Смекни!
smekni.com

Мотивация и стимулирование работников организаций (стр. 4 из 5)

Однако следует отметить, что столь значительное падение продаж имело место, если считать в долларовом эквиваленте. Если же оценивать объем рынка в рублевом эквиваленте, то падение продаж будет далеко не столь значительным. В рублях объем рынка в первом полугодии 2009-ого составил 20,67 млрд. Падение по сравнению с первым полугодием 2008-ого года - 13,6%.

С 2004-ого года наблюдалась, хотя и незначительная, консолидация игроков на рынке. В семерку лидеров по объему продаж в стоимостном выражении входят иностранные компании: Avon, Oriflame, Eurocos, Christian Dior, P & G Prestige Beaute, Mary Kay, Chanel.

Рынок косметики и парфюмерии класса «люкс»

rank Company Total
1 Estée Lauder 6.990
2 L’Oréal 5.360
3 LVMH 3.725
4 Shiseido 3.385
5 P&G Prestige 2.395
6 Chanel 2.200
7 Coty Prestige 1.935
8 Clarins 1.315
9 Kanebo 1.075
10 YSL Beauté 850

Парфюмерия класса «люкс»

rank

Company

Total

1

L’Oréal

2.239

2

LVMH

2.049

3

P&G Prestige

1.966

4

Coty Prestige

1.840

5

Estée Lauder

1.375

6

Chanel

1.309

7

Shiseido

711

8

Puig

613

9

YSL Beauté

531

В традиционных каналах сбыта более половины объема рынка парфюмерии (всех классов) - 54,4% - приходится на три иностранные компании: Procter & Gamble, L'Oreal и LVMH.

Отметим, что канал прямых продаж пострадал от кризиса в меньшей степени. Эксперты считают, что причина этого - мобильность схемы организации продаж, ее большая устойчивость вследствие более высокой личной мотивированности продавцов, а также притока новых торговых агентов, лишившихся иных источников дохода. Вследствие этого сегмент прямых продаж сократился лишь на 15%, его объем составил $ 161,5 млн.

Таким образом, доля прямых продаж в общем объеме продаж парфюмерной продукции, выросла до 24,5%, а доля традиционных продаж упала с 79% по итогам 2008 г. до 75,5% по итогам 1 полугодия 2009 г.

Все же, если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с тем, что было лет 10 назад, то, несомненно, заметен бурный рост рынка. Связан он, прежде всего, с тем, что в 70-90 гг. данная область рынка пережила глубокий упадок. В 2001 году журналист Андрей Душистый в статье "Парфюмерная Россия нового века" (журнал "Потребитель" №7) писал: "Увы, российский рынок сегодня напоминает полупустой театр, где «актеры» - и отечественные, и зарубежные фирмы - разыгрывают хорошую пьесу, которую некому смотреть. Иными словами, как бы наши производители ни пытались снижать цены, подавляющее большинство населения России не может позволить себе покупать качественные косметику, парфюмерию и даже средства гигиены".

Сегодня времена изменились, но несмотря на то, что рынок достаточно быстро насыщается предложением, ещё долгое время будет сохраняться перспектива для его развития. Вице-президент ЭМГ «Старая Крепость» Анна Дычева-Смирнова считает (интервью с представителем ежедневного информа­ционного издания РосБизнесКонсалтинг (РБК)), что ситуация на рынке парфюмерно-космети­ческой продукции в крупных городах в целом похожа. Более высокая, по сравнению с небольшими городами, платежеспособность населения и развитая инфра­структура создают благоприятную рыночную ситуацию, тем не менее, потенциал небольших городов во многом недооценен. По словам Анны Д.-Смирновой, рынок достаточно велик и развитие данного направления является очень перспективным. Развитию рынка способствует также то, что россияне являются самыми активными потребителями парфю­мерно-космети­ческой продукции, они более чем западные потребители, готовы тратить большую долю своего дохода на такую продукцию. Многие аналитики отмечают, что сегодня российский парфюмерно-косметический рынок является чрезвычайно привлека­тельным для иностранцев. Москва становится для западных ком­паний «окном в Россию». То, что происходит в столице сейчас, через несколько лет повторится в других городах страны.

Сегментация

По мнению аналитиков, одним из перспективных направлений развития парфюмерно-косметического рынка в России на сегодня являются элитная косметика и косметика класса «люкс». Для российской женщины парфюм стал неотъемлемой частью образа, поэтому у каждой женщины в среднем есть 2-3 различных аромата – повседневный, вечерний, зимний/летний. Кроме того, парфюм класса «люкс» стоит около 3000-5000 руб, что не так дорого в целом, однако, благодаря покупке такого аромата женщина как бы приобщается к другому, более высокому классу, и парфюм становится «дверью» в другую, роскошную жизнь, поднимает его обладательницу на другую социальную ступень.

Другим направлением развития парфюмерно-косметического рынка в России, по мнению экспертов, является продви­жение на рынок «именной» парфюмерии от звезд телевидения и шоу-бизнеса, например, сейчас очень популярны ароматы от Christina Aguilera, J.Lo, Sarah Jessica Parker, Beyonce. В этой работе в качестве примеров будут рассматриваться «именные» марки знаменитых домов моды Франции и США Marc Jacobs, Balenciaga, Chloe.

