Смекни!
smekni.com

Проблемы инвестиционных процессов в России (стр. 2 из 4)

3. Дефолт 1998 года

В период с начала 90-х годов до 1998 года объем ВВП уменьшился на половину. Упадок в отраслях инвестиционной сферы подошел к предельному уровню их функционирования, вплоть до полного прекращения производства некоторых видов продукции. В условиях резкого сокращения емкости внутреннего рынка значительно возросла роль внешнего рынка, усилилась зависимость национальной экономики от конъюнктуры на внешних рынках.

Кризис, случившийся в конце 1998 года привел к резкому ухудшению социально-экономической ситуации в нашей стране. Темпы экономического спада увеличились, ВВП снизился на 4,6%. В экономике России появилось большое количество новых проблем, которые значительно снижали возможности для перехода к экономическому росту. С сентября 1998 г. прослеживалось ускорение спада инвестиционной деятельности, обусловленное финансовым кризисом в России. Вследствие этого за год инвестиции в основной капитал уменьшились на 7%, доля инвестиций в основной капитал в ВВП уменьшилась до 0,13%. Инвестиционный кризис стал отражением экономического кризиса в России, но кризис в инвестиционной сфере был куда более значительным, нежели падение ВВП.

4. Факторы риска, обусловливающие неблагоприятный инвестиционный климат в России

4.1. Политические и общеэкономические факторы

Они обусловлены, прежде всего, страхом перед восстановлением в России тоталитарного режима или, по крайней мере, перед частичным возвратом советских порядков. Подобные опасения принимают конкретную форму, когда дело касается таких угроз, как запрет на вывоз валюты, деприватизация (пусть даже со ссылками на нарушения закона в прошлом при приватизации, поскольку ясно, что в большинстве случаев ссылки имеют демагогический характер: юридически обосновать неправомерность решений, принимавшихся в 1992–1996 годах, за редкими исключениями вряд ли возможно). К этому блоку относятся и страхи, индуцируемые более поздними событиями, прежде всего дефолтом 1998 года – для многих потенциальных инвесторов он является самым ярким экономическим впечатлением последнего десятилетия, так что угроза нового обвала российской валюты представляется им возможной хотя бы по прецеденту.
Однако негативная информация экономического характера относится не только к 1990-м и предшествующим годам. Сопоставление итогов 2000–2001 годов и 2002 года по ряду ключевых экономических показателей оказывается не в пользу последнего. В 2000–2001 годах инвестиции росли в 1,7-2 раза быстрее, чем ВВП, а в 2002 году – на 35-40 % медленнее. Известны оценки, согласно которым за 2001–2002 годы произошло замедление роста внутреннего спроса на товары (с 12 % до 6 %) и снижение темпов накопления основного капитала (с 17,6 % до 2 %). В 2002 году рост ВВП составил 4,1 %, инвестиций – 2,6 %, реальных доходов населения – 8,8 %, реальной зарплаты – 16,6 % (данные Госкомстата). За январь – ноябрь 2002 года номинальная прибыль российских компаний снизилась на 10,7 %, в долларовом выражении – на 17,2 %, за то же время экспорт вырос на 2,5 %, импорт – на 17,5 %. Развитие, при котором конечное потребление растет быстрее, чем производство, а импорт – в семь раз быстрее, чем экспорт, не может быть устойчивым.

4.2. Законодательство

Неопределенность правового поля, противоречивость и неясность конкретных законов, неполнота, незавершенность законодательства в целом – причина многих и разнообразных обстоятельств, препятствующих решениям об инвестировании в российскую экономику. Среди многих частных проблем, законодательно не отрегулированных, но весьма важных для инвесторов, наиболее часто встречаются связанные с приватизацией или при смене собственника. Среди них – право собственности на технологии, ответственность за произведенные в прошлом негативные воздействия на окружающую среду (влияние которых может проявиться спустя многие годы). Отсутствует четкая система регистрации прав нового собственника в случае иных потерь, происходящих по вине предшествующего собственника.

4.3. Налоговая система

В совокупности налоговая нагрузка (с таможенными сборами) в России составляет 59-60 % (на 2003 год). Несомненно, это – очень высокий уровень налогов в принципе, и тем более высокий, если сравнивать со странами, имеющими спекулятивный уровень кредитного рейтинга, но при этом привлекающими значительные инвестиции. В результате меньше 5 % предприятий платит налоги честно и полностью, так что реально в России собирается налогов на 32–33 % ВВП. Эта величина, видимо, должна использоваться как ориентир для процесса ослабления налогового бремени, но лишь в первом приближении (на 5–7 лет), так как совсем не обязательно она показывает оптимальный уровень налогов. Налоговая реформа – неизменно острая тема для дискуссий. Особые надежды предприниматели стали связывать с ней в 1999 году, после дефолта, когда необходимость радикальных преобразований этой сферы стала совершенно очевидной. Однако 4 года практически бесплодных ожиданий, в течение которых не происходило ничего осязаемого, только бессмысленное усложнение системы, породили разочарование.

