Смекни!
smekni.com

Московский модерн (стр. 2 из 2)

Остоженка, 21 - особняк Кекушевой. Здание похоже на маленький замок, оформленный с явными приметами стиля модерн. Кекушева считали самым прозападным из современных ему московских архитекторов и в этой работе можно обнаружить сходство с произведениями мастеров австрийского модерна (сецессиона). Скульптура льва красовалась на усеченном фронтоне фасада, выходящего на Пречистенку. На четной стороне, Остоженка, 20 - доходный дом Бройдо, архитектор Н.И. Жерихов. Здание по периметру на уровне третьего этажа опоясывает очень красивый фриз с лепными изображениями антилоп.

Далее повернем налево в Лопухинский переулок, пересечем Пречистенку и свернем в Пречистенский переулок. Кстати, если кто не знает, давным-давно Пречистенки не было, а была, наоборот, Чертольская, пока набожному царю Алексею Михайловичу не надоело ездить на поклонение в Новодевичий монастырь по улице со столь не богоугодным названием. В Пречистенском переулке стоят два дома, построенные архитектором В.Ф. Валькотом, который, наряду с Кекушевым, является автором проекта гостиницы "Метрополь".

Особняк Якунчиковой (Пречистенский, 10) также как особняк Гутхейль (Пречистенский, 8) строились по заказу Московского Торгово-строительного общества и предназначались для последующей продажи. Позднее для этого же заказчика на соседнем участке (Пречистенский переулок, 6) был построен еще один особняк по проекту архитектора Н.Г. Лазарева - великолепный образец неоклассицизма. С этим особняком связаны два события мирового значения. В 1939 году здесь останавливался

Риббентроп, пресловутый пакт и протокол раздела Восточной Европы, говорят, был подписан именно здесь. А в 1944 году по схожим вопросам прилетал Черчилль, который тоже останавливался в этом особняке и здесь велись переговоры о судьбе Польши.

Хотя заранее вкусы будущих владельцев особняков в Пречистенском переулке не были известны, программа предусматривала строительство "под ключ" с полной внутренней отделкой. Образ каждого дома стилистически решен совершенно по-разному, чтобы у покупателя был выбор и чтобы подчеркнуть индивидуальность этого выбора. Архитектурные формы особняка Якунчиковой напоминают образы английского модерна, вместе с тем в декоре присутствуют элементы, характерные для бельгийской и французской школы. Великолепная облицовочная плитка - изделия художественных мастерских подмосковного Абрамцево. Женские скульптурные головки на устоях ограды были восстановлены при недавней реконструкции здания, в котором сейчас расположено посольство Заира.

Соседний особняк, принадлежавший нотоиздателю Гутхейлю, в отличие от большинства построек модерна, имеет симметричную объемную композицию. В наружном оформлении использованы декоративные мотивы рококо (лепные панно с женскими масками и фигурками путти, стеклянный навесной козырек над входом), интерьеры решены в более строгом классическом стиле. Кованая ограда с волнообразными завитками, созданная Валькотом, не сохранилось, новая, поставленная на ее месте, не отличается особой оригинальностью. Особняк занимает посольство Королевства Марокко и, судя по наружному состоянию здания, не сильно тратится на его сохранность. Негры Заира, например, вверенный им особняк лучше содержат.

Далее пройдем мимоходом через Большой Власьевский, Большой Могильцевский, Плотников переулки и свернем в Глазовский. Забавно, что свое название Могильцевский переулок получил в 20-е годы во время советских переименований приказным порядком, а ведь звучит так естественно (что может быть естественнее смерти) и вполне по-московски. Раньше переулок был Успенским по церкви Успения Божьей Матери (здание сохранилось, но церковь сейчас не действующая) при которой было небольшое кладбище, отсюда и придуманы "могильцы". В Плотниковом переулке обратите внимание на дом 4, украшенный горельефным фризом с изображениями обнимающихся и целующихся классиков литературы: Пушкин лобызает Толстого, Гоголь уткнулся носом в водосточную трубу, а сзади ему дышит в затылок, судя по хитону, кто-то из античных. Не знаю, кто автор этой любвеобильной художественности, и о какого рода любви идет речь, да и, вообще, о чем речь, но смешно, не правда ли смешно?

Особняк Листа (Глазовский, 8) построен в 1899 году (это первая постройка в Москве в стиле модерн) Кекушевым для себя, но уже в 1900 году архитектор его продал фабриканту Отто Листу. Не скованный ничьей посторонней волей, Кекушев смог воплотить в этой работе свои устремления, свое видение нового архитектурного стиля и эта постройка во многом стала для него программной, изобретенные здесь приемы применялись им в последствии в других постройках. Исключение составляет мозаичное панно над входной дверью - подобный элемент не встречается в других работах Кекушева. Автором панно, скорее всего, является архитектор Вильям Валькот (на панно сохранилась монограмма "WW" - так он обычно подписывал свои графические работы). Здание в целом хорошо сохранилось, но вместо красивой ажурной решетки на въезде глухие створки въездных ворот, сработанные каким-то топорных дел мастером, и к ним прикособочен жестяной забор-времянка. Размещается в особняке (вы удивитесь) представительство не иностранного (по крайней мере, пока) правительства Калужской области.

На углу еще одна заметная постройка, создание архитектора С.Д. Кучинского (Денежный, 16/4) Владение товарищества мануфактур. Выделяется особняк, прежде всего, цветовым оформлением - он облицован двуцветной глазурованной плиткой ярко-бирюзового и бежевого оттенков - и венчающим угловой объем куполом в форме перевернутой чаши. Перед основной постройкой расположен одноэтажный флигель, полукруглая глухая стена которого из-за малых размеров участка загораживает обзор со стороны обоих переулков и мешает целиком охватить взглядом главное здание, что, на мой взгляд, большой недостаток композиции. Особняк занимает посольство Габонской республики.

Недалеко отсюда метро "Смоленская" и прогулку можно закончить здесь, а можно еще в Староконюшенном переулке посмотреть на дом 18 - знаменитая в начале прошлого века гимназия Медведниковых (ныне школа № 59) архитектора И.С. Кузнецова, построившего Саввино-Сторожевское подворье на Тверской, а затем по Сивцеву Вражеку дойти до Гоголевского бульвара, 21 - еще один доходный дом, выстроенный Кекушевым, и нырнуть в метро "Кропоткинская".