Смекни!
smekni.com

Смоленская крепостная стена (стр. 4 из 6)

В Москве, узнав о полном обложении Шеиновых войск, естественно, перестали посылать подкрепления к нему, а стали готовить новую армию, главным воеводой которой был назначен князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский, а его помощником князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Но сбор новой армии шел плохо. В начале января 1634 г. Черкасский и Пожарский доносили из Можайска (где собирались силы), что при них всего только 357 человек.

Войска Шеина таяли, свирепствовала цинга, не хватало топлива, за которым приходилось делать вылазки. Иногда эти вылазки заканчивались стычками с неприятелем и потерями. Так, в начале декабря большой отряд, попытавшийся скрытно выйти из русского лагеря, возвращаясь, попал в засаду гетмана Радзивилла и потерял до 500 человек. Когда совершился этот погром, в русском стане на глазах у Шеина разыгралась драма. Старший из иноземных полковников Лесли стал упрекать другого полковника, Сандерсона, что это он дал знать неприятелю о вылазке за дровами. "Ты лжешь!" - закричал Сандерсон; в ответ Лесли выхватил пистолет и, выстрелив прямо в лоб англичанину, положил его на месте. Это убийство осталось неразъясненным и ненаказанным: Лесли не захотел подчиниться суду Шеина. Были у русских войск и дезертиры, особенно в иностранных полках.

16 февраля 1634 г. было заключено соглашение о сдаче русскими войсками своих позиций и 19 февраля остатки русского войска оставив укрепления (а также отдав неприятелю около 120 орудий) ушли в Москву.

По возвращении в Москву Шеин со своим родственником Измайловым в апреле 1634 г. был казнен, обвиненный боярами в измене, а более родовитые воеводы были сосланы в Сибирь. Утверждалось, что он во время польского плена целовал крест польскому королю не воевать против него и именно по этому бездействовал во время осады и даже мешал другим. По слухам, ходившим в Москве (это можно прочитать у Адама Олеария в его описании путешествия в Московию и у В.И. Татищева), Шеин согласился на казнь из-за того, что ему было обещано помилование: нужно лишь было для "удовлетворения народа" возложить голову на плаху. Хотя он и имел доказательства своей невиновности, поверил "своекорыстным злодеям", вышел, увидел обман, закричал, но поздно - топор уже опустился на шею. Сюжет, несомненно, более похож на легенду. Поместья же казненных были конфискованы.

Историки не сомневаются в том, что прямой измены Шеина не было. Но вот оценка вины его в поражении русских войск в Смоленской войне различается у разных исследователей. Более подробно об этом можно прочитать в статье Д. Володихина.

История памятника. Смоленская стена во второй половине XVII века

В 1654 году на московский престол вступил Алексей Михайлович, а в Польше через три года королем стал Ян-Казимир. Притеснения православных в Польше вызвали восстание казаков под руководством Богдана Хмельницкого и присоединение левобережной Украины к России в 1654 г. Между Москвой и Польшей началась новая война. В феврале 1654 года русские войска стали стягиваться к польским границам, а в мае выступил к Вязьме и сам царь.

Моральное состояние польских войск было плохое. Дорогобуж и Белая были взяты без боя - поляки отошли к Смоленску, а посадские люди открыли ворота. В конце июня - начале июля войска Алексея Михайловича уже стояли под Смоленском. К 30 000 московского войска присоединились 2 казачьих полка, присланных Богданом Хмельницким. Защитников в Смоленске было всего около 2 тыс., пороху недоставало. Шляхта (в особенности православная) не шла на стены и не хотела работать на восстановлении укреплений. К тому же многим не выплачивалось жалование, так что участились случаи, когда защитники перебегали к осаждающим.

Первый штурм пришелся на 16 августа 1654 г. Пушками был сделан пролом в стене, но ворваться в город не удалось - русские войска были отбиты со стен. Штурм был, по всей видимости, направлен между Днепровскими воротами и Городецкой башней.

Отчаявшись отбить новые штурмы, поляки 10 сентября начали переговоры о сдаче города и 23 сентября 1654 года Смоленск был сдан.

Далее война с Польшей продолжалась с переменным успехом и в 1667 году завершилась Андрусовским миром, по которому Смоленск отошел к Москве.

Смоленская стена, испытавшая три осады (1609-1611, 1632-1634 и 1654 гг.) довольно сильно обветшала и нуждалась в серьезном ремонте. К этому времени она потеряла 4 башни - три во время осады 1609-1611 гг. (так называемый Королевский пролом) и одну в 1634 г. (Шеинов пролом). В 1658 г. смоленский воевода П. Долгорукий сообщает в Москву о плохом состоянии стены и получает распоряжение укрепить ее. У Шеина пролома устраиваются вал и ров, вычиниваются одна башня, восточные и северные участки стен, зубцы. Однако выполненный объем работ, по-видимому, был недостаточен. В 1668 году воевода снова пишет в донесении, что стена во многих местах не покрыта, на башнях и стенах много ветхих мест, рвы осыпались. На починку стены был введен особый налог. На эти деньги было покрыто 357 сажен стены, две башни, починены 32 лестницы, зубцы.

