Смекни!
smekni.com

Москва - Петербург - Великое противостояние столиц (стр. 2 из 3)

Японский император Мутсухито, живший сто пятьдесят лет спустя Петра Великого, не был гением. Желая, чтобы японский народ усвоил технику Запада, он стал действовать также мудро и осторожно. В результате Япония за пятьдесят лет стала страной сплошной грамотности и догнала технически Европу. А в результате реформ "гениального" Петра Россия до сих пор не догнала Европу в таком размере, в каком догнала ее Япония.

Петра многие считают гением, но его "реформы" только исковеркали душу народа. Основав Санкт-Петербург, Петр прорубил окно в Европу. То самое окно, сквозь которое, благодаря "добрым намерениям" русской интеллигенции, провалилось все русское государство…

В чем же заключались на самом деле петровские преобразования?

Помимо западных наук Петр привез в Россию западное летоисчисление, немецкое платье. Он учредил над церковью гражданскую власть - Священный Синод, полностью подчинявший церковь государству, отменил патриаршество. Этим шагом Петр устранил со своего пути ревнителей русских традиций, коими всегда являлись митрополиты. Вместе с патриархом канули в лету и множество величавых обрядов. Зато множились ассамблеи, на кои теперь обязаны были являться и женщины, ранее ревностно оберегаемые от влияния улицы. В лавках открыто стал продаваться табак. А величавый славянский язык навсегда разошелся с гражданским русским и стал отныне лишь церковнославянским, что началось с ввода нового шрифта, уподобленному латинскому.

Признаком же образованности в ту эпоху считали даже тех, кто читал только "Ведомости", если он, кроме всего прочего, одевался и вел себя по западным обычаям. Среди них при этом были и такие, кто, зная несколько языков, ничего категорически не читал на своем родном. Показательно, что первыми действиями Петра после возвращения из-за границы стала отнюдь не созидательная деятельность. Молодой царь на первом же приеме самолично отстригал боярам бороды - пытаясь тем самым избавиться от этого символа ненавистной ему русскости.

***

К счастью, усилия Петра сделать из Москвы "образцовый европейский город" ни к чему не привели - уж очень сильны были традиции в первопрестольной, и уж очень занят был монарх своей новой "игрушкой" - северной Венецией, - времени на Москву оставалось немного. Единственное, что успел Петр - повелел содержать в порядке мостовые, что, однако, и к нынешнему времени еще далеко не везде исполнено. Еще одним нововведением Петра состояло в задумке избавиться от заборов, в избытке громоздящихся в столице. Указом от 1704 года дома предписывалось строить не внутри дворов, а по линии улиц и переулков, как это и было в большинстве европейских столиц.

Заборы - это была чисто московская традиция. Петербуржец Виссарион Белинский в середине XIX века заметил на городе печать "семейственности, разъединенности, особности: каждый живет у себя дома и крепко отгораживается от соседа". Высокий забор, плотно зашторенные занавески, затворенные массивные ставни, ворота на запоре, сердитый лай цепной собаки… Здесь на каждом шагу можно было видеть иллюстрацию к поговорке: "мой дом - моя крепость". Такая "крепостица" была самой заветной мечтой любого, самого бедного семейного москвича и признаком почтенного купеческого двора, особенно часто встречающегося в торговом Замоскворечье. Купечество, носившее "православную, от предков завещанную бороду", вообще было основой народонаселения Москвы.

Несмотря на такое затворничество, москвичи славились своим гостеприимством и хлебосольством. Обеды родственников друг у друга были хорошей традицией. В Москве вообще была сильна семейственность: даже приезжий, поселившийся в первопрестольной, мгновенно обзаводился кучей родственников посредством женитьбы. Родственные отношения ставились здесь очень высоко. Забыть поздравить кого-то из своей многочисленной родни с Днем ангела считалось страшным грехом.

Что же ждало Москву после того, как она стала провинциальным городом? Как же дальше складывались взаимоотношения двух столиц?

Вся бурная светская жизнь "по царскому велению" в одночасье переместилась в северную столицу. Здесь собралось все "передовое" дворянство. Основным времяпрепровождением местной "образованщины" было посещение балов, ассамблей и кунсткамеры. Петербург веселился, отдыхал и от скуки вынашивал прозападные революционные идеи. Дворцы заменяют ему соборы, праздные ассамблеи - скромный труд и тихие православные радости. Чужой город с нерусским именем завоевывал сердца и умы горе-патриотов.

