Смекни!
smekni.com

Стены и башни Московского Кремля (стр. 2 из 3)

Марк Фрязин начал также работы на восточной стороне. Летописи сообщают, что он "заложи" Никольскую и Фроловскую (Спасскую) башни. В 90-х годах XV века руководство строительством стен перешло к Пьетро Антонио Солари (Петру Фрязину) из Милана. В 1490-м году Солари выстроил с западной стороны проездную Боровицкую башню, а также стену между нею и Свибловой башней. С 1490 по 1495 годы на северо-восточной стороне одна за другой поднялись Константино-Еленинская, Спасская, Никольская, Сенатская, Угловая Арсенальная башни. В первую очередь возводились стратегически наиболее важные проездные Константино-Еленинская, Спасская и Никольские башни с отводными стрельницами и подъемными мостами. Над воротами Спасской башни с обеих сторон были помещены белокаменные доски с вырезанными надписями, рассказывающими о времени сооружения башни. Одна из них, написанная по латыни, помещена над проездными воротами отводной стрельницы со стороны Красной площади, другая - над воротами самой башни со стороны Кремля. На ней славянской вязью вырезано: "В лето 6999 (1491 г. - РГ) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана".

Никольская башня, как сообщают летописи, была заложена не на старом месте, а на новой, примыкающей к Кремлю с северо-восточной стороны территории. От башни стена пошла вниз по склону к реке Неглинной. Здесь в 1492 году над водным источником была сооружена угловая башня, названная Собакиной, по двору бояр Собакиных (сейчас Угловая Арсенальная).

Во время строительства укреплений в 1493 году в Кремле два раза вспыхивал сильнейший пожар, уничтоживший деревянные надстройки на башнях, кровли на стенах и временно возведенную деревянную стену от Никольской башни до реки Неглинной; серьезно пострадала и Боровицкая башня. Кроме того, не дожив до 50 лет, 22 ноября 1493 г. умер Солари. На некоторое время это приостановило строительные работы.

Сын и ученик Гвинифорте Солари (1429-1481), Пьетро Антонио (около 1450-1493) принимал участие в сооружении в Милане собора а также монастыря Чертозы в Павии. Кроме того, он подвизался и в качстве скульптора. В Италии сохранились две его работы, датируемые 1484 и 1485 гг.: гробница де Капитани в Александрии и скульптура Мадонны в музее замка Сфорцы в Милане. Нет сведений о том, какие причины заставили Пьетро Антонио покинуть родину ради неизвестной ему Московии. Возможно, что его побудил к этому старший брат жены Ивана III Софьи Палеолог - Андрей. Он два раза приезжал в Москву, последний раз в 1490 г. (по другим сведениям в 1489 г.) вместе с русским посольством. Посольство это было очень многолюдно, в его составе приехал и Солари. В Москве его окружили почетом. В отличие от других иностранцев летопись именует его не "муроль", а "архитектон". В одном из писем на родину, сохранившемся в Ватиканском архиве, Солари называет себя "architectus generalis Moscovial" ("главным архитектором города").

После смарти Солари строительство Кремля осталось без опытного руководителя и в 1494 году русские послы Мануил Ангелов и Даниил Мамыров привезли из Милана Алоизио да Каркано (по более современным уточненным данным его имя пишется как Алоизио да Карезано - Алевиз Старый в русских источниках). К этому времени оставалась незаконченной северо-западная сторона кремлевских стен, вдоль русла реки Неглинной. В конце XV века это была река с заболоченной поймой, подступавшей вплотную к крутым склонам Боровицкого холма. Прежде чем приступить к возведению стен, необходимо было укрепить ползучий грунт. Прежде всего потребовалось проведение серьезных гидротехнических работ. У Боровицкой башни, где Неглинная далеко отступала от стен и образовывала мыс, который неприятель мог использовать во время осады, вдоль линии стен от Боровицкой стрельницы до Москвы-реки был вырыт глубокий ров. Возле Средней Арсенальной башни возвели запруду. В 1493 году Иван III повелел расчистить от застройки широкою полосу земли за кремлевской стеной со стороны Неглинной: "постави меру от стены до дворов сто сажен да девять" (ПСРЛ т. XII стр. 236, цитирую по Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX веков.) Этот отсчет (около 240 м) производился от еще существовавшей старой стены, проходившей немного дальше от берега речки. Таким образом Алевиз получил возможность в этом месте "прибавить града". Кроме того это обеспечивало открытое пространство для обстрела при возможном приближении врагов и противопожарную безопасность города. При раскопках 1965 года выяснилось, что архитектор перебросил арочные перемычки вдоль обрывистого берега, которые сравняли неровности почвы и лишь затем стал возводить стены. Он спрямил стены этого фасада, вывел их на одинаковую высоту, а длинные прясла "облокотил" на прямоугольные башни. В это время были возведены Конюшенная (Оружейная), Колымажная (Комендантская) и Граненая (Средняя Арсенальная) башни. В 1495 г. началось возведение Троицкой. В этом же году была построена и Набатная башня на восточной стороне. В 1495 году же Великий Князь повелел расчистить место за Москвой-Рекой напротив города (так называемый "Государев сад", просуществовавший до конца XVII века). В 1499 году в Кремле был заложен княжеский двор с каменными палатами и погребами. Его ограждала высокая стена, выведенная от Боровицкой башни по бровке Кремлевского холма до княжеских хором.

