они испытывают к лесам, озерам, горам, холмам и морям, искренни и естественны для них. Внимательное отношение к экологии тут совершенно ни при чем, это для тех, кто воспринимает природу отстраненно, прагматически. Для норвежца же намусорить во время пикника или без нужды сломать дерево, или загрязнить озеро равносильно нанесению ущерба или увечья близкому члену семьи. А может, даже хуже. В выходные дни толпы жителей устремляются на природу и самозабвенно сливаются с ней. В этих случаях не услышишь пьяных криков (нередко ассоциирующихся в нашем сознании с таким отдыхом), все чинно шагают по специально проложенным тропинкам с таким видом, с каким в других странах люди ходят только в церковь. Впрочем, для норвежца природа действительно храм, а не мастерская.

Норвежцы явно предпочитают коллективное лидерство индивидуальному. Их организации отличаются небольшим числом иерархических уровней. Для Норвегии, как и для всей Скандинавии очень характерен наименьший в мировом масштабе разрыв в уровне вознаграждения первого руководителя и рядовых сотрудников.

Сдержанные, молчаливые, суровые… и все-таки они улыбаются. Здесь нет англосаксонской страсти к формальным и светским улыбкам, вам не улыбнутся просто так в магазине, на автобусной остановке, в лифте. В Норвегии улыбаются редко и по очень важным поводам.

Также особенности национальной культуры Норвегии проявляется в особенностях национального автомобилевождения. Норвежцы не разгоняются даже на абсолютно свободной дороге. Американские водители обычно возмущаются— норвежцы просто зомби какие-то, плетутся совершенно спокойно за каким-нибудь грузовиком, не проявляя никаких признаков беспокойства.

Норвежцы и русские. Несмотря на существенные различия в национальных характерах, у русских и норвежцев есть ряд схожих черт. Большие территории в России и малая плотность населения в Норвегии породили склонность наших культур к самоанализу и неторопливой жизни. И мы и они много времени проводим на природе, любим большие дома и офисы. В норвежском обществе принято сдерживать эмоции. Это не позволяет норвежцу радостно бросаться к вам навстречу. Они долго будут присматриваться к вам. Но если норвежец стал вашим другом, то это на долгие годы. Нечто подобное в какой-то мере присуще и русскому человеку. И все же нас отличает очень многое: устройство общества, отношение к женщинам, стили управления, способы ведения деловых переговоров и многое другое.

5. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ НОРВЕГИИ

Классификация по Э.Холлу.

Э. Холл различает культуры монохронные и полихронные. Согласно данной классификации, Норвегия относится к числу стран с монохронной культурой. В каждый определенный отрезок времени люди заняты одним делом, они строго следуют планам, расписаниям и договоренностям, чтобы избежать потери времени. Для них важна пунктуальность, и опоздание считается серьезным нарушением общественных норм. В монохронной культуре время понимается как линеарная система, наподобие длинной прямой улицы, по которой люди движутся вперед или остаются в прошлом. В них время можно экономить, терять, наверстывать, ускорять. Одним словом, его можно охватить. Оно является системой, с помощью которой поддерживается порядок в организации человеческой жизни. Исходя из того, что «монохронный» человек занимается только одним видом деятельности за определенный отрезок времени, он вынужден как бы «закрываться» в своем собственном мире, в который другим людям нет доступа. Люди такого типа не любят, если их прерывают в процессе какой-либо деятельности.

Э. Холл также сравнивает культуры в зависимости от их отношения к контексту, под которым понимает информацию, окружающую и сопровождающую событие, т. е. то, что вплетено в значимость происходящего. Большая часть информации при высококонтекстуальном общении уже известна человеку и лишь незначительная ее часть представлена в словах (закодированном, выраженном внешне способе коммуникации). Низкоконтекстуальное общение представляет собой прямую противоположность: большая часть информации передается знаковым (звукобуквенным) кодом.

Норвегия относится к ряду стран с низкоконтекстуальной культурой. Межличностные контакты строго разграничены, поэтому, как считает Э. Холл, всякий раз, когда люди вступают в общение, им необходима подробная информация обо всем происходящем. При этом большинство информации содержится в словах, а не в контексте общения; люди часто выражают свои желания словесно, не предполагая, что это будет понято из ситуации общения. В подобных обществах наибольшее значение придается речи (письменной и устной), а также обсуждению деталей: ничто не остается неназванным и недоговоренным. В таких культурах предпочитают прямой и открытый стиль общения, когда вещи называются своими именами. В низкоконтекстной культуре практикуется делегирование полномочий, власть распределяется более равномерно, исполнитель принимает ответственность на себя. Человек оценивается на основе его собственных поступков и достижений. В этом случае ответственность не привязывается жестко к некоторой позиции руководителя.

Личное пространство. Норвегия относится к числу стран с высокой дистанцией личного пространства.

Классификация по Хофстеде

Значения параметров, характеризующих национальную культуру по Хофстеде, для Норвегии выглядят следующим образом:

Дистанция власти - 31

Степень избежания неопределенности - 50

Мужественность-женственность - 8

Индивидуализм-коллективизм - 69

Рассмотрим данные параметры более подробно:

1. Дистанция власти. В Норвегии низкий уровень дистанции власти. В культурах с низкой (малой) дистанцией власти наибольшее значение придается таким ценностям, как равенство в отношениях и индивидуальная свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, равенство собеседников подчеркивается сильнее, а стиль общения носит более консультативный характер, чем в культурах с высокой дистанцией власти. В культурах с низкой дистанцией власти эмоциональная дистанция между вышестоящими персонами и подчиненными незначительна. Например, сотрудники всегда могут подойти к своему шефу с вопросом или высказать критические замечания. Открытое несогласие или активное противоречие начальнику также рассматривается как норма.

2. Степень избегания неопределенности. Значение данного культурного параметра в Норвегии находится посередине шкалы. таким образом, можно сказать об отсутствии ярко выраженной тенденции к принятию неопределенности или же к избеганию ее. Но скорее всего, в связи с ограниченным пространством и малочисленностью населения, о Норвегии можно сказать, как о культуре с высоким уровнем избегания неопределенности.

3. Мужественность-женственность. Мужской Г. Хофштеде называет культуру, в которой ценится тщеславие, стремление к успеху, признание достижений и забота о высоком достатке, а женской – ту, в которой превалирует значимость межличностных отношений, сотрудничества, стремление к пониманию и проявляется забота об окружающих людях. Норвегия относится к числу стран с ярко выраженной женской культурой. Культуры с женским началом ценят заботу и внимание. Мужчины не должны быть напористы, им надлежит принимать участие в воспитании детей. Человек и мир вокруг него являются ценностью. В обществе проповедуется социальное равенство полов, сочувствие неудачникам. Возможно, неприятие духа соревнования в норвежском обществе связано с феминным характером культуры.

4. Индивидуализм-коллективизм. Норвегия является страной с достаточно высоким уровнем индивидуализма. Постоянная борьба выживания на суше и на море и автономность жизни во фьордах развили в характере норвежцев крайний индивидуализм. Он заметен даже на фоне культа личной свободы, свойственного западному миру вообще.