4.4. Административные условия

По общему признанию, система государственного управления в России работает неудовлетворительно. «Известия» сообщали, что Г. Греф на заседании Правительства в июне 2002 года привел данные международных исследований эффективности работы государственных органов в 158 странах: Правительство РФ заняло 107 место; по качеству государственного регулирования Россия оказалась 158-й из 160 участников рейтинга. Дело не только в том, что для решения практически любого вопроса требуется рекордное количество согласований и разрешений, причем, даже если (в гипотетическом случае) полностью отсутствует коррупционное давление на заявителя, рассмотрение вопроса требует такого времени, что сообщения о прецедентах начисто отбивают у многих охоту к прямым инвестициям в Россию.

4.5. Коррупция и теневая экономика

Процветание взяточничества, давление криминала и отсутствие возможностей легально ему противостоять создают в России среду, при которой официальные данные об условиях экономической деятельности радикально отличаются от реальных. Поборы чиновников, рэкетиров, содержание «крыш» и прочее составляют суммы, во многих случаях того же порядка, что и официальные налоги. «Теневики» по теневым каналам нередко платят больше, чем пришлось бы платить официально, но, во-первых, от давления коррупции вовсе не освобождает самая строгая налоговая дисциплина в компании, и подчас именно это (а не уровень официальных налогов) заставляет предпринимателя оставаться «в тени», во-вторых, «выход из тени» может повлечь самые серьезные силовые действия со стороны тех, кто не собирается ее покидать. Криминальная среда вокруг бизнеса заставляет многие фирмы содержать такую охрану и службу безопасности, что затраты на них превосходят все мыслимые в цивилизованном бизнесе пределы. Однако следует отметить, что значимость коррупции и теневой экономики весьма различна для, во-первых, отечественных мелких и средних предпринимателей, во-вторых, крупного отечественного бизнеса и, в-третьих, для иностранных инвесторов. Для первых значение этого фактора во многих случаях – критическое, определяемые им дополнительные издержки оказываются непосильными. Для крупного бизнеса коррупция играет принципиально другую роль, а именно, она позволяет ему получать возможности недобросовестной конкуренции. «Фон», создаваемый непрерывными разговорами о коррупции и криминальной стороне занятий бизнесом в России, крайне неблагоприятно сказывается на инвестиционном имидже страны.

4.6. Судебная система

По общему признанию, судебная система в России работает неудовлетворительно. Суд может хотя бы частично сгладить негативные эффекты от несовершенства законодательства, плохой работы органов исполнительной власти, разгула криминалитета. Однако некомпетентность и продажность суда не только не ослабляют, но усиливают эти эффекты. Судебная реформа многие годы остается темой для дискуссий, однако действенных мер по улучшению ситуации не принимается. Это способствует росту коррупции в судах, усиливает у предпринимателей (и граждан) ощущение беззащитности, бесполезности обращений в суд. Пожалуй, среди всех факторов, обусловливающих неблагоприятный инвестиционный климат в России, дефекты судебной системы надо оценить как самый долговременный. В частности, без реализации радикальной судебной реформы невозможно победить коррупцию и теневые структуры, обеспечить нормальные условия работы для бизнеса со стороны исполнительной власти, да и совершенствование законодательства в немалой степени теряет смысл, если судебная система не в состоянии удовлетворительно разрешать споры относительно применения законов.

4.7. Банковская система

Через банковскую систему в России проходит примерно 4 % общих потоков инвестиционного капитала, в Центральной и Восточной Европе – уже 30 %. Можно без преувеличения сказать, что в России роль банковской системы в инвестиционном процессе пренебрежимо мала. Этот фактор особенно значим для мелкого и среднего бизнеса, представители которого очень часто не имеют никаких других способов финансировать инвестиции, кроме банковского кредита. Такое положение не изменится без осуществления банковской реформы, которая, подобно судебной и военной реформам, несмотря на многолетние дискуссии все еще не обрела достаточно четких, убедительных, принимаемых гражданским обществом очертаний.

5. Распределение инвестиций по отраслям производства

Исследование инвестиционной активности, проведенное специалистами ИК «ФИНАМ» в 2006 году показало, что наиболее активными инвестиционными отраслями в России являются розничная торговля, газовая промышленность, связь и металлургия. В числе наименее активных отраслей — машиностроение, пищевая и легкая промышленность, а также нефтедобыча. Впрочем, аналитики считают, что отставание нефтедобывающей отрасли носит временный характер.