Смекни!
smekni.com

Культура Москвы XIV—XV вв. (стр. 2 из 5)

Первый каменный собор на Москве был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Культ Богородицы на Руси был одним из самых почитаемых и относился ко времени принятия христианства киевским князем Владимиром Святославичем. Построенная по его воле в Киеве Десятинная церковь была тоже посвящена Пресвятой Богородице. Успенский собор Ивана Калиты по своему значению был близок Успенскому собору во Владимире. Однако, архитектурным образцом ему послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, построенный незадолго до Батыева нашествия. По нему и можно судить о примерном облике несохранившегося московского храма. Это было трехпритворное, крестообразное по форме, трехапсидное и четырехстолпное здание, увенчанное одним куполом.

Успенский собор в Москве стал усыпальницей святого митрополита Петра. Самому митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. Церковь-придел имела еще одно скрытое значение. Она стала памятником важному событию: в 1328 г. после разгрома татарами восставшей Твери Иван Калита получил ярлык на великое княжение владимирское.

Необычную форму для имела церковь Иоанна Лествичника. Это было башнеобразное сооружение, в котором храм и колокольня представляли единое целое.

В древнерусской традиции были выстроены Спасский и Архангельский соборы. Они относились к так называемому крестово-купольному типу: небольшие по размерам, кубической формы, четырехстолпные с одной венчающей главой. Оба собора стали усыпальницами. Архангельский – для князей Московского дома, Спасский – для княгинь и отдельных представителей знати. С постройкой Спасского собора ближе ко дворцу был перенесен и сам Спасский монастырь, стоявший там же в Кремле. Учреждение придворного монастыря было давней владимирской традицией, известной со времен князя Андрея Боголюбского. Посвящение собора Христу Спасителю (Спасу) обосновывалось как традицией, так и политической ситуацией. В самом конце XIII века при князе Михаиле Ярославиче в Твери был построен Спасский собор. Возможно, по замыслу московский Спасский собор должен был превзойти своего тверского собрата. Архангельский собор был посвящен покровителю русского воинства и московских князей Михаилу-Архангелу, и в то же время являлся памятником канонизированному Михаилу Черниговскому, замученному в Орде еще при Батые. Культ князя-мученика был почитаем не только на Юге Руси, но и на ее Северо-Востоке, особенно в Ростове, где правили его потомки. Так Иван Калита проводил еще одну линию своей политики. По его замыслу каменное строительство в Москве должно было превратить ее в духовный центр всей Руси.

После постройки Архангельского собора крупное каменное строительство на Москве замирает и возобновляется только при Дмитрии Донском. Причем активность в этом проявляет уже митрополит всея Руси. При Преемнике Феогноста митрополите Алексии центр русской митрополии окончательно закрепляется за Москвой. В 1365 г. митрополитом Алексеем в Чудовом монастыре был заложен и через год построен новый каменный собор во имя чуда Архангела Михаила. И монастырь и собор посвящались одному чуду, совершенному в “Хонех” Архангелом Михаилом. По легенде в “Хонех” Фригийских Архангел спас монаха Архипия от язычников, пытавшихся затопить церковь. Таким образом, покровитель княжеской власти становился и хранителем церкви. Выстроенный собор был традиционной формы: трехзакомарный, четырехстолпный с одной главой. От других кремлевских соборов его отличали необыкновенно большие по тем временам размеры. Роль, которая отводилась митрополитом Чудову монастырю и собору, определилась в последующее время. В 1377 г. здесь был похоронен сам Алексей. Факт примечателен тем, что усыпальницей митрополитам служил Успенский собор. А в конце XIV века в монастыре были захоронены еще два высших церковных иерарха: епископ Евфимий Тверской и Матвей Гречинин митрополит Андреанопольский.

Во второй половине XIV—начале XV вв. крупного каменного строительства в Москве не велось. Были построены лишь домовая княжеская Благовещенская церковь и дворцовая Рождества Богородицы. Последнюю возвели стараниями вдовы Дмитрия Донского великой княгини Евдокии Дмитриевны. Ее участием началось строительство и Вознесенского собора в одноименном монастыре у Фроловских ворот Кремля. Захоронением в Вознесенском соборе великой княгини-вдовы в 1407 г. началась история новой усыпальницы княгинь и цариц московского дома. С Благовещенской церкви в московской архитектуре возобновилась традиция украшать соборы каменной резьбой.

Упадок каменного строительства в конце XIV в. в самой Москве благоприятно отразился на распространении московского архитектурного стиля и традиций в великокняжеских и удельных городах Московского княжества: Коломне, Серпухове, Звенигороде, Можайске. В первой половине XV века наступает подъем монастырского каменного строительства: Спасский собор в Андронниковом монастыре, Троицкий в Сергиевом и др.

