Смекни!
smekni.com

Храмы-памятники Москвы (стр. 3 из 5)

Полная стоимость сооружения обошлась в 15 млн. 123 163 руб. 69 коп.[iii][3] Безусловно, храм, ставший кафедральным собором Московского митрополита, является наиболее выдающимся во всех отношениях мемориальным сооружением нового времени. Леса с храма были сняты в 1858 г., а освящение его состоялось 25 мая 1883 г. Высота храма составляла 48.5 саженей (103.5 м), площадь – более 1500 саженей (6823 кв.м), он вмещал более 10.000 человек. По случаю освящения храма в 1883 г. был издан Высочайший Манифест, в котором наиболее полно выражена идея мемориального благодарения, да и вообще идея памятника в православной отечественной традиции: "Да будет сей храм во все грядущие годы памятником милосердного Промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжелого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой не для завоеваний, но для защиты Отечества от державного завоевателя. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем перед Святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в делах их предков."[iv][4]

Вся тематика храмовой декорации подчинялась выражению мемориального содержания, будучи прямо или косвенно связана с темой войны 1812 года. Арсенал средств оказался необыкновенно богат. Приделы храма были освящены во имя небесных покровителей царей-храмоздателей – Александра Невского и Николая Чудотворца (Николай поддержал дело старшего брата). На южной стене в средней большой арке было помещено изображение Иконы Богородицы Смоленской, бывшей в войсках накануне Бородинского боя. В малых арках помещались изображения святых, во дни которых произошли сражения: Св. Роман Рязанский (сражение при Клясицах 19.07.1812г.); Св. Апостол Фома (у Тарутина 6.10.1812 г.); Св. Иоанн Креститель (при Малоярославце 12.10.1812 г.); Св. Иоанн архиепископ Новгородский (при Красном 5.11.1812 г.). Скульптурные композиции, разрабатывая библейские сюжеты, аллегорически мемориализовывали события Отечественной войны (Авраам и Давид встречаемые как победители). На северной стороне над аркой больших врат помещалась икона Богородицы Иверской, а в четырех малых арках – изображения Св. мученика Лаврентия (битва при Кульме 18.08.1813г.); Св. муч. Сергия (взятие Лейпцига 7.1071813 г.); Св. Григория Двоеслова (начало похода на Париж 12.03.1814 г.); Св. муч. Хрисанфа (взятие Парижа 19.03.1814 г.).

По углам были сделаны изображения сцен из русской истории, ощущаемых в параллели с событиями 1812 г.: Преп. Сергий Радонежский благословляет на битву князя Димитрия; Преп. Дионисий благословляет Минина и Пожарского. Перечисленные формы характерны для прежней храмовой мемориальной традиции. Неординарной же чертой явилось создание "мемориальной галереи" –коридора вокруг внутрихрамового пространства, в котором на 177 мраморных плитах были изложены в хронологическом порядке главные сражения войны, имена участников и другие сведения (время; место сражения; главноначальствующие; перечень частей; имена убитых и раненых офицеров; число убитых нижних чинов; имена отличившихся; отдельно – имена награжденных Орденом Св. Георгия). Мемориальные доски сообщали о выставленных в ополчение ратниках и о сделанных сословиями пожертвованиях во время войны. Всего на 177 плитах было вырублено св. 200 тыс. букв. На западной стороне храма была укреплена мемориальная доска следующего содержания:

ЗАВЕЩАНО ИМПЕРАТОРОМ

АЛЕКСАНДРОМ ПЕРВЫМ

ЗАЛОЖИЛ ИМПЕРАТОР

НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ

10 сентября 1839

при председателе Комиссии

Д.В.Голицыне

по проекту архитектора К.А.Тона

Аще не Господь созиждет дом,

всуе трудишася зиждущии.

ДОВЕРШИЛ ИМПЕРАТОР

АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ

ОСВЯЩЕН

ПРИ ИМПЕРАТОРЕ

АЛЕКСАНДРЕ ТРЕТЬЕМ

26 мая 1883

Окончен при председателе

Комиссии В.А.Долгорукове

архитекторами

Константином Тоном

и Александром Резановым

Как известно храм-памятник был взорван в 1931 году для строительства на его месте гигантского здания Дворца Советов –Вавилонской башни советской эпохи – а с 1990 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви начато возрождение храма.

