Смекни!
smekni.com

Вяземы Большие и Малые, деревня (стр. 1 из 3)

История этих двух расположенных рядом селений уходит своими корнями в далекую старину. В XVI в. здесь, на большой Можайской дороге, располагалась ямская станция, так называемый "ям на Вяземе". Это обстоятельство делает необходимым рассказать, что представляла собой ямская служба.

Одной из древнейших повинностей населения являлся "повоз", состоявший в обязанности местных жителей давать лошадей под княжеских гонцов и слуг и поставлять им корм. Служба эта была источником постоянных забот и беспокойств для крестьян, а нередко и сущим разорением. О "повозе" говорят уже летописи. В одной из них под 1209 г. сообщается, что новгородцы, собрав вече, разграбили двор посадника, обвинявшегося, между прочим, в злоупотреблении "повозом" - тем, что он заставлял купцов перевозить без оплаты необходимые для него припасы. Слово "ям" - восточного происхождения и обозначало места, где путники меняли лошадей и могли получить ночлег. Наибольшее распространение эта система получила в Золотой Орде. По крупным дорогам на известном расстоянии друг от друга устраивались "ямы", для организации которых местные жители обязывались содержать потребное число лошадей. Люди, имевшие право пользоваться этой системой, снабжались особой дощечкой с вырезанным на ней именем великого хана. Благодаря стройной организации этой службы достигалась быстрота передвижения.

Завоевав Русь, татары вводят тут эту систему. Первоначально "ямом" обозначался шедший на ее содержание налог. Иногда это был денежный сбор, в ряде случаев - натуральная повинность. Так, в грамоте рубежа XIV-XV вв. великого князя Василия I митрополиту Киприану читаем: "А ям по старине шестый день, а коли мои села, князя великого, дадут, тогда и митрополичьи дадут", т.е. существовала разверстка дачи лошадей на ям по очереди каждый шестой день. Ямские дворы того времени состояли из нескольких изб и конюшен, огороженных общим забором. Окрестное население, кроме выделения лошадей и проводников, обязано было расчищать дороги, строить и чинить мосты. На ямах велись особые "загонные" книги, где подробно записывали каждый ямской отпуск. Право пользоваться ямскими подводами определялось особыми документами, получившими название "подорожных", древнейшие сведения о которых дошли от второй половины XV в.

За свою службу крестьяне получали оплату. По данным XVI в. известен размер прогонов - три деньги за 10 верст, а проводнику - полторы деньги за 30 верст. Но в действи тельности это правило часто нарушалось, особенно когда проходили княжеские "ратные люди". Хорошо еще было, когда они шли большими дружинами, под началом воевод, поддерживавших дисциплину, но в большинстве случаев ратники сходились к местам сборов мелкими партиями или даже в одиночку и таким же порядком расходились по домам после похода.

Население постоянно жаловалось, что "ратные люди" расхищали запасы дворов на зиму, травили хлеб и покосы, брали корм себе и лошадям не "ценою", а "сильно". Неудивительно, что влиятельные лица старались избежать этих трудностей и добивались получения жалованных грамот, освобождавших их владения от подобных повинностей. В одной из таких грамот, датированной 5 июня 1526 г., и содержится первое упоминание о Вяземах: "От великого князя Василья Ивановича всеа Руси на Веземской ям ямщиком Ивашку Меленкину с товарищами. Велел есмь на Веземском яму с сох с подводами стояти с своих, великого князя, сел, что за поместщики, и с митрополичих, и з боярских, и с монастырских, и всем без омены, чей хто ни буди. И вы бы с тех с всех сох велели с подводами на яму стояти по первой моей грамоте опричь митрополичих сел и деревень. А с митрополичих бы есте сел з Голенищова да с Селятина и з деревень подвод и проводников не имали по сей моей грамоте. Писана на Москве лета 7034 июня в 5 день". В XVI в. Вяземы были предпоследней станцией перед Москвой (следующая находилась в Дорогомилове) и неоднократно упоминаются в деловой переписке того времени, посвященной приезду иноземных послов.

