Смекни!
smekni.com

Материальная культура Москвы в XIV-XV вв. (стр. 3 из 3)

В подсобном хозяйстве горожане держали домашнюю птицу кур, гусей, уток, а также мелкий и крупный рогатый скот для содержания которого в Москве имелись особые земли – “выпуск” или выгон. О пользе домашнего скота и его корме выразительно пишет “Домострой”: “Да кто про себя коровы держит дойные, лете корм на поле, а дому всякого корма много... и лете и зиме гуща пивная и бражная и кисельная, и кавсная, и кислых штей, и отрубей овсяных и высевки оръжаные и пшенишные и яичные, и заспу делаючи и толокно и в осень капусту солят и свеклу ставят и репу и морковь запасают - и у сего того хряпье и листье и корень и обресков и крох и в скатерти и в столе и в вене хлебном и по чюланом и по залавкам крохи и объеди””.

Значительную роль в жизни москвичей играло рыболовство. Различные приспособления для рыбной ловли – частые находки в культурном слое Москвы. Кроме берестяных поплавков, глиняных грузил и блесен, при раскопках находят и железные крюки для подвешивания рыбы при копчении.

Одним из важнейших домашних занятий было изготовление тканей и шитье одежды. Несмотря на существование портных мастеров, основная часть населения пользовалась одеждой домашнего приготовления. Материя изготовлялась обычно из льняного и шерстяного волокна. В культурном слое Москвы достаточно частыми находками являются пряслица, деревянные трепала для льна и веретена. Материалы раскопок позволяют предположить, что в XV в. в Москве была появляется самопрялка с маховым колесом приводимым в движение ногой.

К одежде жители средневековой Москвы относились очень бережно. Ее содержали в порядке и при необходимости чинили. Даже в конец изношенное платье не бросалось, а использовалось на заплаты и тряпки, поэтому при археологических раскопках детали одежды практически не встречаются. Основной частью костюма как крестьян так и горожан служила рубаха или сорочка, обозначавшая в узком смысле слова собственно нательную рубаху. Источники позволяют установить, что рубах у горожанина обыкновенно имелось несколько. И мужские и женские рубахи были двух родов нижние – изготовленные из более легкого материала и верхние, более прочные и обычно украшенные шитьем. Ворот рубахи был низким, так что шея оставалась голой. Вырез ворота застегивавшегося на небольшую пуговицу был четырехугольным или округлым. Рукава рубах были узкими, облегающими кисти. Однако верхние праздничные рубахи, в особенности у женщин, имели удлинненные, спущенные вниз рукава игравшие немалую роль в рисунке танца. Поверх рубахи мужчины и женщины носили длинную (до икр) распашную “свиту”. Полы и обшлага свиты могли быть украшены вышивкой. Кроме свиты мужчины в XIV в. носили поверх рубахи длинную нарядную одежду - “сарафан”. Женской одеждой надеваемой поверх рубахи был “летник”. По мнению И.Е.Забелина летник был по большей части накладным, но делались и распашные летники называемые “опашница”. Теплый летник подбитый мехом назывался “кортель” или “торлоп”.

Мужские штаны “ноговицы” были узкими с нешироким шагом и поясом на вздержке – “гашнике”. Носили их заправленными в сапоги. Штаны в этот период не имели карманов, поэтому все мелкие вещи носились на поясе или в специальной сумке-“калите”.

Простейшей одеждой для выхода на улицу в сырую и холодную погоду у русских, как и у других народов, была плащевидная накидка – “вотола (волота)”. Среди знати и богатых горожан был распространен “охабень” – тип платья с чисто декоративными узкими рукавами, в которые руки не продевались вовсе. Охабень носившийся внакидку имел длинные полы с двумя рядами ложных петель. Верхней меховой одеждой была шуба (от восточного “джубба”). Шубы в зависимости от достатка рознились по покрою и материалу. Простые горожане одевались в шубы из овечьего и козьего меха, а зажиточные горожане шили шубы из драгоценных, тщательно подобранных мехов крытых красивой материей.

Головными уборами у мужчин были меховые шапки называемые “треух” или “малахай” и летние круглые шапочки – “тафьи” закрывавшие только макушку. Женщины носили “повой” – полотенчатый головной убор, “кичку” – символ замужества с мягкой тульей окруженной расширяющимся кверху подзором и щедро украшенный “кокошник” – являвшийся принадлежностью знатных и богатых женщин.

Наиболее распространенной обувью горожан были сапоги. В сапогах ходили мужчины женщины и дети, причем подошва кроилась симметричной на правую и левую ногу. Сапоги богатых горожан отличались лучшей выделкой кожи, яркими цветами (преимущественно красным) и дорогой отделкой.