Две замечательных мемориальных часовни были сооружены в память русско-турецкой войны 1877 – 78 гг. за освобождение Болгарии. 31 июля 1882 г. в самом центре города, на Моисеевской (ныне Манежная) площади, по инициативе Общества Поощрения Трудолюбия при Всероссийском Императорском Человеколюбивом Обществе в память убиенных солдат была заложена часовня Святого Благоверного Князя Александра Невского. По всероссийской подписке и кружечным сбором было собрано более 25 тыс. рублей, и проведен конкурс проектов. Первое место получил академик В.А.Косов, но для исполнения был принят более дешевый проект известного впоследствии московского архитектора Д.Н.Чичагова. Освящение состоялось 28 ноября 1883 года. В 1922 году, как указывает В.Ф. Козлов[v][5], к пятой годовщине революции часовня была снесена. Другой часовне, Плевенской, сооруженной чинами гренадерского корпусав честьосвобождения болгарского города Плевны от турок по проекту архитектора В.О.Шервуда (строил инж.-полковник А.И.Ляшкин) повезло больше – ее не тронули в советское время и даже обычно включали в списки достопримечательностей города. Инициатива ее установки исходила от воинов-гренадеров и Русского Археологического общества. Было собрано 50 тысяч рублей пожертвований. Заложили часовню 27 мая 1887 г. Освящение памятника 28 ноября 1887 г. (в десятую годовщину событий) сопровождалось проведением военного парада в присутствии генерал-фельдмаршала Великого Князя Николая Николевича старшего, Генерала-губернатора князя В.А. Долгорукова и Городского Головы Н.А. Алексеева. После торжественного молебна с проносом Иконы Иверской Божией Матери состоялся торжественный акт передачи памятника-часовни от военного ведомства – Москве. Часовня была выполнена в нетрадиционных формах и из нетрадиционного материала – чугуна. Она представляет собою восьмигранную пирамиду, напоминающую по форме воинский походный шатер, и увенчана шапкой Мономаха и 8-конечным крестом, пронзающим полумесяц. На гранях памятника отлиты картины-горельефы:

– Отец, благословляющий иконой сына-гренадера,

– Женщина (олицетворение Болгарии), склоняющаяся перед воином –освободителем;

– Русский воин и сдающийся турок;

– Зверства баши-бузуков

Внутри были установлены семь бронзовых досок с именами убитых и умерших от ран солдат и офицеров. Снаружи – надписи:

· "Товарищам Гренадерам, павшим в бою под Плевной 18 ноября 1877 г.";

· "В память войны 1877-1878 г.г. Плевна, Карс, Аладжа";

· "Больше сея любве никто же имать, да кто душу положит за други своя";

· "Всяко зерно падшее на землю, не оживет, аще не умрет."

Глубоко значим и выбор образов святых для оформления часовни: Александр Невский, Иоанн Воин, Николай Чудотворец, Кирилл и Мефодий.

К сожалению, сегодня мало известно о мемориалах Первой мировой (или Второй Отечественной, как она в то время называлась) войны. 20-го июля 1916 года, в самый разгар войны, в Москве, у Соломенной Сторожки (нынешний парк "Дубки") в присутствии Великой Княгини Елисаветы Феодоровны была торжественно освящена церковь во имя Св. Николая, сооруженная для 675-й Тульской пешей дружины, временно расквартированной там, и жителей района по инициативе командира дружины подполковника А.А. Модзалевского, на пожертвования офицеров, нижних чинов и местных жителей. Проект храма был составлен архитектором Ф.О. Шехтелем (снимавшим дачу неподалеку) для исполнения в дереве, в стиле древних северорусских храмов. Как отмечалось в одной из газет, "Этот храм является <...> первою в Россиии церковью-памятником переживаемых событий."[vi][6] Разрушенная в советское время, церковь заново отстроена и освящена в 1997 г.

Другой московский храм-памятник этой войны связан с Братским кладбищем во Всехсвятской роще – крупнейшим военным мемориалом, практически полностью уничтоженным при советской власти. В начале июля 1915 г. в Городскую Думу обратились с заявлением супруги А.М. и М.В. Катковы, потерявшие на войне двоих сыновей, и предложили соорудить храм на кладбище на свои средства на следующих условиях: 1) Храм созидается во имя Преображения Господня с приделами во имя Архангела Михаила и Андрея Первозванного; и 2) Храм должен быть построен по одобренному храмоздателями проекту архитектора А.В.Щусева. Сыновей звали Михаил и Андрей, а погибли они в канун праздника Преображения, 6 августа 1914 г. В первую годовщину кончины братьев-воинов была произведена закладка храма, приделы освятили 15 января 1917 г., а главный престол – в 1918 г. В день закладки состоялся молебен и Крестный ход, а в основание будущей церкви положили металлическую доску – "в память и первую годовщину смерти сыновей Михаила и Андрея, павших в славном бою с германцами в Восточной Пруссии"[vii][7] В 1950-х г.г. храм разделил судьбу разоренного в 1932 г. Братского кладбища.

Событием, отраженном в отечественной мемориальной культуре, стало и освобождение крестьян от крепостной зависимости Высочайшим Манифестом от 19 февраля 1861 года. В память обретения крестьянской свободы было начато строительство грандиозного собора АлександраНевского на Миусской площади в Москве. Собор должен был вмещать 6000 человек, стоимость строительства составила 1 млн.124 тыс. 715 рублей.[viii][8] Высочайше утвержденный Комитет по сбору средств на храм-памятник, будучи создан в 1861 году, просуществовал вплоть до 1917 г. Место строительства было торжественно освящено митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), закладка и начало осуществления проекта произошло 22 сентября 1913 г. Автором проекта был В.М. Васнецов, а руководил его воплощением архитектор А.Н. Померанцев. К моменту Октябрьской революции 1917 года храм был в основном окончен, но не отделан и не полностью освящен. В нижнем, освященном приделе Св. Тихона Воронежского регулярно служились панихиды по православным воинам на поле брани убиенным и почившим жертвователям. Прилегающая же улица (ныне Чаянова) получила наименование "Улицы 19 февраля".