Смекни!
smekni.com

Социально-культурной деятельность в формировании эстетической культуры (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования эстетической культуры.. 6

1.1. Специфика формирования эстетической культуры.. 6

1.2. Формирование нравственно-эстетической культуры.. 11

Глава II. Социально-культурная деятельность в системе формирования эстетической культуры.. 14

2.1. Уровни приобщения к эстетической культуре в условиях социально-культурной деятельности. 14

2.2. Организационно-методическая часть социально-культурной деятельности 19

2.3. Необходимые условия для формирования социально- культурных учреждений в настоящее время. 22

Заключение. 25

Литература. 27

Введение

Актуальность исследования социально-культурной деятельности представляет интерес особенно в последние годы, когда формирование культурно-нравственного уровня населения находится в стадии деградации. Поэтому возрождение идей социально-культурных мероприятий должно носить массовый характер.

Теория идей социально-культурной деятельности представляет важное направление современной философии, социологии, экономики, культурологии, социальной психологии, педагогики. В трудах отечественных и зарубежных ученых с достаточной полнотой раскрыта сущность досуга как социально-педагогической категории, отражающей деятельность человека в свободное время, обеспечивающую рекреацию и его дальнейшее физическое и духовное развитие. Усилиями С.Г. Струмалина, Г.А. Прудынского в 20-50-е годы, а в последствии М.А. Ариарского, В.И. Бестужева-Лады, ДМ. Генкина, Б.А. Грушина, А.Д.Жаркова,Г.А. Евтеевой, Т.Г.Киселевой, Ю Д Красильникова, Ю.Н. Кротовой, Н.Ф. Максютина, Б.Г. Мосалева, И.А. Новиковой, БД Парыгина, В.С.Садовской, Э.В. Соколова, Ю.А.Стрельцова, В.Я. Суртаева, А.А. Сукало, Б.А. Титова, BE. Триодина, В А Дцова и ряда других исследователей в России были теоретически осмыслены и практически решены многие социально-экономические, социологические, социально-психологические и культурологические аспекты социально-культурной деятельности в сфере формирования эстетической культуры. Эта деятельность активно перекликалась с исследованиями зарубежных ученых (Т. Фридман, Э.Д. Дюмазедье, М. Каплан, Д. Келли, Н. Миллер, Т.Парсонс, С. Паркер, К. Роберте и др.), которые выявили специфику досуга разных групп населения, определили взаимосвязь профессионально-трудовой и культурно-досуговой деятельности, обосновали пути и средства духовного обогащения свободного времяпрепровождения людей. Однако, при обилии публикаций по проблемам досуга, в них преобладали экономические, социологические, социально-психологические аспекты и явно недостаточно т были представлены проблемы педагогики. .Чрезвычайно мало научных работ по методологии и методике формирования культуры досуга. А между тем, сегодня не столько важно показать значимость досуга (это ясно каждому), сколько необходимо раскрыть механизм постижения культуры досуга, технологию овладения досуговой квалификацией.

Методология исследования строилась на синтезе психолого-педагогических (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, С.Г. Вершловский, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунскчй, ЛИ. Новикова, ЗА. Малькова, Г.Н. Филонов и др.) концепций воспитания и философско-культурологических (М. Вебер, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Э. Кассирер, Л. Уайт и др.), исходящих из восприятия личности как высшей ценности общества. Принципиальное значение имел вывод исследования Э.В. Соколова о том, что деятельность человека в свободное время обладает внутренней целевой доминантой, выражающей стремление личности к реализации ее сущностных сил, целостности в развертывании свободной деятельности, предопределяющей специфику культуры досуга. Исследование опиралось на обоснованные ГА. Евтеевой уровни использования свободного времени и классификацию культурно-досуговых занятий, детерминированных возрастом, образованием, характером профессионально-трудовой деятельности и спецификой интересов и потребностей личности. Значительную роль в раскрытии социально-культурного потенциала досуга сыграл анализ теоретических, методических и прикладных выводов исследований, сложившихся в Западной Европе и США научных школ (В. Бужински, Ж. Дюмазедье, М. Каплан и др.), определивших структуру и тенденции развития свободного времяпрепровождения разных групп населения. Преодолению утвердившихся в последние десятилетия стереотипов неадекватного восприятия зарубежного опыта обеспечения общественного досуга способствовало изучение практики функционирования культурных центров имени Дж. Кеннеди в Нью-Йорке и имени Ж. Помпиду в Париже, центров отдыха и развлечений в США, Канаде, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Западной Европе. Методология и методика исследования исключали прямолинейное истолкование связи общественной организации досуга и качественных изменений в уровне культуры личности, не позволяли ограничиться поиском одновариантных решений, диктовали необходимость учета самых разнообразных факторов социально-культурного и психолого-педагогического влияния. Мы рассматривали объект анализа в естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни общества, с учетом специфических особенностей центров досуга как важных звеньев этой системы. Комплексный подход к проблеме позволил рассматривать личность в ее реальных взаимосвязях и отношениях одновременно как члена ряда коллективов в труде, в учебе, в семье, в быту и на досуге.

