Смекни!
smekni.com

Лианозово (стр. 2 из 4)

Большинство улиц поселка имени Ю.Ларина получили свои названия в 1936 году. Часть улиц названа по фамилиям летчиков - первых Героев Советского Союза: Н.П.Каманина,

М.В.Водопьянова, В.С.Молокова, М.Т.Слепнева, С.А.Леваневского, А.В.Ляпидевского, М.М.Громова, получивших это звание за спасение "челюскинцев" - участников экспедиции на ледоколе "Челюскин" по Северному морскому пути. В те годы фамилии летчиков, как и многих членов экспедиции, знала вся страна. Одна из улиц в поселке была названа в честь академика Отто Юльевича Шмидта, возглавлявшего экспедицию. Некоторые улицы были названы в честь летчиков - участников беспосадочных перелетов через Северный полюс в Америку: В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова. В 1938 году появились улицы, носившие имена полярников - участников дрейфа на станции "Северный полюс" - И.Д.Папанина, Э.Ф.Кренкеля, П.П.Ширшова, Е.К.Федорова. Многие названия сохранились до наших дней. В значительной степени сохранилась и первоначальная застройка, но в последнее время старые дома все чаще уступают место новым коттеджам.љ

Лианозово не стояло в стороне от искусства. В 1958 году художник Оскар Рабин, живший в одном из бараков у станции Лианозово, стал устраивать домашние выставки "неформальной" живописи. К Рабину и его тестю, поэту и художнику Е.Л.Кропивницкому, живущему неподалеку - в Долгопрудном, потянулась молодежь. В Лианозове периодически бывали поэты Генрих Сапгир, Всеволод Некрасов, Игорь Холин, Борис Слуцкий..., художники Владимир Немухин, Николай Вечтомов, Дмитрий Плавинский и др. Появился даже шуточный термин - "вселианозовское искусство".

Такая популярность стала раздражать власти. В центральной печати был опубликован ряд статей с весьма выразительными названиями: "Жрецы помойки N 8", "Дорогая цена чечевичной похлебки", "Бездельники карабкаются на Парнас"...Появился термин "лианозовская группа", за организацию которой Е.Л.Кропивницкий был исключен из Союза художников. Между тем в своем официальном объяснении пострадавший написал: "Лианозовская группа состоит из моей жены Оли, моей дочки Вали, моего сына Льва, внучки Кати, внука Саши и моего зятя Оскара Рабина". Литературоведы стали говорить о "лианозовской школе". Но Генрих Сапгир ответил: "Никакой "лианозовской школы" не было. Мы просто общались. Зимой собирались, топили печку, читали стихи, говорили о жизни, об искусстве. Летом брали томик Блока, Пастернака или Ходасевича, мольберт, этюдник и уходили на целый день в лес или в поле...".

Конечно, прежних репрессий в 60-х годов быть не могло, но без последствий дело не обошлось. За организацию в Москве знаменитой "бульдозерной выставки" Оскар Рабин был лишен советского гражданства (оно было возвращено ему значительно позже - после начала "перестройки"). Некоторые из его друзей также были вынуждены эмигрировать. Многие работы "лианозовцев" искусствовед Александр Глезер вывез за рубеж и тем самым спас от уничтожения. Недавно в Петербурге прошла выставка, посвященная 40-летию "лианозовского искусства". Картины лианозовцев сейчас представлены в экспозициях Третьяковской галереи, Русского музея, в залах музеев США, Франции, Голландии...

Несомненной достопримечательностью Лианозова является музей художника Константина Васильева, появившийся здесь несколько лет назад. Многие москвичи помнят какой популярностью пользовалась первая выставка его картин, представленная около четверти века назад в небольшом выставочном помещении на Малой Грузинской улице. Сюжеты древних сказаний, мифологические и былинные герои, бытовые сцены, пейзажи, портреты показали широкий творческий спектр художника и его несомненный талант. На фоне ежегодгых, в основном, скучноватых официальных экспозиций со многими сотнями картин и скульптур эта относительно небольшая выставка обратила на себя внимание - выстраивались длинные очереди желающих побывать на ней. Мнения специалистов были неоднозначны, но рядовым посетителям работы К.Васильева нравились. В последующие годы было устроено еще несколько его персональных выставок, и вот теперь есть постоянный музей.Художника давно уже нет в живых; он погиб, когда ему было всего лишь 33 года. Многие его замыслы остались невыполненными, но и то, что он успел создать, навсегда оставило его имя в истории русского искусства.

Те, кто побывал в музее, приходят сюда снова и снова. Тем, кто еще здесь не был, настоятельно советуем прийти (ул. Череповецкая 3"б", тел. 400-06-01). Работы талантливого художника в небольших уютных залах, где звучит негромкая музыка, никого не оставляют равнодушным. Осмотрев экспозицию, летчик-космонавт Алексей Леонов написал: "Несомненно, все это проявление редкого таланта, огромного трудолюбия и понимания своего места на Земле... Приходится горько сожалеть о трагической судьбе художника и радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося художника, как свой вклад в культуру человечества". И таких отзывов сотни...

