Смекни!
smekni.com

Особенности "итальянизмов" в московском каменном зодчестве рубежа XVI-XVII вв. (стр. 2 из 3)

Выше в качестве главной особенности памятников круга Вознесенского собора мы выделили их непосредственное обращение к архитектуре Архангельского собора. Однако было бы ошибкой не видеть их связи с зодчеством 1560-х-1570-х годов. Само обращение к Архангельскому собору в этих постройках, созданных в монастырях, находившихся под особым царским покровительством, или в дворцовых селах, во многом порождено художественными представлениями этого периода. В 1560-1570-е годы в двух резиденциях Иоанна IV строятся придворные храмы, ориентированные на разные прототипы. Их объединяет то, что они ориентированы на памятники, в которых содержится глубокий и широкий итальянизирующий "слой", - обстоятельство, которое нельзя объяснить только идейным или символическим содержанием выбранных образцов. Это говорит об определенных представлениях того времени, о том, каким должен быть художественный язык дворцовой архитектуры32. О сложении подобного языка в 1570-е годы в постройках, созданных по царскому заказу, свидетельствует распространение форм "московско-александровского" круга далеко за пределами этого региона. В 1572 г. после посещения Кирилло-Белозерского монастыря Иоанном IV с царицей Марией Темрюковной и сыновьями Федором и Иоанном, в нем строится по царскому заказу церковь Иоанна Лествичника с приделом Федора Стратилата33. Ниши на большинстве пилястр- мотив, не находящий аналогии в белозерском зодчестве, представляют собой не что иное, как филенки в два уступа. Профилированные филенки с килевидным завершением появились и в простенках святых ворот. В начале 1570-х годов сложился особый архитектурный язык, особая архитектурная традиция дворцовой архитектурной школы, созданная на более широком использовании "итальянизмов", чем в предшествующие эпохи. Художественный язык этого зодчества целиком основан на переработанных, прошедших длительный путь ассимиляции формах Архангельского собора и других построек первой четверти XVI в.

В храмах круга Вознесенского собора эти традиции трансформировались в иное качество, в отличие от предшествующего периода они непосредственно ориентированы на Архангельский собор, и впервые приблизились к копированию его деталей. В этом и заключается основное качественное отличие построек круга Вознесенского собора от архитектуры 1560-х- 1570-х годов. Через постройки 1560-х-1570-х годов в архитектуру был вовлечен новый пласт итальянских деталей, не переработанных еще в местной традиции, но ставших обиходным языком памятников в конце XVI в. особенно в постройках, сооруженных по государственным заказам, о чем говорит архитектура собора Спасского монастыря в Казани (рис. 6)34. Этот архитектурный язык и стал основой для формирования фасадных декораций храмов, не связанных непосредственно с Архангельским собором, составляющих большинство среди построек рубежа XVI-XVII вв. Таким образом, в архитектуре московских памятников, связанных с использованием "итальянизмов", в конце XVI в. нужно различать два источника: царские постройки Александровой слободы и Московского Кремля 1560-1570-х годов и Архангельский собор. Важно отметить, что постройки второй группы, за исключением церкви, сооруженной Симеоном Бекбулатовичем в селе Кушалино, так или иначе связаны с годуновским заказом. Это храмы, воздвигнутые или в монастырях, пользующихся особым покровительством Ирины Годуновой и семьи Годуновых (Вознесенский собор и Троицкий Болдина монастыря), или в усадебных подмосковных постройках Бориса Годунова (Вяземы и Хорошево). Обращение к Архангельскому собору как к образцу было связано с тем символическим содержанием, которым наделялись формы Архангельского собора как царской усыпальницы в представлениях конца XVI в., служившие в этих постройках выражением программы заказчика. К первой группе принадлежат памятники, построенные по государственному заказу и заказам богатых вотчинников. Но если тип декорации памятников круга Вознесенского собора нельзя назвать распространенным и он характерен только для эпохи Феодора Иоанновича, то тип построек круга собора Пафнутьево-Боровского монастыря становится обиходным и его упрощенные вариации начинают широко распространяться.

Примечания

1 Булкин В. А. Итальянизмы в древнерусском зодчестве XVI в. Дис. на соиск. учен. степени канд. искусствоведения.-Л.: 1975.

2 Представления об Архангельском соборе как об основном источнике "итальянизмов" архитектуры рубежа XVI-XVII вв. наиболее характерно проявились в атрибуционных работах. В них постепенно сложился круг памятников (собор Боровского монастыря, церкви Троицы в Хорошеве, Троицы в Вяземах, Бориса и Глеба в Борисове), приписываемых одному мастеру, находившемуся под влиянием алевизовской архитектуры. - см.: Машков И. Доклад об обследовании собора Боровского монастыря.-В кн.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников, т. IV.-М.: 1912; Ильин М. А. "Усадьбы Годуновых". - В сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5-6,-М.; 1928; Раппопорт П. А. Зодчий Бориса Годунова.-В кн.: Культура Древней Руси.-Л.: 1966.