Смекни!
smekni.com

Московский государственный музей Сергея Александровича Есенина (стр. 1 из 3)

Большой Строченовский пер., 24, стр. 2, метро «Серпуховская», далее пешком по Стремянному переулку до пересечения с Большим Строченовским переулком и направо

Музей передан в дар городу Москве племянницей поэта Светланой Петровной Есениной, художником-дизайнером Аветом Александровичем Тавризовым и филологом Светланой Николаевной Шетраковой. Открыт в 1995 году к 100-летию со дня рождения С. А. Есенина. Директором музея стала Светлана Николаевна Шетракова, главным хранителем — Светлана Петровна Есенина. В мае 1996 года музей получил статус государственного. Материалы для музея собраны из разных архивов страны и из-за рубежа. Небольшой по площади музей отражает весь творческий путь поэта. ергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября — по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье Александра Никитича Есенина (1873-1931 гг.) и Татьяны Фёдоровны Есениной (урождённой Титовой) (1875-1955 гг.). В музее представлены: фотографии отца и матери 1905 и 1910 гг., фото родителей на фоне дома в Константинове в 1914-1916 гг.; письма поэта родителям; автограф стихотворения «Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать» и др.

Сергей был первым сыном в семье, позже родились его сёстры — Екатерина и Александра.

Напротив дома находилась церковь Казанской иконы Божией Матери, где крестили поэта.

В музее можно увидеть фото этой церкви начала XX века, какой она была при жизни Есенина.

Детство Сергей провёл среди природы среднерусской полосы, к этому периоду относятся его первые литературные опыты. «Стихи начал слагать рано, лет девяти ещё в Константиново... но сознательное творчество отношу к 16-17 годам», — писал он в «Автобиографии».

Константиновское земское четырёхгодичное училище Есенин закончил с похвальным листом «За весьма хорошие успехи и отличное поведение». Этот Похвальный лист можно увидеть на стенде в выставочной комнате музея.

С 1909 по 1912 гг. Есенин продолжил обучение в учительской школе в Спас-Клепиках, после окончания которой уехал в Москву на постоянное место жительства.

В музее представлены фотографии учителей Есенина в Константиновском земском училище — Лидии Ивановны и Ивана Матвеевича Власовых и учителей Спас-Клепиковской школы — Виктора Алексеевича и Александры Петровны Гусевых.

А также свидетельство об окончании Есениным второклассной учительской Спас-Клепиковской школы.

В 1912 году юный Сергей Есенин приехал из родных рязанских мест в Москву к отцу, который проживал по адресу: Большой Строченовский пер., 24. Именно этот дом стал его единственным официальным адресом в Москве, где поэт жил и был прописан с 1912 по 1918 годы. Отец Сергея Есенина долгие годы жил в квартире №6. Дом, на первом этаже которого расположен музей, построен в 1891 году по проекту архитектора М. В. Медведева.

Он был одним из четырёх домов принадлежавших в начале XIX века хозяину торговых лавок, купцу Крылову, и использовавшихся для проживания его работников.

Он около 30 лет работал старшим приказчиком в мясной лавке у купца Н. В. Крылова и надеялся, что сын продолжит его дело. Около года Есенин работал приказчиком в мясной лавке. Но эта работа была не по душе поэту, а отец не понимал его стремлений. Через год он покинул эту квартиру, хотя она считается официальным местом проживания С. Есенина до 1918 года. При входе в дом, посетителей встречает обилие цветов и зелени рязанского разнотравья и шероховатый забор Замоскворечья, как будто юный поэт только что приехал к отцу, и мы вот-вот познакомимся с ним.

А строки в золотой раме приглашают нас окунуться в неразгаданную тайну бессмертного поэтического творчества:

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом мёда и роз.

Центром мемориальной части экспозиции является мемориальная комната, в которой жил поэт.

Через стеклянную стену, как бы сквозь витрину, посетитель видит часть общежития для приказчиков — комнату №6. Перед нами обстановка комнаты: кровать, стол, комод, сундук, букетик полевых цветов, как бы привезённый из рязанской области, книги поэта, его гармонь.

Обстановка комнаты условна, так как воспоминаний очевидцев почти не сохранилось.

Но все предметы здесь начала XX века: лоскутное покрывало на жёсткой кровати, этажерка с книгами, гипсовый бюст Пушкина, обои с подлинным рисунком начала века.

На стенах комнаты в коллажах помещён материал, рассказывающий о детстве поэта.

Коллаж под старинными деревянными часами: фотографии родителей — Татьяны Фёдоровны и Александра Никитича Есениных, деда по матери Фёдора Андреевича Титова, в доме которого проходило детство поэта, фотографии Есенина среди односельчан, с сёстрами Катей и Шурой, фото священника константиновской церкви Ивана Яковлевича Смирнова, духовного наставника поэта.

Про отца Ивана Смирнова мать Есенина вспоминала: «Был у нас в селе праведный человек, отец Иван. Он мне и говорит: «Татьяна, твой сын отмечен Богом». Коллаж над этажеркой: фото отца, Сергей Есенин с отцом и дядей, фото учителя словесности Спас-Клепиковской школы Евгения Михайловича Хитрова, которому поэт подарил свой первый сборник стихов с благодарственной надписью, фото отца с матерью и сестрами, Сергей Есенин среди учеников Спас-Клепиковской второклассной учительской школы (1911 г.), фото школьного товарища Гриши Панфилова, фото М. П. Бальзамовой и А. А. Сардановская. На столе у окна — рукопись письма школьному товарищу Грише Панфилову. В красной углу мемориальной комнаты — Казанская икона Божией Матери. Это подлинная родовая икона семьи Есениных из Спас-Клепиково.