В конце XVI в. Вяземы становятся вотчинным селом боярина Бориса Годунова. В это время они были вполне обустроены, и с конца XVI в. можно без сомнения называть их селом - "да при царе же Федоре Ивановиче всеа Русии, а по челобитью боярина Бориса Федоровича Годунова зделан храм камен о пяти верхах и плотина камена у пруда", - сообщает Пискаревский летописец. Тогда же была построена и звонница псковского типа, нехарактерная для этих мест по своей архитектуре. Эти постройки сохранились и по сей день являются украшением Вязем. Был при Годунове в селе и боярский дом, на строительство которого было вырублено две рощи - осиновая и еловая, как свидетельствуют приправочные книги 1621 г. Где стоял дом - неизвестно. К сожалению, топография Вязем в первый период их существования не изучена. Кроме каменной церкви Живоначальной Троицы, в Вяземах при Годунове были еще церковь Николая Чудотворца и монастырь Иоанна Богослова. Государев двор был обнесен рвом, остатки которого сохранились по сей день. На Вяземке имелась мельница. Был здесь и Торжок, упоминаемый и в последующие годы. После смерти Бориса Годунова хозяином Вязем, видимо, стал Лжедмитрий I. О Вяземах начала XVII в. сохранились записки иностранцев. Для нового царя годуновская вотчина служила местом увеселений и охоты. Он устраивал здесь "потешные бои", об одном из которых рассказывают Конрад Буссов и Петрей де Эрлезунда. Русским боярам надлежало защищать ледяную крепость, а немецкая гвардия и польская конница во главе с Лжедмитрием должны были брать ее приступом. Вместо снарядов предлагалось использовать снежные комья. Нападавшая сторона, бросая в защитников крепости не только снежки, но и камни, быстро прорвала оборону. Недовольство русских бояр заставило царя-самозванца прекратить подобные увеселения. В мае 1606 г. здесь останавливалась на несколько дней направлявшаяся в Москву Марина Мнишек. Сразу после ее отъезда в Вяземах случился пожар, обративший в пепел 30 дворов. В 1611 г. Бяземы стали местом переговоров русских с Яном Сапегой. А спустя семь лет здесь вновь появились "литовские люди" - это были войска королевича Владислава.

Последним событием, имевшим место в Вяземах и связанным с польско-литовской интервенцией, была встреча возвращавшегося из плена митрополита Филарета - отца государя Михаила Федоровича. Его встретили архиепископ Макарий и бояре у Вязем. После встречи Филарет повернул на Звенигород, чтобы поклониться Савве, Сторожевскому, и лишь из Звенигорода двинулся к Москве. Писцовые книги 1631-1633 гг. фиксируют трагические последствия тяжелых для страны лет. Мы узнаем, что в Вяземах осталось место церковное Николая Чудотворца, место церковное Иоанна Богослова, где был монастырь, место двора царя Бориса, место конюшенного двора, место садовое. В селе значилось 40 крестьянских и 16 бобыльских дворов.

После интервенции Вяземы стали дворцовым селом. Крупного строительства здесь не велось. Известно, что в 1646 г. "в селе Никольском (одно из названий села по церкви Николая Чудотворца - авт.) на Бяземе церковь Живоначаль¬ной Троицы, да в приделе церковь Николы Чудотворца, а иные приделы стоят пусты без пения". Тогда в Вяземах было 66 дворов. Спустя четверть века в Вяземах значится каменная церковь Живоначальной Троицы с приделами Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Михаила (приделы не освящены), церковное место Николая Чудотворца и место монастырское Иоанна Богослова, место дворцовое царя Бориса, а также Торжок, гумно, кружечный и воловенный дворы, пруд, плотина, "а в пруде рыба: щуки, лини, окуни, плотица, караси". В 74 дворах проживало свыше 200 душ мужского пола. Сохранились известия о посещении Вязем царем Алексеем Михайловичем. В храме долгое время хранилось Евангелие с вкладной надписью царя.