В 1508 году великий князь Василий Иванович, сын Ивана III, повелел вырвть ров со стороны Красной площади от Неглинной до Москвы-реки. Историки расходятся в мнении о том, кто строил этот мост. Одни приписывают его Алоизио Ламберти да Монтаньяна (Алевизу Новому русских летописей), другие - Алоизио да Каркано. Ширина его была 32-34 м, глубина 10-12 м, он был выложен белым камнем. По его краям и вдоль берега Москвы-реки возвели дополнительные кирпичные стены. Кремль превратился в своеобразный остров, труднодоступный с любой стороны - приникнуть в него можно было только по подъемным мостам у проездных ворот. Возможно, что именно тогда, при перестройке в 1516 г. Троицкого моста была сооружена прикрывающая этот мост Кутафья башня. Хотя, например, С.П. Бартенев предполагал, что она была сооружена вместе с Троицкой башней в период между 1495 и 1499 гг.

Самой последней из существующих ныне появилась небольшая Царская башня. Она была поставлена на стене в 1680 г.

Московский Кремль после реконструкции XV-XVI веков. План

По "Древнерусское градостроительство X-XV вв." М., 1993, стр. 318

Сохранившиеся башни:1. Спасская 2. Сенатская 3. Никольская 4. Угловая Арсенальная 5. Средняя Арсенальная 6. Троицкая 7. Кутафья 8. Комендантская 9. Оружейная 10. Боровицкая 11. Водовзводная 12. Благовещенская 13. Тайницкая 14. 1-я Безымянная 15. 2-я Безымянная 16. Петровская 17. Москворецкая 18. Константино-Еленинская 19. Набатная 20. Царская (построена в XVII веке)

Архитектурные и технические особенности

Кремлевская стена представляет собой в плане неправильный многоугольник. В самом грубом приближении это почти равносторонний треугольник. Длина южной (москворецкой) стороны приблизительно равна 300 саженям, западной (неглинной, у Александровского сада) - 390 саженям, восточной (напольной, у Красной площади) - 350 саженям. Обычно на простых планах Москвы Кремль показывается пятиугольником: рисуется "откусанный" у треугольника кончик и показывается стена между Боровицкой и Водовзводной башнями и показывается излом стены у Спасской башни. Показывают впрочем также и вогнутость москворецкой стены во внутрь Кремля. Если же строго следовать всем извиилнам, которые делают кремлевские стены, то можно насчитать до 25 входящих и исходящих углов. Менее заметных отступлений от прямой линии еще больше. Общая длина кремлевских стен около 2,5 км.

Высота стен колеблется от 5 до 19 метров (от 6 до 23 саженей). При этом вследствии расположения на холме высота стены (расстояние от верха стены до земли) снаружи и изнутри часто различается. Наибольшая высота снаружи у Боровицкой башни (свыше 23 саженей) по направлении у Оружейной и у Комендантской башни. Наименьшая - около 6 саженей - у Никольской (со стороны Угловой Арсенальной) и у Средней Арсенальной башни. Толщина стены - от 3.5 до 6.5 м (5-7 аршин) Стены с москворецкой стороны несколько толще - до 7 аршин.

С внутренней стороны стены на всем своем протяжении расчленены арками, на которые опирается боевой ход. Ширина боевого хода - от 2 до 4 м. Его ограждает с внешней стороны парапет и зубцы (мерлоны), с внутренней - только парапет, покрытый белокаменными плитами. Высота парапета около 1.1 арш. Между башнями Угловой Арсенальной и Троицкой (у Арсенала) парапета нет, только зубцы. На всем своем протяжении стены снабжены по бокам боевого хода желобом, а по внешнему полю трубами для стока воды. Зубцы имеют толщину 65-70 см, их высота 2-2.5 м. Каждый зубец состоит из ствола (собственно мерлона) и раздвоенной в виде "ласточкиного хвоста" головки, которая придает зубцам столь всем знакомый и легко узнаваемый вид. Каждый зубец сверху покрыт белокаменной плитой. Головка зубца слегка выдвинута (на 1 вершок) наружу. В стволе зубцов сделаны бойницы, причем сплошные зубцы чередуются с зубцами с бойницами. Высота амбразуры от 1 до 1.5 аршин, ширина с внутренней стороны - 5-10 вершков, к наружной стороне ширина уменьшается до 3-4 вершков. На стороне обращенной к Москве-реке каждый зубец имеет по боевому отверстию, расположенному поочередно - одно внизу, другое на уровне груди. Между башнями Константиновской и Беклемиешвской чередуются зубцы с одной и двумя бойницами. Пространство между зубцами во время бой азкрывалось деревянными щитеми-заборолами. Всего на стенах Кремля 1045 зубцов.