Об истории здания, в котором находится музей, Генеральный директор Музея А.И.Доронин рассказал следующее:

Среди старожилов Лианозова существуют две версии. По первой версии это здание, известное под названием "Белая дача" принадлежала управляющему имением, по другой - управляющему Савеловской железной дорогой. После Октябрьской революции здание использовалось под комунальное заселение. Сохранившаяся фотография 1920-1930-х годов говорит о том, что здание типично для строений начала века - двухэтажных загородных особняков, с двускатной черепичной кровлей, крыльцами, застекленными верандами, высокими дымовыми трубами. Такого типа постройки еще тридцать лет назад можно было видеть на окраинах столицы.

Здание и мело очень удобную и функционально продуманную планировку. В плане дом имел прямоугольную форму. С запада была пристроена открытая веранда в виде четырехколонного портика. Там же был главный вход, который вел в небольшой зал, хорошо освещенный благодаря трем окнам южной застекленной веранды и двум боковым окнам. Отсюда шла лестница на второй этаж. Свое название дача получила белому портику. Первоначальное декоративное убранство почти не сохранилось. Потребовалась очень длительная реставрация для того, чтобы здание приобрело современный вид и смогло использоваться как музей.

Природные условия Лианозова.

Территория современного Лианозова давно осваивается человеком. Леса вырубались, освободившиеся земли использовались как сельскохозяйственные угодья. Позже началось строительство, особенно интенсивное в последние десятилетия. Естественно, что от "живой" природы здесь мало что сохранилось, и все-таки пытливый наблюдатель обратит внимание на растущие здесь и там вековые дубы, на участки леса, где сохраняются подлинно лесные (а не сорные) растения, услышит голоса обитающих здесь птиц, многие из которых гнездятся. В этой части очерка о Лианозове мы хотим рассказать о том, что можно увидеть, если сойти с покрытой асфальтом дороги и войти в лес, пройти вдоль ручья, по краю болотца и пруда. Но начнем с того, что очень долго остается неизменным и меняется в последнюю очередь.

Рельеф и геологическое строение.

Лианозово находится на южном пологом склоне Клинско-Дмитровской гряды; это почти ровное пространство с еле заметными понижениями, в которых берут начало небольшие местные речки. Максимальные высоты местности составляют здесь примерно 170-180 м над уровнем моря. Выше всего поднята территория в непосредственной близости от платформы Лианозово и на пересечении Дмитровского шоссе с МКАД, где значение абсолютной высоты переваливает за отметку 180 м. Чуть более, чем на 170 м, приподнят проходящий по Череповецкой улице водораздел Самотеки и Ольшанки - двух притоков речки Чермянки.

Самые низкие места, как правило, тяготеют к речкам и ручьям. Единственный постоянный водоток Лианозова - Лианозовский ручей - в настоящее время берет начало в поселке им. Ларина на ул.Каманина и еле заметной струйкой проходит вдоль Зональной улицы, пересекает участок лесопарка и парк культуры, где образует каскад прудов, а далее уходит под землю около Абрамцевской улицы и протекает в трубе. В прошлом ручей впадал в Самотечный пруд в Алтуфьеве, то есть был одним из истоков речки Самотеки, вытекающей из пруда.

Большую роль в формировании поверхности сыграл ледник, точнее - ледники, так как в четвертичном периоде местность несколько раз покрывалась льдом. Сверху над ледниковыми отложениями почти везде залегают безвалунные покровные суглинки, возникшие в послеледниковое время путем переработки нижележащих слоев. Они и являются почвообразующей породой, чем определяют суглинистый характер местных дерново-подзолистых почв, а это, в свою очередь, оказывает влияние на характер растительности. Когда-то здесь росли еловые леса, но о них давно уже ничто не напоминает.

На вершинах холмов под покровными суглинками залегают ледниковые глины и суглинки с валунами и галькой, то есть с камнями, которые окатаны движущимся льдом. Весь этот материал равномерно перемешан теми же потоками льда. На склонах холмов ледниковые отложения сменяются водно-ледниковыми, т.е. рассортированными по размеру частиц талыми водами отступающего ледника.

Если ледниковые и водно-ледниковые отложения в Лианозове иногда обнажаются на склонах речных долин, где смыты покровные суглинки, то более глубоко залегающие слои - пески и глины мелового и юрского периодов - могут выходить на поверхность только в долинах относительно крупных речек, а таких в Лианозове нет. Ведь оно находится всего в трех километрах от Москворецко-Клязьминского водораздела. В меловом и юрском периодах (140-200 млн. лет назад) территория будущего Лианозова неоднократно заливалась морем, но это море было мелководным, и суша всегда располагалась где-то поблизости. С неё и были смыты эти пески и глины - реками, ручьями, морским прибоем.