Смекни!
smekni.com

Подземные арсеналы 1930-х - 1950-х годов (стр. 4 из 4)

Помнится, еще в школьные годы меня на этой станции удивляли крупномасштабные изображения святых ликов на древнерусских хоругвях по соседству с Лениным на красном знамени. При этом забавляло обилие разноцветных коней - белый, черный, черный в белых пятнах и даже красный, - изображенных с большим мастерством и любовью. Чего нельзя сказать о двух последних панно, тех, где Ленин на кумачовой трибуне и пучеглазая родина-мать(?),

сжимающая в шварценеггеровской длани одновременно и серп, и молот. К их созданию, правда, Павел Корин отношения не имел. Кстати, шикарное изображение ордена Победы в нижнем зале длиннющего четырехленточного перехода с радиуса на кольцо затмевает похожую композицию на "Семеновской" напрочь.

Станция "Белорусская-кольцевая" была открыта одновременно с "Комсомольской" 30 января 1952 г. Военная тема представлена здесь уже упоминавшейся скульптурной композицией "Партизаны" в переходе на "Белорусскую-радиальную".

Так же , как и партизаны Манизера в Измайлове, эти сжимают в руках личное оружие, однако авторы композиции - скульпторы Орлов, Слоним и Рабинович - оружие изобразили не слишком тщательно: кожух ствола ППШ у молодого человека как будто позаимствован у дегтяревского ППД-40. В среднем зале самой станции одна из 12 флорентийских мозаик в потолочных плафонах изображает партизан, лобызающих красный флаг и демонстрирующих таким образом верность родине. Трое из пятерых вооружены опять же ППШ с дисковыми и коробчатым магазинами.

Кстати, при ближайшем рассмотрении герб на красном знамени по форме напоминает герб БССР (в плафоне у нового выхода). Привет независимым братьям-славянам из полувекового прошлого...

Подземный зал "Краснопресненской" не только названием напоминает о декабрьском восстании 1905 года: в отделке станции нашел применение мрамор радикально красного цвета. На рельефах центрального зала (девять датированы 1905-м годом, пять - 1917-м) изображены рабочие-дружинники, матросы, комиссары, а также женщины и подростки. Мужчины вооружены в основном трехлинейными винтовками, преимущественно со снятыми штыками, хотя кое-где штыки сохранились.

Некоторые рабочие держат наготове ручные гранаты, имеется один, ухвативший револьвер системы Нагана. Есть очень крепкий физически матрос, что держит обеими руками пулемет "Максим" (а это более 20 кг вместе с охлаждающей жидкостью), даром что без станка. По соседству - революционер с трехлинейкой, но в перекинутой через плечо ленте - патроны калибра не меньше чем к винтовке Бердана (10,67 мм или 4,2 линии). Юношам и женщинам оружия, видимо, не хватало, а может, революционеры не доверяли, и вот напротив - драка: увидела боевая дама у мальчишки ружье и давай его отнимать-выхватывать...

Всех входящих на станцию "Краснопресненская" прямо на улице приветливо встречает каменный боевик с пачкой прокламаций в руке. Сеет, так сказать, разумное, доброе, вечное. А заодно, видимо, для аргуметированного разъяснения текущего политического момента и доступного подкрепления печатного слова, молодой человек приготовил ручную гранату. От пытливого взгляда не скрывается неточность: дело в том, что в 1905 году еще не было таких гранат, с дополнительной насеченной оболочкой ("рубашкой"), увеличивающей число осколков. Бузотеры бросали в солдат и полицейских самодельные бомбы. Не учел скульптор Зелинский А.Е. сего факта...

Не бедна изображениями холодного и огнестрельного оружия и станция "Киевская-кольцевая", пущенная в эксплуатацию 14 марта 1954 г. Здесь все это изобилие растет на восемнадцати смальтовых панно работы художника Мызина, украшающих центральный зал. Подчиняясь идее историзма, действие начинается с Переяславской рады ("Запорожцы" пишут письмо "Мерседесу") и завершается послепобедными народными гуляниями на Крещатике и Красной площади.

Соответственно этому виды личных вооружений эволюционируют от пик, сабель и дульнозарядных мушкетов Полтавской битвы до старых знакомых трехлинеек (в виде пехотной винтовки с отсоединенным штыком) и ППШ.

Количество персонажей станционных мозаик, как вооруженных, так и безоружных, практически приближается к количеству пассажиров на станции в часы пиковых нагрузок. А с торцевой стены на всю эту толчею лукаво взирает мозаичный Ильич.

* * *

Станции, открывавшиеся с конца пятидесятых годов, практически не имеют военно-оружейного украшения. Это относится и к глубоким, и к мелким, и, тем более, к наземным станциям. Пятнадцать лет в архитектурной отделке метро, как и вообще в советской архитектуре, царствовали однообразие и стандартизация в самом плохом смысле этого слова, называвшиеся борьбой с украшательством и излишествами. Сдвиги наметились лишь в семидесятых годах, когда сооружения подземки вновь начали получать индивидуальное оформление. При этом оружейные изображения на станциях 1970-х - 1990-х годов случайны и практически всегда приблизительны, напоминая подчас детские рисунки, как на декоративных вставках путевых стен станции "Кузнецкий мост".

Подобные картинки с запечатленным холодным или огнестрельным оружием можно увидеть, например, на станциях "Улица 1905 года" (смальтовая мозаика наземного вестибюля), "Нагатинская" (мозаика флорентийская), "Каховская" (чеканка по алюминию), "Севастопольская" (снова мозаика), "Дмитровская" (чеканенный алюминий под медь). По-видимому, та же условно-примитивистская манера прорисовки различных военизированных изображений будет иметь место и в оформлении станций "Парк Победы", две из которых намечены к открытию 9 мая 2003 года (журнал "Метро" № 2 - 2000 г.). Что ж, откроется - увидим...

Открылась, увидели. Еще раз сравните с тем, что как бы планировалось.

И дело не в различии формы пилонов и цветовой гаммы, а в изощренном издевательстве самовлюбленного Зураба над всеми нами, местными жителями. Вместо гусар в киверах и двуглавых орлов мы лицезреем каких-то упитанных заговорщиков в орденах и эполетах, что, видимо, исчерпывающе символизирует первую Отечественную войну и ее героев. Но это еще ничего. Панно в торце среднего зала другой станции - от це да! Более имбецильных выражений лиц, чем у героев-освободителей, и представить себе трудно.

Право, лучше б был сооружен привычный витраж с мужиком на белой кобыле, топчущей вражеское железо (художник Кузнецов А.Н.). Но с другой стороны, винтовки и ППШ у Церетели изображены довольно точно. Может быть, мы становимся свидетелями зарождения новой фазы военно-оружейной изобразительности в метро... на фаянсовом фоне.

Михаил Пафнутьев