Смекни!
smekni.com

Информационное общество 3 (стр. 3 из 3)

В условиях, когда коммуникативность обеспечивается за счет технико-инструментальных средств операциональной связи и приводит к расширению сети социального взаимодействия и увеличению оперативности действования, а сама сущность коммуникативного процесса сводится по преимуществу к трансляции знаний, снижение рефлексивности и избирательности становится еще более существенным и заметным. В силу того, что коммуникативность на этом этапе становится массовой, то и снижение рефлексивности и избирательности также носит массовый характер. А так как содержательное коммуникативное поле охватывает практически все стороны жизни людей (общества), то коммуникативность на этом этапе сопровождается в целом существенным снижением среднего уровня коммуникативной компетентности, несмотря на расширение ее масштабов.

Еще в большей степени углубляется этот процесс в условиях коммуникации через средства массовой информации, в том числе и массмедийным электронным способом. Электронные способы коммуникации в информационном обществе, где информация превращается едва ли не в доминирующий, определяющий человеческое бытие фактор («кто владеет информацией - тот владеет миром»), вне всякого сомнения, несказанно расширяет индивидуальное информационное поле. Она предоставляет безграничный доступ к любой мировой информации, за исключением, разве что, информации, служащей государственной тайной, да и то, «тайность» которой при современных возможностях электронных способов становится сомнительной. Но при этом безграничное расширение информационного поля сопровождается серьезным обеднением его содержания. При этом, принято считать, что этот процесс снижения уровня коммуникативной компетенции обусловлен низким уровнем образованности, ориентацией на аффективное и традиционное поведение. Во всяком случае, с этим фактором связывал снижение уровня коммуникативной компетентности М.Вебер. В до-электронных коммуникациях это, очевидно, так и было. И можно признать, что отчасти и сегодня низкий уровень образованности, (особенно социокультурной, социогуманитарной) является причиной манипуляции массовым сознанием, манипуляции - редуцируемой и проектируемой электронными средствами коммуникации и существенно обедняющей содержание информационного поля в процессе коммуникации.

Подчеркивая выше позитивную роль электронных способов коммуникации, мы указывали, что они раздвигают границы предстваляемости (репрезентации) реальности, включая в последнюю и то, что ранее представлялось как вероятное. И в этом смысле массмедийные средства коммуникации дополняют и восполняют информационное коммуникативное поле. Но именно снижение уровня рефлексивности, избирательности лежит в основе такого образа и такой реальности, формируемой электронными (mass-media) способами коммуникаций, которые уже не просто дополняют и восполняют информационно-коммуникативное поле, а замещают реальность действительного мира. Серьезная опасность этого замещения состоит как раз в том, что виртуальная реальность, становясь подменой, заменой реальности действительного мира, становится «вторым сознанием» индивида, превращается в его внешний орган чувств. И этот внешний орган стремящийся заменить все органы чувств человека, заполнить собою все его сознание и формирует его потребности интересы, ориентиры, стремится превратиться в «altera natura» индивида, в форму его бытия, стать его биографией. При этом небезопасным для человека является то, что виртуальные тела, объекты, процессы и т.д. апеллируют только к видимости (кажимости) обесчеловечивая их, ведут к утрате представлений о подлинной специфичности человеческого!

Согласимся, что низкий уровень образованности отчасти лежит в основе формирования такой реальности в процессе электронной коммуникативности. Однако, объяснять этот процесс и видеть причину превращения виртуальной реальности в форму бытия индивида, следовательно, в обеднении содержания коммуникации и снижении массового уровня коммуникативной компетентности в уровне образованности сегодня явно недостаточно. Практика сегодняшних дней демонстрирует нам, что увлеченность виртуальной реальностью сегодня характеризует не только вертикально иерархическую дифференциацию общества, но и горизонтально-культурную.

Все большее количество довольно образованной публики попадает во власть и зависимость от виртуальной конструируемой электроникой реальности. И дело здесь не только в образованности. Подчеркнем особо: опасность электронных массмедийных коммуникаций кроется в том, что они как никакие другие прежние, воздействуют на эмоциально-психологическую, телесно-чувственную, психо-соматическую, в том числе и бессознательную целостность человеческого существа. В первую очередь, опасность эта была обнаружена в воздействиях на детей, их биофизическое, физиологическо-психологическое, интеллектуальное, социально-нравственное состояние.