К низким формам обуви относились кожаные туфли “черевики” некоторые из которых украшены тисненым или ажурным орнаментом и “поршни” – изготовленные как правило из единого куска кожи закрывающего стопу и крепившемуся вокруг нее на шнуре-вздержке.

Пища и утварь

В Москве, как и в других древнерусских городах существовала земледельческая традиция трехразового питания. Характер пищи во многом зависел от религиозных запретов – постных дней которые существуют на каждой неделе и длительные посты, поэтому на “мясоед” падала меньшая часть дней. Рядовые горожане питались в основном хлебом, кашами и щами. У зажиточных горожан на столе были самые разнообразные продукты: несколько сортов мяса, рыбы, икры и даже дорогие южные плоды – лимоны.

Продуктовые запасы хранились в погребах имевшихся на каждой усадьбе и в подклетах домов. Основным вместилищем для хранения зерна, рыбы, мяса и солений были, конечно, бочки и бочонки самых разнообразных размеров. Широко применялась для хранения продуктов и глиняная тара (горшки, корчаги). В качестве кухонной посуды использовались глиняные сковородки, миски, кувшины. Деревянные сосуды были представлены чашами, ковшами, мисками и тарелками. Богатой, дорогой посудой применявшейся в обиходе богатых москвичей была металлической. В духовных московских князей XIV—XV вв. упоминаются золотые и серебряные сосуды. Средние слои населения пользовались более дешевой медной и оловянной посудой. Среди разнообразия форм сосудов были распространены кумганы, ендовы, братины и стопы или сулеи. По причине дороговизны металлической посуды основная часть населения не могла использовать ее в своем хозяйстве. Тогда для удовлетворения вкусов горожан московские гончары стали изготовлять глиняные сосуды поверхность которых благодаря лощению приобретала металлический блеск.

Транспорт

О способах и средствах передвижения в древней Москве можно судить по ряду находок обнаруженных при археологических раскопках. Простейшим видом передвижения в зимнее время были сани конструкция которых не менялась на протяжении длительного времени. При работах на Старом Гостином дворе были найдены остатки таких саней от которых сохранились оба полоза, “копылы” и основная рама. “Домострой” различает собственно сани – выездные и дровни – грузовые сани. Летом передвигались на телегах части которых в виде осей и колес также встречаются при раскопках в Москве. На телегах открытого типа перевозили грузы, а для передвижения знатных людей использовались закрытые возки в которых могли впрягать несколько лошадей. Интересно отметить, что размеры подков и удил свидетельствуют о меньших размеров самой лошади по сравнению с современными породами. Кроме телег и саней на Руси, среди дворянства, была распространена верховая езда. Московские летописи XV века презрительно отмечают, что ремесленник – гончар или плотник “и родився на лошади не бывал”.

Помимо конного транспорта для передвижения в зимнее время москвичи пользовались лыжами именуемых в древности “арта” (“рта”). Обнаруженные при раскопках лыжи представляют собой дубовые доски шириной 12,5 см с заостренным и загнутым кверху концом крепившихся к ноге с помощью носкового ремня. Длина таких широких и коротких лыж достигала 60 см. Однако существовали и другие конструкции лыж. При раскопках в Новгороде были найдены длинные (192 см) лыжи.

Из гладко обструганной и отполированной кости лошади изготавливали коньки. С помощью ремней продетых в круглые отверстия в боковой поверхности у носка и пятки такой конек крепился к ноге. В отличие от лыж конек не служил средством передвижения на дальние расстояния. На них скорее всего катались по речному и озерному льду.

Игрушки и игры

Помимо такой забавы как катание на коньках для детей изготавливались различные игрушки. Основным материалом использующимся для их изготовления служило дерево и глина. Из дерева изготовляли кукол, в которые играли девочки. Для мальчиков – будущих воинов существовало детское оружие (деревянные мечи, кинжалы, луки и стрелы) которые представляли собой уменьшенную копию настоящих предметов. Среди глиняных игрушек наибольшей популярностью пользовались фигурки коников и медведей часто встречающихся при раскопках. Для самых маленьких делались погремушки в виде полых шариков внутри которых находились камешки или кусочки глины и птички-свистульки.

Для состязательных игр использовались волчки и кубари которые запускали при помощи веревки или кнутика и затем поддерживали их вращение, а также деревянные и кожаные мячи. Деревянными шарами пользовались при игре в “касло”, (масло). Смысл этой игры заключался в том, чтобы загнать свой шар в чужую ямку и не дать закатить чужой шар в свою. Игральные кости изготовленные из путового состава крупного и мелкого рогатого скота использовались при игре в бабки. Поверхность костей покрыта точками и геометрическими знаками необходимыми для игры.

Частые находки шахматных фигурок изготовленных из дерева и кости свидетельствуют о широком распространении шахмат в Москве, так и в других русских городах, начиная с XIV в.