Смекни!
smekni.com

Моральные и материальные стимулы в менеджменте (стр. 1 из 7)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская экономическая академия

им. Г. В. Плеханова

Инженерно-экономический факультет (строительство)

Кафедра государственного и прикладного менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

Моральные и материальные стимулы в менеджменте

Выполнила:

Студентка 3-ого курса

Букина А. М., гр. №7362-1

Научный руководитель:

д. э. н., проф.

Никулин Леонид Федорович

Москва 2007г.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы стимулирования в менеджменте

1.1. Теория А. Маслоу

1.2. Теория Д. Мак Клелланда

1.3. Теория Фр. Герцберга (Теория двух факторов)

1.4. Теория В. Врума

1.5. Теория справедливости

1.6. Теория Л. Портера – Э. Лоулера

1.7. Теория Л. С. Выготского

2. Различные подходы к мотивации персонала

2.1. Материальные методы стимулирования в менеджменте

2.2. Моральные методы стимулирования в менеджменте

Основные выводы по теме

Библиография

Введение

Темой данной курсовой работы являются моральные и материальные стимулы в менеджменте. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что эффективность функционирования предприятия в большей степени зависит от работы его служащих, от того, насколько каждый из них нацелен на результат.

На современных предприятиях появляются системы работы с кадрами, сочетающие сложные методы оплаты труда с нематериальной стимуляцией работников. Мировой опыт показывает, что зарплата удерживает человека на службе лишь на короткий промежуток времени, между тем ежегодно крупные компании тратят огромные средства на подбор и обучение персонала. Это происходит из-за текучести кадров, из-за частой смены рабочих мест. Поэтому сегодня различные методы стимулирования, нацеленные на создание дружного, работоспособного коллектива, приносящего компании прибыль, являются как никогда актуальными.

Целью данной работы является изучение теоретических, методологических и практических основ морального и материального стимулирования в менеджменте и обоснование необходимости комбинированного использования различных стимулирующих методик.

1. Теоретические основы стимулирования в менеджменте

1.1. Теория А. Маслоу[1]


За отправную точку при создании данной мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. Все потребности располагаются в иерархической последовательности, причем первые две группы потребностей – первичные, следующие три – вторичные. Рассмотрим отдельно каждую из выделяемых групп.

Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности — самые насущные, самые мощные из всех потребностей, что они препотентны по отношению ко всем прочим потребностям. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный.

Физиологическую потребность, или позыв, нельзя рассматривать в качестве образца потребности или мотива, она не отражает законы, которым подчиняются потребности, а служит скорее исключением из правила. Позыв специфичен и имеет вполне определенную соматическую локализацию. Позывы почти не взаимодействуют друг с другом, с прочими мотивами и с организмом в целом. Хотя последнее утверждение нельзя распространить на все физиологические позывы (исключениями в данном случае являются усталость, тяга ко сну, материнские реакции), но оно неоспоримо в отношении классических разновидностей позывов, таких, как голод, жажда, сексуальный позыв.

Перефразируя поговорку, можно сказать, что человек и действительно живет одним лишь хлебом, но только тогда, когда у него нет этого хлеба. Но когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, происходит вот что — у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности.

Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности). Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести и к этим потребностям, или желаниям. Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и, нацелив их на достижение безопасности, и в этом случае мы можем с полным правом рассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическим позывом, мы можем сказать, что рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности.

В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на «черный день», в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).

Потребность в принадлежности и любви. После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.

Потребность в признании. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. [14] Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

Потребность в самоактуализации. Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности. На этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Вывод. Гордон Олпорт сформулировал и ввел в научный обиход принцип, гласящий, что средство достижения цели может подменить собой цель и само по себе стать источником удовлетворения, то есть может стать самоцельным в сознании индивидуума. Этот принцип лишний раз убеждает нас в том, что обучение играет важнейшую роль в мотивации человека. Но не это существенно, а то, что он заставляет нас заново пересмотреть все изложенные выше законы человеческой мотивации. Парадокс Олпорта ни в коем случае не противоречит им, он дополняет и развивает их. Вопрос о том, насколько уместно рассматривать эти средства-цели в качестве базовых потребностей и насколько они удовлетворяют выдвинутым выше критериям отнесения потребности в разряд базовых, остается открытым и требует специальных исследований.