Смекни!
smekni.com

Китайский сорок (стр. 2 из 4)

В 1550 году, после пожара, Успенский собор был покрыт медной кровлей. В XVII веке, при царе Михаиле Федоровиче, по всей видимости, переделывались своды собора и могла быть изменена форма глав.

Собор внутри представляет собой огромный зал с невысокой алтарной стеной. Множество узких окон в стенах и барабанах куполов наполняют его светом.

В 1514 году собор изнутри был украшен стенными росписями. В 1642 году его расписали заново. В XVIII и XIX веках стенопись неоднократно возобновлялась.

Успенский собор - главный храм Московского государства - стал образцом, которому подражали строители во многих городах и монастырях России до конца XVII века.

В 1449 году Собор русских святителей впервые самостоятельно, без константинопольского патриарха поставил митрополитом всея Руси рязанского епископа Иону. В день христианского праздника Положения ризы Богородицы 2 июля 1450 года Иона заложил на своем митрополичьем дворе, у западной стены Успенского собора, церковь Ризположения. Вероятно, строительством этого храма была отмечена независимость русской православной церкви, ставшей во главе восточного славянства.

В 1484-1486 годах церковь Ризположения, разрушенная пожаром, была восстановлена псковскими мастерами. Ее сложили из кирпича, украсили белокаменными деталями. Своды опираются на 4 внутренних квадратных столба. Световой барабан купола - на восьмигранном постаменте. Наружные стены разделены лопатками на три неравные части: средняя - шире боковых, поэтому и высота средних закомар больше. Форма закомар, характерная для московских храмов - килевидная. Стены украшены поясом из балясинок и растительного орнамента, выполненного из обожженой глины - терракоты. На барабане главы тоже украшения - валики и пояски киотцев, поребрика, бегунца. Та роспись стен, которая сохранилась до наших дней, была выполнена в 1644 году. Последние реставрации, проведенные в 1918-1920,1929-1930 и 1946-1960 годах, возвратили церкви Ризположения ее первоначальный вид.

Благовещенский собор - домовый храм великого князя - строился одновременно с церковью Ризположения - домовым храмом митрополита. Работы вела одна и та же артель псковских строителей. Белокаменный подклет прежней церкви расширили и укрепили белым камнем и кирпичной кладкой. На нем возвели квадратный в плане с тремя апсидами собор, увенчанный тремя световыми главами - центральной и двумя восточными. Собор с трех сторон был окружен крытой галереей - "гульбищем" - со сходом на Соборную площадь. Стены разделены вертикальными лопатками и завершаются килевидными закомарами, а по горизонтали украшены аркатурным поясом на колонках. Такой же поясок проходит по полукружиям апсид и вокруг барабанов глав. Основание барабана центральной главы окружено еще и кокошниками - ложными килевидными закомарами. По верху барабанов проложены пояса полукруглых впадин (киотцев), поребрика и бегунца, типичных для псковских храмов.

В 1562-1564 годах на сводах галереи по углам были сооружены 4 придела с луковичными главками, тогда же поставили и 2 "глухие" главы над сводами собора. Главы и крышу собора покрыли медью и позолотили. В соборе яшмовый пол редкой красоты, он перенесен сюда в середине XVI века из собора Ростова Великого. Иконостас-древнейший из многоярусных. Сохранились даже первоначальные иконы начала XV века и иконы, написанные мастерами XVI века.

Церковь Михаила Архангела, построенная еще при Иване Калите, в память избавления от великого голода 1332 года, за 172 года стояния обветшала, а поэтому в 1505- 1509 годах на ее месте итальянский зодчий Алевиз Новый выстроил Архангельский собор. Он стал некрополем московских великих князей и царей.

В основе строения традиционная крестово-купольная система с шестью почти квадратными пилонами, опорами, несущими крестовые и цилиндрические своды, но снаружи храм получил модный ренессансный наряд. Закомары отделены от плоскости стен венчающим карнизом, и таким образом превращены в декоративные кокошники, тимпаны кокошников украшены венецианскими раковинами. Лопатки превращены в пилястры с легкими капителями. Подчеркнутое главенство вертикальных линий придает зданию стройность.

Галерея, окружавшая собор с трех сторон, была разобрана в XVIII веке. С южной стороны в 1 773 году поставили контрфорсы, потому что там появились трещины из-за осадки здания. Осадка началась при подготовке строительства Большого дворца при Екатерине II.

К собору были пристроены у северной апсиды - Покровский придел, у южной - Иоанна Предтечи.

В Архангельском соборе под плитами пола 46 гробниц (в некоторых из них по 2-3 захоронения). В соборе похоронены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III. Последним там был похоронен Иван Алексеевич - брат Петра I.