Патриархальная Москва же для населения новой столицы, среди которого были Пушкин и Белинский, олицетворяла старую рухлядь по сравнению с облицованным мертвым, но блестящим камнем Петербургом. Наверное, таким же "старьем" кажется уютная комнатка с фарфоровой статуэткой на комоде и ситцевыми занавесочками на окошках хозяину квартиры с евроремонтом. Однако какую ностальгию порой вызывает вид этого "старья".

Труженица Москва продолжала работать, торговать, строить, прясть, ткать, ПРОСВЕЩАТЬ! По-прежнему здесь находились как главный университет страны, так и основные книгоиздатели. Ученость, любовь к искусству и таланты, по словам Пушкина, неоспоримо оставались на стороне Москвы.

А по смерти Петра заброшенная столица сделалась убежищем опальной аристократии, и эта аристократичность не преминула сказаться на облике города.

Долгое время после того, как в Питере уже вовсю господствовали западные нравы, Москва являлась центром славянофильства, сугубого патриотизма и очагом чисто русского направления мысли, а главным образом чувства самобытного и много в себе содержащего, отвергавшего почти все, что приходило к нам из "гнилого Запада". Жестокая убежденная сословность, при которой, несмотря на московское радушие, весьма строго соблюдалось правило: "Каждый сверчок знай свой шесток".

"Никто не дерзал курить на улице, студенты не решались, хотя оно было очень заманчиво, носить длинные волосы, блины можно было есть исключительно на масленице и в положенные для этого дни, посты строго соблюдались во всех классах населения. Религиозность достигала высокого уровня. Большие суммы жертвовались и назначались духовными завещаниями на церкви и монастыри" - писал в своих воспоминаниях Н.В. Давыдов.

Это продолжалось, увы, недолго. Европейский "сквозняк" из прорубленного Петром окна достиг Москвы во второй половине XIX века. На улицах стали свободно курить, рядом с косматыми студентами появились стриженные девицы.

***

Напоследок хочу предложить Вам отрывок из статьи П.А. Кошеля "КАК НАЧИНАЛСЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ", опубликованной в 3ем номере "Московского журнала" за 2003 год. Автор пытается произвести непредвзятую оценку роли каждой из столиц в истории России, основанной на мнениях известных деятелей петровской и послепетровской эпох.

***

Триста лет Россия живет с двумя столицами. Москву нередко противопоставляли Петербургу как город естественного развития, который возвысился над прочими русскими городами и стал столицей государства благодаря своему удачному географическому положению. А Петербург изображали как город, созданный исключительно волей Петра I в гиблой местности, вдалеке от ядра русского государства.

В традиционном русском самосознании столица должна была представлять собой средоточие политической активности, олицетворять экономическое благополучие государства, являться символом святости, духовности России. Петербург разрушал этот образ, разрывал его на составные части, предлагал совершенно иную модель центра.

Анатолю Франсу, восхищавшемуся Москвой и подчеркивавшему ту роль, которую Москва сыграла в русской истории, принадлежат слова: "Петербург можно было создать где угодно, а Москва создала Россию".

В противоположность этому мнению географы и историки указывают на неслучайность появления Петербурга именно у кpaйней восточной точки Балтийского моря. Петербург был построен у впадения в Финский залив короткой (всего лишь 74 км), но полноводной реки, на островах и берегах дельты. Здесь новый стольный град мог лучше всего служит!, новой политике России.

Петербург не просто сменил Москву на посту столицы. Он возглавил иную по сравнению с допетровской Русью державу - Российскую империю.

Французский энциклопедист Д. Дидро иронически сказал: "Чрезвычайно нецелесообразно помещать сердце на кончике пальца". Однако с включением в состав Российской империи Прибалтики, а после разделов Полыни -значительной части этой страны и еще позднее Финляндии Петербург в значительной мере утратил свою периферийность: он как бы скрепил новые территории, сделал их сферой своего влияния.

Сопоставление Петербурга и Москвы давняя тема. Дань ей отдавали не только потому, что Москва и Петербург сами по себе явно напрашивались на сравнение: здесь шел спор о путях дальнейшего развития страны.

Перенос столицы из Москвы в Петербург в начале XVIII века привел к тому, что Москва стала патриархальной, нацеленной на защиту ценностей допетровской Руси. Петербург же еще при жизни его создателя явился выразителем всего нового в момент, когда Петр I властной рукой "Россию вздернул на дыбы", чтобы "ввести ее в семью европейских народов". В русскую культуру и житейский обиход ворвались западноевропейские оценки и представления, со временем ставшие привычными для петербургского общества. Ассамблеи и фейерверки, бритые лица и новомодная одежда, "галантное" обхождение и выход женщин из теремов - все это медленно, но верно завоевывало себе гражданство и становилось образцом для всей России.