...Божница старая, Лампады кроткий свет.

Как хорошо, Что я сберёг те Все ощущенья детских лет.

За бытовыми вещами мы чувствуем, что здесь рождалась Поэзия, которая уходила из этого небольшого пространства и становилась достоянием Вечности.

На стенде, посвящённом первым годам жизни поэта в Москве, представлена переписка поэта этого периода.

В частности его письма Марие Бальзамовой.

Эта девушка была подругой Анны Сардановской, сестры друга поэта. В своей переписке Есенин называет её «милой Маней». Именно Мария Бальзамова (1896-1950 гг.) стала источником поэтического образа стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных...», написанного в 1916 году.

В марте 1913 года С. А. Есенин по рекомендации друзей поступает на службу в типографию «Товарищества И. Д. Сытина» подчитчиком корректора. В типографии он познакомился с корректором Анной Романовной Изрядновой (1891-1946 гг.), которая впоследствии стала гражданской женой поэта, и в декабре 1914 года у них родился сын Юрий. В журнале «Мирок», издаваемом Сытиным в январе 1914 года опубликовано стихотворение «Берёза» — первая ныне известная публикация поэта. На стенде справа в мемориальной комнате: фотография Есенина среди работников типографии Сытина 1914 г. (на переднем плане — А. Р. Изряднова); материалы об участии Есенина в литературно-музыкальном Суриковском кружке. Рядом материалы, рассказывающие о том, что в сентябре 1813 года Есенин поступает вольнослушателем на вечернее историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени Шанявского. Надо отметить, что с точки зрения музейного дизайна экспозиция необычна.

Заглавный стенд в экспозиционной комнате оформлен как складная икона-триптих.

Он говорит о значимости всего того, что связано с верой в жизни и творчестве поэта.

В центре её — портрет Есенина, написанный в 1915 году художником Владимиром Юнгером.

Сверху — первый сборник поэта «Радуница».

Вокруг портрета черновики Есенина, автографы стихотворений, из которых многие на библейскую тематику:

«Сыплет черёмуха снегом», «Гой ты Русь моя родная», «Я плакал на заре, когда померкли дали», «Ночь», «Звёзды», «Солнца луч золотой бросил искру свою», «Песня о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных».

В левой части складня — первые положительные отклики на сборник «Радуница».

Справа — первые публикации Есенина в Москве в детских журналах «Мирок», «Проталинка».

Слева и справа витрину обрамляют четыре подлинные иконы: Рождество Христово и Апостол Симон (слева), Сошествие святого Духа и Апостол Иаков (справа). Между стендами в коридоре — икона Илья Пророк, чудом сохранившаяся в годы варварского отношения к религии, как бы напоминание о роли поэта-пророка.

Деревянная конструкция на потолке напоминает деревенские стропила сеновала, где поэт оставался наедине с собой и где к нему приходили первые поэтические строки.

Также её форма символизирует крест, который был дан поэту. Восходящее над крестом солнце не закатится, как не закатится память о Есенине.

Напротив мемориальной комнаты — зеркальная стена, которая не только расширяет пространство комнаты, но и говорит о том, что пространство поэзии Есенина безгранично.

Из зазеркалья с последней фотографии на нас смотрит поэт и как бы присутствует среди нас.

Стенд у двери в коридоре посвящён петербургскому периоду жизни и творчества поэта.

9 марта 1915 года Есенин приезжает в Петроград, который был в то время столицей культурной жизни страны.

Прямо с вокзала Есенин едет к Александру Блоку, не застав Блока дома, он оставляет записку.

Эту записку можно увидеть на Петроградском стенде:

«Александр Александрович.

Хотел бы поговорить с Вами.

Дело для меня очень важное.

Вы меня не знаете, и может быть где-то и встречали по журналам мою фамилию.

Хотел бы зайти часа в 4.

С почтением. С. Есенин».

Не смотря на то, что жаждущих встретиться с Блоком было не мало и Блок избегал таких встреч, на просьбу Есенина Блок откликнулся и в тот же день слушал стихи в исполнении автора. После этой встречи на записке Блок оставил свой комментарий: «Крестьянин. Рязанской губернии. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года». Блок высоко оценил стихи Есенина, он же направил его к известным поэтам Городецкому и Н. А. Клюеву, а также к издателям. В 1915 году Есенин издаёт свой первый поэтический сборник «Радуница». Стихи поэта публикуются во многих петербургских журналах. На стенде — рукопись и публикация стихотворения «Русь» («..Я люблю тебя, родина кроткая»), которое было написано поэтом в Москве, а впервые опубликовано в Петербурге. В 1917 году в одной из редакций Есенин знакомится с Зинаидой Николаевной Райх (1894-1939 гг.), которая в 1917 году стала его официальной женой, и от этого брака у них было двое детей: Татьяна (1918-1992 гг.) и Константин (1920-1986 гг.).