История ансамбля колокольни Ивана Великого такова. В 1329 году Иван Калита построил каменную колокольню-церковь в честь рождения сына, будущего царя Ивана II, церковь получила имя Ивана Лествичника. К началу XVI века она обветшала, ее разобрали и в 1505-1508 годах итальянский мастер Бон Фрязин выстроил двухъярусную восьмигранную колокольню с куполом наверху. В первом ярусе колокольни была церковь Ивана Лествичника. Колокольня, вероятно, служила и дозорной вышкой. Фундамент, цоколь, карнизы и украшения сделаны из белого камня, стены и своды - кирпичные. Внутри стен для прочности заложены железные связи.

Рядом с колокольней итальянский зодчий Петрок Малый в 1532 году начал строить четырехярусное здание церкви со звонницей наверху. Закончили постройку русские мастера в 1552 году. Церковь была названа Рождественской. Вверху здания находилась открытая звонница, и в центре возвышался барабан с небольшим куполом. Все строение лишь немного уступало по высоте колокольне Ивана Великого.

В 1599-1600 годах по приказу Бориса Годунова столп колокольни Ивана Великого был надстроен третьим ярусом, о чем сделана надпись в верхней части барабана купола золотыми буквами на синем фоне:

"Изволением святые Троицы, повелением великого господаря, царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца, и сына его благоверного великого господаря царевича и великого князя Федора Борисовича всея Руси, сии храм свершен и позлащен во второе лето господарства их 108(1600)".

Лжедмитрий приказал уничтожить эту надпись. При Петре I надпись была восстановлена.

В 1624 году по заказу патриарха Филарета к Петроковской звоннице с севера приделали пятиярусную пристройку с колоколами в пятом ярусе и восьмигранным шатром наверху. В 1812 году Петроковская звонница и Филаретовская пристройка были взорваны французами, а в 1814-1815 годах восстановлены архитектором И. Жилярди в стиле классицизма.

Внутреннее устройство православного храма

Строение в плане обычно имеет вид креста или прямоугольника, разделенного внутри опорными столбами на продольные помещения - нефы, или круга. Сверху здание завершается куполом с крестом. Купол может быть один или несколько: три, пять, семь и даже тринадцать.

Церковь внутри делится на три части: алтарь, средняя часть, или собственно храм, и притвор.

Алтарная часть расположена всегда в восточной стороне храма, обычно в полукруглой апсиде, и отделена от средней части иконостасом - сплошной дощатой доходящей почти до потолка стеной, с иконами в несколько ярусов.

В алтаре центральное место занимает престол, он имеет форму куба. За ним находится небольшое возвышение - "горнее место" для епископа. Слева от престола, в северной стороне алтаря, стоит жертвенник - стол, на котором готовят дары к святому таинству. Справа от престола - ризница, где хранятся одежды священнослужителей, и где они в них облачаются.

В иконостасе обычно три двери. Средние называются "царскими вратами". Они открывают вход к престолу. Через них во время литургии (богослужение, которое проводится до обеда) выносят святые дары. Слева - северные двери, справа - южные.

Алтарная часть и иконостас расположены на небольшом возвышении, которое выдвинуто к середине храма и называется солея. Средняя часть солеи, та, что перед царскими вратами, называется амвон. Отсюда произносят молитвы, проповеди, читают Евангелие. Во время чтения Евангелие кладут на налой (аналой) - переносный столик с наклонной поверхностью. Боковые части солеи - клиросы. У клиросов ставят хоругвь - знамя православной церкви. На клиросах, слева и справа, располагаются певчие.

Средняя часть храма - собственно храм. Здесь православные обыкновенно стоят во ремя богослужения. У западной стены средней части в помещении второго яруса, на галерее, открытой в храм, устраивались хоры. Отсюда слушали богослужение знатые прихожане.

Притвор - западная часть храма, обычно отделенная глухой стеной. Отсюда вход в храм. К притвору часто пристраивают крытую, иногда обнесенную стенами площадку, ее называют папертью.

Приделы - дополнительно пристроенные юмещения с алтарем и с престолом. Они позволяют служить в храме литургию дважды и трижды, не нарушая древнего правила, по которому разрешается служить на одном престоле только одну литургию в течение суток.

Церковь обычно называют по имени святого или в честь праздника, которому посвящен главный престол, но иногда ее называют и по приделу. Так в китайском сороке, например, есть широко известный собор Покрова Богородицы, что на Рву. Его главный престол посвящен празднику Покрова Богородицы, но храм этот чаще называют по приделу - собором Василия Блаженного.

Предметы для богослужения