По мере духовного роста человека, обогащается и его досуг и, если нет условий для его поступательного развития, это приводит к негативным последствиям. Именно в условиях неразвитости конструктивных начал досуговой деятельности свободное времяпрепровождение превращается в фактор антикультуры, порождает условия для пьянства, наркомании, разврата и других антиподов образа жизни любого цивилизованного общества.

Цель работы – охарактеризовать роль социально-культурной деятельности в системе формирования эстетической культуры.

Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены основные теоретико-методологические подходы к формированию эстетической культуры, проанализировано формирование эстетической культуры с помощью социально-культурной деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования эстетической культуры

1.1. Специфика формирования эстетической культуры

Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.

Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.

Произведения искусства создаются в результате художественной деятельности, представляющей собой высшую форму эстетической деятельности человека. Но сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она затрагивает и аспекты, имеющие практический характер: дизайн, садово-парковую культуру, культуру быта и т.д. Этими явлениями занимаются техническая и практическая эстетики. Техническая эстетика – это теория дизайна, освоение мира по законам красоты промышленными средствами. Идеи технической эстетики зародились в середине 19 в. в Англии. Джон Рескин в своих работах Прерафаэлитизм (1851) и Политическая экономия искусства (1857) ввел понятие эстетически ценных продуктов. Уильям Моррис на теоретическом (работы Декоративные искусства, их отношение к современной жизни, 1878; Вести ниоткуда, или Эпоха счастья, 1891 и др.) и практическом (создание художественно-промышленной компании) уровнях разрабатывал проблемы эстетики труда, статуса художественной промышленности, дизайна, декоративно-прикладного искусства, эстетической организации среды. Немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер в 1863 опубликовал «опыт практической эстетики», сочинение Стиль в технических и тектонических искусствах, где он в противовес философскому идеализму своего времени подчеркнул базисное стилеобразующее значение материалов и техники.

Эстетика быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта и т.д. находится в поле зрения практической эстетики. Эта область эстетического знания пока мало разработана, но у нее большое будущее, так как ее сфера интересов широка и многообразна.

Таким образом, эстетическая деятельность является составной частью практически-духовного освоения человеком действительности.

Эстетическая деятельность содержит в себе важные творческие и игровые начала и связана с бессознательными элементами психики. Понятие «игры» как одной из существенных характеристик эстетической деятельности было введено в эстетику И.Кантом и развито Ф.Шиллером. Кант сформулировал два важнейших эстетических понятия: «эстетическая видимость» и «свободная игра». Под первым он понимал сферу существования красоты, под вторым – ее существование одновременно в реальном и условном планах. Развивая эту мысль, Шиллер в Письмах об эстетическом воспитании человек (1794) писал, что красота, существуя в объективном мире, может быть и воссоздана, может стать «объектом побуждения к игре». Человек, по словам Шиллера, бывает вполне человеком, лишь тогда, когда играет. Игра не скована естественной необходимостью или социальной обязанностью, это – воплощение свободы. В процессе игры создается «эстетическая видимость», которая превосходит действительность, является более совершенной, изящной и эмоциональной, чем окружающий мир. Но, наслаждаясь искусством, человек становится соучастником в игре и никогда не забывает о двойственном характере ситуации.