Развитие «именной» (брендовой) косметики и парфюмерии становится ещё более актуальным в связи с увеличением потре­бительс­кого спроса на новинки. Сейчас оборот магазинов наполовину делается именно за счет новинок – такая ситуация сложилась во всем мире. Модные тенденции в мире ароматов, как и в одежде, сейчас очень различны. В то же время у наших покупателей есть определенные приоритеты в запахах. Чаше это молодые люди до 30 лет, у которых нет аристократических привычек, и они предпо­читают новые, динамичные свежие запахи, стильные и модные. Например, сейчас очень популярен Дом Gucci, и все выходящие запахи этой марки сразу попадают в бестселлеры. Немаловажным фактором для сегодняшнего поку­пателя является и упаковка. Элитная парфюмерия и парфюмерия класса «люкс» должна представлять собой подарочный вариант – упаковка из качественного картона, на ней должны быть красивые, например золотые, надписи. Для сегодняшнего покупателя также, имеет значение реклама, не только реклама в российской прессе, но и мировая реклама. Поскольку они путешествуют, очень многие читают зарубежные журналы Voque, Elle, Marie Claire и др. в оригинале. Реальность нашего времени - аромат приходит к нам в Россию раньше, чем в другие страны. Сейчас уже бывает, что новинки появляются сначала на российском рынке, а потом на французском, например, Oblique от Givenchy. Это, как правило, экспериментальные ароматы, которые, прежде всего запускают на американском рынке или в Азии, а теперь и в России, чтобы посмотреть, как воспримут не только сам запах, но и его рекламный образ. Компании апро­бируют новинки, чтобы во Франции не сделать ошибки.

Появилась еще одна особенность продаж – флаконы маленьких объемов продаются гораздо быстрее, чем больших. В мужской парфюмерии туалетная вода объемом 50мл покупается либо чуть лучше, либо наравне с 30мл. В женской парфюмерии объем 30мл – это самая популярная позиция в начальный период продаж. Банная линия (лосьон для тела, гель для душа и пр.) при стандартном заказе занимает не более 20%. Сначала покупают маленький объем и не покупают банную линию не потому, что не нравится аромат, а из желания "проанализировать" аромат. Когда проходит один-два месяца и запах становится "принятым", увеличивается доля продаж флаконов больших объемов, когда виден выигрыш в цене. Период принятия запаха называют социализацией аромата, и в нынешних условиях, для новинки, он занимает примерно два месяца. Хотя часто у нас этот период сокращается, потому что аромат уже прошел на Западе, и к моменту выхода на российский рынок эти запахи нашим клиентам уже известны. Постепенно у «нашего» покупателей появляется «культура» потреб­ления. Подавляющее большинство покупателей активно используют электронные и печатные СМИ для ознакомления с новинками рынка, консультируются со специалистами, посещают специализированные интернет-ресурсы и салоны красоты.

Многие парфюмерно-косметические компании являются постоянными участниками престижных специализированных выставок косметики и парфюмерии "InterCHARM", "InterCHARM professional", "WorldParfum", "Консумэкспо" и др.

Как показывают маркетинговые исследования ЭМГ "Старая Крепость", ситуация на рынке сейчас начала меняться не в пользу российского производителя. Это происходит за счет того, что цены на продукцию российских предприятий растут, в то время как цены на продукцию западного производства, напротив, снижаются. Объем продаж крупных магазинов увеличился настолько, что позво­ляет компаниям напрямую заключать контракты с иностранными компаниями-производителями. Отсутствие посредников и дистри­буторов значительно снизило закупочную стоимость продукции. Кроме того, усиление конкурентной борьбы между отечественными и иностранными фирмами вылилось в открытие крупными западными компаниями собственных производств (например, косметика Frenchi) или представительств в нашей стране. При этом их число заметно увеличилось за счет прихода новых игроков, среди них известная французская сеть Sephora, открывшая сеть магазинов в Москве и Санкт-Петербурге. Претендуют на звание лидеров рынка и аптеки, приобретающие все большую популярность с точки зрения распространения косметики по уходу и средств гигиены. В дальнейшем, прогнозируют эксперты "Старой Крепости", они будут опережать рост других каналов дистрибуции, ежегодно увеличивая этот показатель на 20-25%. Усиливается конкуренция между отечест­венными и западными производителями парфюмерии и косметики. Одним из главных событий минувшего года стал запуск подмосковного завода фирмы Avon. И даже традиционное преимущество российской косметики – невысокая цена – начинает теряться. На первый план стали выступать такие показатели, как значимость товарного знака (от англ. - тrade mark™), качество оформления продукции, из­вестность самой марки (brand-name), помо­гающие по­купателю выделять товар из ряда равно ­конкури­рующих марок. Теперь компаниям приходится добиваться того, чтобы именно их имя являлось логическим отож­деств­лением направ­ления предла­гаемой продукции. Ещё несколько лет назад у нас мало кто задумывался о том, что бренды могут сражаться за право отождествлять собой понятие предлагаемого товара. Сегодня подобными сражениями никого не удивишь, особенно в тех отраслях, которые насыщены конкури­рующими компаниями. А когда отрасль или какое-либо произ­водство только становится на ноги - продви­жение бренда в таких условиях автоматически подразумевает «раскрутку» самого сегмента рынка.