В самом конце XVII в. Вяземы поменяли хозяина. Именным указом царей Ивана и Петра Алексеевичей от 25 марта 1694 г. село было пожаловано из Приказа Большого Дворца в вотчинное владение князю Борису Алексеевичу Голицыну, воспитателю Петра I. О Вяземах времени Бориса Алексеевича имеются краткие сведения, позволяющие представить себе в целом жизнь села. К западу от годуновской церкви был поставлен княжеский дом, появились служебные и хозяйственные постройки. Они были, по-видимому, каменные, ведь в числе 35 дворовых людей имелись и каменщики. Что касается церкви, то ее переосвятили, и в документах 1702 г. она уже названа Преображенской. Храм был поновлен, сделан новый иконостас, а центральная глава была украшена резной белокаменной короной в барочном стиле (кстати, в основной подмосковной князя Бориса Алексеевича - Дубровицах - церковь Знамения тоже украшает барочная корона). Интересно, что переосвящение церкви не повлияло на тематику росписей в храме и они по-прежнему были посвящены Троице. В 1698-1699 гг. в Московии гостило австрийское посольство, член которого Иоанн Корб вел дневник путешествия. Дважды на пути в Москву и обратно посольство останавливалось в имении князя Голицына, Если верить местным преданиям, то бывал здесь у своего воспитателя и Петр I.

Борис Алексеевич в 1700 г. произвел выделение имений сыновьям и предназначил Вяземы своему второму сыну Василию. Но тот 2 августа 1710 г. трагически погиб вместе с женой во время обеда у князя Я.И.Кольцова-Масальского, задавленный обрушившимся потолком. После смерти Бориса Алексеевича в 1714 г. Вяземы достаются его внуку Михаилу Васильевичу. Каких-либо сведений о его жизни в Вяземах не известно, но можно с уверенностью сказать, что при Михаиле Васильевиче Вяземы были обитаемы, т.к. в церкви был похоронен его сын Никита, умерший младенцем. Могила эта до наших дней не сохранилась, и сейчас ее место никак не обозначено и нам неизвестно.

Михаил Васильевич, дослужившийся до камергера, умер в январе 1748 г., и следующей владелицей Вязем стала его вдова Евдокия Михайловна, урожденная княжна Щербатова, сестра известного историка М.М.Щербатова. За несколько лет до своей смерти, последовавшей в 1768 г., она произвела раздел земель между детьми. Вяземы достались трем братьям - Николаю, Александру и Михаилу. Вскоре, а именно в 1766 г., они произвели "полюбовный раздел" и единоличным владельцем стал Николай Михайлович. Документов о нем сохранилось немного; неизвестно даже, когда и где он умер и захоронен. Скудны сведения и о его службе. Мы знаем лишь, что закончил он военную службу в чине бригадира, в 1785 - 1788 гг. был уездным звенигородским предводителем дворянства, а выйдя в отставку, обустроился в Вяземах. В "Экономических примечаниях" 1766-1771 гг. владение его описано так: "Село по обе стороны Можайской большой дороги и речки Вяземки, церковь каменная о двух этажах, вверху Преображения Господня, внизу - Николая Чудотворца, господский дом деревянный, при нем два сада регулярные с плодовитыми деревьями, фабрика суконная деревянная, конский завод, две мельницы мучные, у одной плотина каменная о трех поставах, другая об одном поставе, в селе 30 дворов". По данным конца XVIII в. в Больших Вяземах считалось 29 дворов и 312 жителей, в Малых Вяземах зафиксировано 32 двора и 364 жителя. Крестьяне находились на оброке, а некоторые занимались столярным и тележным промыслом и извозом в Москве.