Ущербность и опасность электронных коммуникаций состоит в том, что они заменяют психологическую правду, эмоциональную глубину переживаний предельно-условной знаково-символической образностью: не надо сострадать, сопереживать и переживать трагическое, не нужно напрягаться в интуитивном постижении истины. Компьютер все предопределил и расставил заранее по своим местам. Эмоционально-динамическая сторона коммуникативности растворяется в знаках и символах; внутренний психологический план общения разрушается под действием внешнего, образно-зрелищного.

Имеет оборотную сторону и другой позитивный момент электронных способов коммуникаций, состоящий в унификации коммуникативного поля, в формировании связности, взаимозависимости различных сторон и элементов современной цивилизации, во внедрении единого образа мира.

Электронные средства превращают информационно-коммуникативный процесс не просто в массовый, а делают его практически всеохватывающим и неотъемлемым, обязательным, необходимым аспектом бытия любого человека, живущего на планете. Но в этой всеохватности, массовости и способности формирования единого образа мира скрываются свои опасности. Специфика электронной, массмедийной коммуникации состоит в том, что она соединяет воедино, с одной стороны индивидуализацию восприятия реальности действительного мира, формирования его единого образа, но еще больше стремление индивида реализовать свое «Я» в построении новой (виртуальной) реальности, а с другой - она расширяет ориентированное на массу обезличенное информационное пространство.

Как отмечал Ж.Бодрийяр, масса поглощает смысл, нейтрализуя его. В этом плане электронные способы коммуникации нивелируют, устраняют критичность субъекта по отношению к самому себе и превращают субъектов коммуникации в некритическую мыслящую массу.

Опасность этого следствия, итога внедрения электронных коммуникаций ощущается уже сегодня: мы вправе констатировать, что электронные способы коммуникации становятся формой культурного господства. И это безраздельное и неконтролируемое господство массмедийных коммуникативных средств и способов ведет к серьезным трансформациям мировоззрения, к изменению индивидуального действования и поведения различных социальных общностей. И то, что раньше в культуре было маргинальным, вытесняемым, - сегодня, благодаря электронным коммуникациям, становится «нормальным» и воспринимается как социально-приемлемая норма, а обезличенная электронная коммуникация осуществляет скрытно, анонимно функцию власти и господства. Смеем утверждать, что в этом плане электронные коммуникации разрушают, деконструируют и само разделение культуры на низкую и высокую, элитарную и массовую, отвергая сам принцип бинарной оппозиции. Именно эта тенденция являлась предметом озабоченности и исследования теоретиков постмодернистской культуры - М.Фуко, Ж.Деррида, Р.Барта и др. [3, 4]. И не случайно. Электронные коммуникации исключают из коммуникативного процесса прямой и непосредственный диалог человека с самим собой, подменяя его трансцендентальностью, ослабляя тем самым до предела моральную, нравственную сторону общения.

Как информационные процессы в человеческих системах не должны сводиться (исчерпываться, ограничиваться) к трансляции и восприятию предметно семантического содержания информации, а должны включать в себя рефлексию, оценку, выявление ценностных жизненосных смыслов транслируемой и воспринимаемой информации, так и коммуникативность должна перестать рассматриваться как обезличенный обмен информацией. Коммуникативный процесс выходит за рамки обмена информацией, он есть общение и приобщение к другому миру культуры.

Заключение.

Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее проявлениях.

Получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Так же как мы выяснили в данной работе одним из коммуникативных процессов в современном информационном обществе является электронный способ коммуникации который плотно вошел в нашу жизнь. Так же отметим, что в то время, как традиционные локальные сети выживали за счет обособления, конспирации и закрытости мира, основным способом и средством развития новой сетевой идентичности является рост и усложнение коммуникации. На фоне этих процессов сформировался феномен информационного неравенства, как «вид социального неравенства, означающий неравный доступ личности, групп, государства к информационным ресурсам, понимаемым как совокупность технико-технологических, социально-экономических и социокультурных благ».

Недостаток информации о социальной действительности заменяет социальный миф, создаваемый PR-компаниями. С одной стороны миф компенсирует недостаток знаний, с другой – выступает как средство сближения позиций различных сторон социальной сферы, с третьей – используется в качестве средства манипуляции сознанием

Список использованной литературы

1. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М.: 2002.

2. Соколов А.В. Общая социальная коммуникация. С-П.: 2002.

3. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.: 2002.

4. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: 2002.