Смекни!
smekni.com

Архитектурные памятники Кремля (стр. 4 из 4)

Под изображением империатрицы Анны Ивановны, на нижнем краю колокола, вылита надпись в круглом медальоне: "Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным".

Удивительно и орнаментальное убранство колокола. Это и легкий, изящный орнамент в верхней части, и два строгих пояса между изображениями святых с четким ритмом вертикально расположенных растительных гирлянд. В нижней части колокола - пояс из листьев аканта и пояс сложного по рисунку орнамента с крупными цветочными розетками.

Все орнаментальные мотивы исполнены свободно и уверенно, здесь, как и в портретах, в изображениях святых, чувствуется рука хорошего мастера.

Однако не все намеченное удалось осуществить, так как после пожара в Кремле в 1737 году работы по чеканке изображений и

орнаментов были прекращены и часть украшений остались необработанными.

К сожалению, имя скульптора, создавшего прекрасный декор Царь-колокола, было со времене забыто. В XIX веке упоминались лишь имена его помошников - мастеров пьедестального дела Василия Кобелева, Петра Кохтева, Петра Галкина и Петра Серебрякова. Восстановить имя сульптора помогли архивные материалы - им оказался Федор Медведев.

Еще раз к вопросу о подъеме Царь-колокола вернулись в 1836 году. Августу Августовичу Монферрану поручили поднять колокол из ямы и поставить его на пьедестал. По своему прямому назначению использовать колокол было уже невозможно из-за многочисленных повреждений, полученных почти сто лет назад во время пожара.

Для подъема Царь-колокола по приказу Монферрана вновь были установлены над литейной ямой деревянные леса с ситемой блоков, канатов и воротов. На возведение лесов и других сооружений ушло почти полтора месяца. Наконец настал день подъема. В Кремле собралась огромная толпа. Вот последовала команда, и заработали вороты, натянулись канаты. Вскоре огромный колокол показался из ямы. Но тут стало ясно, что он тащит за собой часть железной решетки, на которой так долго стоял. Несколько канатов не выдержали тяжести и лопнули. Монферрану ничего не оставалось, как прекратить дальнейший подьем колокола.

Большое мужество проявил один из мастеров, участвовавших в подьеме этого гиганта. Он спустился в яму, над которой висел на столь ненадежных канатах Царь-колокол, и соорудил для него бревенчатый помост. На этот помост осторожно опустили колокол.

Подъем Царь-колокола

в 1836 г

Монферрану и его помощникам пришлось позаботиться о новых канатах и об увеличении количества воротов. Ввиду большой тяжести колокола число воротов достигло двадцати.

Новый подъем колокола назначили на 23 июля 1836 года на 5 часов утра. На последние приготовления ушел примерно час, и в 6 часов 5 минут солдаты, занявшие свои места возле воротов, привели их в движение. На этот раз подъем Царь-колокола прошел успешно.Он занял всего 42 минуты 33 секунды.

Как только колокол был поднят над землей, яму, в которой он до того находился, накрыли бревенчатым помостом, который продолжили до самого постамента. На помосте, на деревянные полозья поставили деревянные тележки с катками и на них опустили колокол. С помощью большого числа солдат, вращавших вороты, колокол на катках передвинули к постаменту. 26 июля его установили на специально подготовленный восьмигранный постамент, где он стоит и поныне.

Восьмигранный постамент, выполненный по проекту А.А. Монферрана, сделан из блоков белого известняка и внутри сложен из красного кирпича. Все блоки связаны между собой железными скобами по горизонтальным рядам и кованными штырями по вертикали. Дополнительно постамент скреплен коваными железными полосами, верхние концы которых уходят в плоскость блоков.

На лицевой стороне постамента по распоряжению Монферрана была укреплена доска с надписью:"Колокол сей вылит в 1733 году повелением г-ни имп. Анны Иоановны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего г-ря имп-ра Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день".

Монферран, взявший на себя труд поднять из литейной ямы и

установить на постамент Царь-колокол, увенчал его специальным навершием. Навершие, покоящееся на "ушах" колокола, представляет собой шар, увенчанный золоченым крестом. Навершие было установлено уже после того, как колокол подняли на пьедестал.

Важным событием в истории этого выдающегося памятника русского литейного искусства стала его реставрация, впервые проведенная советскими специалистами в 1979-1980 годах.

Царь-колокол в дни

реставрации

(1980 г.)

Все работы по реставрации Царь-колокола выполняли специалисты Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. Постоянную консультацию оказывали им сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации. Немалую помощь оказали также научные сотрудники и реставраторы Кремля.

Летом 1980 года, когда в Москве проводились XXII Олимпийские игры, москвичи впервые увидели обновленный колокол. После реставрации он стал серебристо-белым, еще большую четкость и выразительность приобрел богатый орнамент памятника.

И сегодня правительство Москвы не забывает великого прошлого столицы, реставрируя главный колокол России.

Тысячи людей ежедневно приходят в Московский Кремль. Знакомясь с его достопримечательностями, они неизменно останавливаются возле Царь-пушки и Царь-колокола.Они - частица истории Кремля, Москвы, всего нашего государства. Они ярко и выразительно дополняют архитектурный облик Кремля, прославившегося во всем мире красотой и законченностью своего ансамбля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сознательно выбранная столь узкая тема реферата на самом деле достаточно полно отображает величие и могущество русского народа, его талант и трудолюбие, стремления и помыслы.

Уже в самих названиях Царь-пушка, Царь-колокол звучит желание превосходить, главентствовать, быть Царем, то есть первым в делах созидания. Появление Царь-пушки можно рассматривать и как символ укрепления, сохранения державы Российской. Ведь пушка такого размера и калибра вряд ли могла быть использована в качестве мобильного наступательного орудия, а вот в отражении внешних врагов столицы и государства сослужила бы великую службу.

Известный русский историк ХIХ века Алексей Федорович Малиновский считал, что: "Сие огромное орудие вылито на подивление простому народу и на устрашение приезжавших тогда в Москву татар."

Голос же Царь-колокола укрепил бы душу русскую в вере в Бога и Царя, слышен был бы он не только по Москве и окрестностям, но и по всей Руси великой.

Символичен и тот факт, что Царь-пушка была отлита на Московском Пушечном дворе и уже никогда не покидала сердца Москвы - Кремля и Красной площади. Царь-клокол же и вовсе был отлит в литейной яме, расположенной на территории Кремля.

Интересно отметить и факты, символизирующие единение двух русских столиц - Москвы и Петербурга. В "северной столице" находятся семь пушек, отлитых Чоховым, лафет для Царь пушки был отлит на заводе Берда в Петербурге, а известнийший архитектор А.А. Монферран, создатель величественного Исаакиевского собора, принимал живейшее участие в судьбе как одного, так и другого произведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Портнов М. Э.

Царь-пушка и Царь-колокол.-изд.

Московский рабочий, 1990г.

2. Малиновский А. Ф.

Обозрение Москвы-изд.

Московский рабочий, 1992г.

3.Московский Кремль. М., 1990г.