В первой половине XV века в московском зодчестве наступает период реставрации, при котором полным ходом идет перестройка и обновление старых каменных зданий. Начатый при великой княгини Евдокии, Вознесенский собор достраивается и обновляется великой княгине Софьей Витовтовной, а затем и великой княгиней Марией Ярославной. В 1431 г. был разобран и перестроен заново собор Чуда Архангела Михаила. Новый храм был немного ниже предыдущего, но зато просторным и украшенным, как отметил летописец. Есть сведения о перестройке Владимиром Ховриным церкви Воздвижения. Сама церковь была построена еще раньше, но затем пострадала при пожарах и землетрясении 1445 г. В 1450 году повелением митрополита Ионы из камня строятся уже жилые палаты. Чуть позднее, в 1475 г., митрополит Геронтий строит на своем дворе кирпичную палату на каменных подклетах. Летопись зафиксировала церковное строительство как близ великокняжеского двора, так и на монастырских подворьях в Кремле. Это строительство заключалось в перестройке деревянных церквей в каменные. Так преображаются церкви Введения Богородицы на Симоновом подворье, церковь Богоявления на Троицком, церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

Вершиной московского зодчества, подводившей итоги прошедшего времени, являлась деятельность архитектора, строителя и подрядчика Василия Дмитриевича Ермолина. Его можно поставить в ряд первых московских зодчих, имена которых сохранили источники. К числу первых его построек относится церковь Святого Афанасия во Фроловских воротах. Тогда же, в 1462 г., он возглавляет перестройку стен Московского Кремля. Новые стены возводились по старому фундаменту на участке от Свибловой башни до Боровицких ворот. Наибольшую славу Василий Ермолин приобрел как реставратор старомосковской архитектуры. В 1467 году им был обновлен собор Святого Вознесения, того самого, что был заложен еще великой княгиней Евдокией. Некоторые подробности “обновления” были изложены летописцем, по всей видимости, современником. Василий Ермолин отверг первоначальный замысел полной разборки собора и возведения его заново. По его решению из стен собора был изъят обгорелый и треснутый камень и разобраны грозившие падением своды. Удаленные детали были заменены новыми обтесанными камнями и обожженным кирпичом. Заново были переделаны и своды. Такие работы в московском строительстве проводились впервые и заслужили одобрения великой княгини Марии Ярославны.

Строительную и реставрационную деятельность Василий Ермолин проводил и за пределами Москвы. В Троицком монастыре им была построена каменная трапезная. Во Владимире он “обновил” церковь Воздвижения и надвратную церковь на Золотых воротах, построенную еще в XII веке. В Юрьеве-Польском Ермолин восстановил Георгиевский собор XIII в., причем восстановлена была в прежнем виде и каменная резьба развалившегося здания. С Василием Ермолиным было связано и установление двух каменных фигур Святых Георгия и Дмитрия на Фроловской башне московского Кремля.

Деятельность московского архитектора прекратилась внезапно. В 1472 г. ему доверили разборку старого и возведения нового здания Успенского собора. По неизвестным причинам у Ермолина возник спор со вторым “предстателем” Иваном Головой. Спор был решен митрополитом в пользу последнего. Княжеский архитектор, а таковым был Ермолин, был отстранен от работ и исчез со страниц московских летописей.

Литература и летописание

Повышение политической значимости Москвы и ее развитию как литературного центра Руси. Особого взлета московская литература достигает на рубеже XIV—XV вв., когда настала пора подведения итогов предшествующего времени и начался процесс художественного осмысления бурных событий эпохи Куликовской битвы. Уже в самом начале вместе с описанием героических событий недавнего прошлого в литературных произведениях Москвы ставились задачи и политического характера: прославление московских князей, освещение роли митрополитов в деле объединения Руси и борьбы с ордынским игом, обоснование московского пути “собирания земель”. Одним из первых, кто взялся за авторское и редакторское перо и поставил к разрешению такие задачи был митрополит Киприан. С ним и его литературным кругом было связано создание двух произведений, основой которым послужили памятники предшествующего времени – Житие святого митрополита Петра и Троицкая летопись. Сам митрополит не чуждался литературного труда. Известны его греческие переводы и послания некоторым церковным иерархам.

Первое житие митрополита Петра было написано еще во времена Ивана Калиты и, судя по всему, по его заказу. Авторство его точно не установлено. Предполагается, что автором мог быть ростовский епископ Прохор, сподвижник и очевидец последних деяний Петра, или какой-нибудь неизвестный писатель, близкий к митрополиту и великому князю. Написанное им тогда Житие больше походило на краткую биографическую запись, предназначенную скорее для церковного поминания, чем для чтения. В редакции Киприана Житие превратилось в высокохудожественное произведение, отягощенное литературным украшательством с выражениями похвал умершему митрополиту. Житие обнаруживает много сходства в биографиях Петра и Киприана: трудности и самоотверженность на пути к митрополичьему престолу, борьба с соперниками, интриги врагов, успешное достижение цели. Под пером Киприана святой Петр становится основоположником московской государственности, ему приписывается пророчество будущего возвышения Москвы, совет Ивану Калите о постройке Успенского собора и желание быть в нем погребенным.