Смекни!
smekni.com

Москва: память о войне 1812 года (стр. 1 из 4)

Александр Романов

Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.

Я.П.Кульнев

1. Поклонная гора

Это пологий двухвершинный холм в междуречье Сетуни и Фильки, на Западе Москвы, вытянутый вдоль Кутузовского проспекта. Восточная вершина (высотой 166,6 м) отделенная от западной (171,5м) глубоко врезанной долиной реки Сетуни, исторически являлась стратегической высотой, удобной для обзора окружающей местности.

2 сентября 1812г. Наполеон тщетно ждал здесь депутацию с ключами от Кремля.

Вспоминаются стихотворные строки А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

С 1936г. Поклонная гора находится в черте города. В 1940-х гг. название Поклонная гора на картах было перенесено с исторической восточной вершины на западную; в 1987г. восточная вершина была срезана и в 300 м к югу от нее насыпали холм.

На Поклонной горе созданы парк Победы, в 1983—1995 гг. — мемориал Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. со зданием Центрального музея Великой Отечественной войны.

Рядом с Поклонной горой — площадь Победы, где расположена Триумфальная арка. Об истории ее создания и перемещения расскажем подробнее.

2. Триумфальная арка

В середине 1814г. к торжественной встрече возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном I русских войск у Тверской заставы (в конце нынешней 1-й Тверской-Ямской улицы) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной.

Составление проекта поручили архитектору Осипу Ивановичу Бове. Помощниками Бове были талантливые скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора.

Торжественная закладка арки состоялось 17 августа 1829г. В основании будущего памятника была доска с надписью: «Сии фриумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812г., — растянулась на 5 лет из-за недостатка денежных средств. Только 20 сентября 1834г. состоялось открытие этого своеобразного памятника.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936г. площадь Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали (бывшей улицы Горького — Ленинградского проспекта — Ленинградского шоссе).

Триумфальная арка была разобрана, богатое скульптурное убранство арки 38лет хранилось в филиале Музея архитектуры имени А.В.Щусева (на территории Донского монастыря).

В 1966г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте — задача не из легких. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора.

Скульпторы-реставраторы, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей — точных копий каждого восстанавливаемого элемента арки. Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с воинскими атрибутами.

Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной одежды Триумфальных ворот.

6 ноября 1968г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.

Лицевой стороной сооружение обращено к въезду в столицу. Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн коринфского ордера. Колонны были заново отлиты по образцу единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн размещены литые фигуры воинов в античных мантиях, но в древнерусских кольчугах, со щитами и копьями.

Над фигурами воинов укреплены горельефы: «Изгнание французов» (изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены) и «Освобождение Москвы» (русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором Георгий Победоносец, поражающий дракона, правую руку протягивает императору АлександруI, одетому в богатое платье римского цезаря). По всему периметру карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Поверх арки — колесница Славы с шестеркой коней. В колеснице стоит крылатая богиня Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком.

Над проезжей частью по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Одна включает слова М.И.Кутузова, обращенные к русским воинам в конце 1812г. На другой повторен текст закладной доски. Имена создателей, история сооружения и возобновления арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки.

Стены арки облицованы белым камнем. Общая высота сооружения — 28 м.

3. Музей-панорама «Бородинская битва»

В нескольких минутах ходьбы от Триумфальной арки к центру города расположено здание необычной архитектуры из стекла, металла и камня. Оно было создано менее чем за 19 месяцев по проекту архитекторов А.Р.Корабельникова, А.А.Нузьмина, С.И.Нучанова и инженера-конструктора Ю.Е.Аврутина.

Здание музея, расположенное на Кутузовском проспекте в доме № 38, было сооружено для экспонирования уникального произведения русского изобразительного искусства — панорамы «Бородинская битка», созданной выдающимся художником-баталистом Францем Алексеевичем Рубо.

Первая панорама Ф.А.Рубо — «Штурм аула Ахульго» — показывалась в Мюнхене, в Париже, а в 1896г. — на Всероссийской художественной и промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде. До наших дней панорама не сохранилась.

К 1904г. художник создал панораму «Оборона Севастополя». Она посвящена одной из памятных страниц русской истории — 11-месячной героической обороне Севастополя во время Крымской войны 1853—1856 гг.

Вершиной творчества художника явилось создание третьей панорамы — «Бородинская битва». Ф.А.Рубо с помощниками работал над ней с 1910 по 1912г. Панорама была написана к 100-летию битвы.

С 1912 по 1918г. панорама демонстрировалась в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах.

В связи с началом Гражданской войны демонстрация панорамы была прекращена, а деревянное, быстро ветшавшее здание вскоре снесли. Предметный план панорамы при этом пропал, а огромное полотно размером 115 м по окружности и высотой 15 м было навернуто на 16-метровый вал и находилось в таком состоянии не один десяток лет. Его перевозили с места на место, оно не всегда попадало в заботливые руки, находилось в различных, порой не приспособленных для хранения помещениях. В результате живопись сильно пострадала.

В 1949г. началось восстановление полотна. Группу реставраторов возглавили П.Д.Корин и И.В.Евстигнеев. Два года длилась дублировка — закрепление старого холста на новой основе — специально изготовленном холсте. На огромном столе в 64 м2 полотно вначале постепенно разворачивали, дезинфицировали, тщательно укрепляли красочный слой.

В 1961г. группе художников предстояло восстановить утраченные участки батальной живописи.

Спустя 50 лет единственный в своем роде живописный памятник был полностью восстановлен. Музей-панорама «Бородинская битва» открылся 18 октября 1962г., в дни празднования 150-летия Отечественной войны 1812г.

В центре здания музея — сооружение из стекла и алюминия цилиндрической формы, напоминающее барабан, высотой около 23 метров и диаметром 42 м. Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной части здания, украшены мозаичными панно по 75 м2 : «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русской армии и изгнание Наполеона» (художник Б.А.Тальборг).

На каменной ступени цоколя уложены трофейные орудийные стволы. Все эти 68орудий принадлежат разным государствам Европы, чьи войска входили в состав армии Наполеона. К панораме они были перенесены от стен Арсенала Московского кремля.

На белокаменном опорном кольце цилиндра главного здания панорамы высечены имена героев. Рядом с именами прославленных военачальников — Михаила Кутузова, Петра Багратиона, Барклая де Толли, Михаила Милорадовича, Алексея Ермолова — 18 фамилий храбрых вождей крестьянских партизанских отрядов, 50 имен и фамилий героев Отечественной войны 1812г., представителей всех слоев населения России.

Два небольших прямоугольных зала, расположенных в боковых крыльях здания. Их экспонаты знакомят с событиями Отечественной войны до и после Бородинского сражения.

За зданием панорамы — Кутузовская изба.

4. Кутузовская изба

На шестой день после Бородинского сражения русская армия по Можайскому тракту подошла к пригородам Москвы и расположилась лагерем вдоль ее западной границы, на участке протяженностью около 4 километров — от Поклонной горы до Воробьевых гор. Местность пересекалась глубокими оврагами, которые мешали передвижению конницы и артиллерии. Большой помехой была и Москва-река, имевшая в этом месте крутые, обрывистые берега. Позиция была открыта с правого фланга, но ее можно было обойти с левого. Это создавало опасность окружения русской армии.

В первой половине дня 1 сентября М.И.Кутузов сам осмотрел позицию и нашел ее невыгодной для сражения. Вернувшись в главную квартиру, размещенную в деревне Фили, в двух километрах от Дорогомиловской заставы, главнокомандующий распорядился созвать к 5часам дня совет.