Сразу после перехода к России Смоленск становится скорее военным городом, нежели мещанским. В 1666 году у Аврамиевского монастыря образовывается Стрелецкая слобода, где размещается тысяча стрельцов. В заботе об укреплении православия в возвращенном городе идет строительство новых церквей. В 1674 году начинается разборка стен старого Успенского собора, взорванного в 1611 г., для строительства нового на том же месте, позже (в 90-х годах XVII века) строится каменный собор Вознесенского монастыря. Все это строительство требовало огромного количества стройматериалов и труда. Так, например, только на восстановление 15 сажен стены в 1673-1675 гг. было затрачено 283 тыс. кирпича, 2132 бочки извести, 80 пудов железа на связи, 792 бревна дубовых на сваи и т. д. Всего к 1679 г. на западной стене у Королевского пролома было построено вновь 60 саж. стены.

В 1692 г. опять смоленский воевода Иван Головин пишет, что "по его осмотру городовой стены худых и рухомых мест и башен оказалось много" (цитирую по книге И.И. Орловского). В мае того же года упала вся внешняя сторона Воскресенской водяной башни (придавив до смерти стрельца Ивашку Васильева с женой в своей избе). Для осмотра стены и исправления ее указом Приказа Каменных дел в Смоленск был направлен из Москвы "каменных дел подмастерье" Гур Вахрамеев. В начале июня того же года смета им была составлена и в июле послана в Москву. Она пестрит описаниями различных "порух" в башнях, зубцах, лестницах, печурах и водяных трубах. Вахрамеев осмотрел также и места кирпичных заводов, которых было много на посаде за Петропавловскою слободою на другой стороне Днепра.

До 1693 года каменные работы в Смоленске (не только по починке стены, но и по постройке соборов и др.) производились местными каменщиками из стрельцов, только для руководства из Москвы присылали опытных зодчих. В 1693 г. впервые из Москвы вместе с зодчим Осипом Старцевым, которого очень скоро сменил Данила Калинин, послали из приказа каменных дел каменщиков. (Но местные каменщики продолжали работать, так, кладку Вознесенского собора выполнили они) Летом того же года с тульских заводов Л. Нарышкина было приказано послать в Смоленск около 8000 пудов железа. Требовалось заготовить 1 миллион кирпича. Однако работы шли медленно, с проволочками. Несмотря на огромные усилия, оба пролома так и не были заделаны, а многие недостатки, отмеченные Гуром Вахрамеевым, мог наблюдать еще И.И. Орловский в начале XX-го века.

История памятника. Смоленская стена в XVIII - начале XIX вв.

Северная война 1700-1721 гг. вновь делает Смоленск важным стратегическим пунктом и вызывает особую заботу Петра I. Петр I и до Северной войны не забывал о Смоленске. В августе 1697 г. буря разметала кровлю на стене и на башнях, были сломаны даже некоторые зубцы стены. Получив донесение об этом, Петр дал указание исправить поврежденные зубцы и сделать новую кровлю (После этого крыша на стене уже больше не возобновлялась.) В августе 1698 года Петр, возвращаясь из-за границы, осмотрел город и обошел по стене всю крепость.

После начала войны в условиях возросшей мощи артиллерии крепостная стена нуждалась в дополнительных укреплениях. По инициативе Петра I в Смоленске были сооружены земляные укрепления. По всему внешнему периметру стены были сооружены траверзы, углублен и частью вырыт вновь ров, перед башнями сооружены бастионы. На правом берегу Днепра для прикрытия Днепровского моста был сооружен кронверк с двумя воротами и двумя подъемными мостами. Впоследствии этого укрепление называлось "Новой земляной крепостью". Под 5-ю или 7-ю башнями были устроены пороховые погреба. Поновлены земляные укрепления по обе стороны от Днепровского моста (на левом берегу, у крепости), существовавшие и ранее. (Прикрывающее место, где стена была пробита в 1654 г.)

Объем работ был огромным. В 1703 г., например, сделано 748 сажен бруствера, 17 траверзов, уложено дерном 283 сажени траверзов, поставлено в палисадах (они полностью окружали крепость) 15242 бревна, сделано в палисадах 60 ворот и 50 дверей, два моста, построен бастион у Молоховских ворот и т. д. Участвовало в этом "5545 человек с переменою пополам" (цитирую по статье А.Т. Смирновой).

В 1705-1708 гг. Смоленск стал базой русских войск в Северной войне. Здесь сосредотачиваются запасы, подкрепления и резервы. В 1705 г. Петр увез из Смоленска в армию походную артиллерию, стоявшую здесь со времен Алексея Михайловича. В 1707 г. сюда был прислан царевич Алексей для надзора и распоряжений по доставке в армию продовольствия и оружия. Царевич жил во дворце на Вознесенской улице. В июле 1708 г. Петр разбил под Лесной корпус генерала Левенгаупта, захватил весь его обоз и вынудил Карла изменить свои планы, заставив его вместо похода на Смоленск повернуть на плодородную Украину. В честь победы под Лесной в Смоленске было устроено торжественное празднование. На плацу (на месте нынешнего Блонье) Петр принимал поздравления. После Полтавской битвы, возвращаясь в Москву, Петр проезжал через Смоленск и был встречен там пушечной пальбой (салютом).