Смекни!
smekni.com

Город и музей (стр. 2 из 2)

.

Нам предлагалось занять половину первого этажа жилого пятиэтажного дома. Но до переезда было еще далеко: предстояло освоить, отремонтировать, приспособить новое помещение. На это ушло три года. А летом 1977 года А. А. Уманская предложила возглавить музей мне, так как близился срок ее выхода на пенсию. Кроме директорской, у нас имелась еще ставка уборщицы - и все. Наконец мы переехали. В одном экспозиционном зале разместили предметы по истории Великой Отечественной войны, в другом - по истории края, в третьем, самом маленьком, - по истории Зеленограда (сделать этот зал по-настоящему содержательным тогда было невозможно из-за закрытости города). К осени 1978 года мы освоили все экспозиционные площади, и началось полноценное функционирование музея. Вскоре нам потребовался еще один сотрудник, так как число посетителей и объем культурно-массовой, фондовой и хозяйственной работы быстро возрастали. В конце концов мне дали ставку фондохранителя, и вскоре я нашла подходящего человека - Татьяну Георгиевну Краснову, бывшего сотрудника ГИМ.

Напомню, что музей с самого начала являлся общественным. Бюджетное финансирование отсутствовало. Мы существовали за счет шефствующих предприятий: НИИМП арендовал помещение, выделял средства на коммунальные услуги, установку и содержание сигнализации, оплачивал ставку директора и уборщицы; другие организации финансировали изготовление экспозиционного оборудования, оплачивали труд фондохранителя, предоставляли транспорт и так далее. Постепенно возникла необходимость дальнейшего расширения площадей. Горсовет выделил нам и вторую половину первого этажа жилого дома, которую до того занимало строительное управление. В начале 1980-х годов у нас появились два новых зала: Ленинский и выставочный, где устраивались сменные экспозиции зеленоградских и московских художников, выпускников художественных училищ, коллекционеров.

Музей немыслим без множества добровольных помощников. Расскажу здесь лишь о некоторых из них.

Борис Васильевич Ларин, автор макета деревни Матушкино, - коренной житель этих мест. Он изготовил макеты саней-розвальней, кареты и телеги с лошадью. Но на этом не успокоился и приступил к изготовлению диорамы с изображением боя 354-й стрелковой дивизии на перекрестке 40-го километра Ленинградского шоссе у деревни Матушкино. С помощью художника В. Киселева и ветеранов дивизии - участников боевых действий под Крюково - макет был успешно изготовлен.

Долгие годы с нами сотрудничал А. Н. Неклюдов. Он работал на одном из предприятий города и попутно, на общественных началах, занимался местной археологией. Вместе со специалистами из Института археологии АН СССР и местными школьниками-кружковцами проводил раскопки; археологические находки накапливались в нашем и солнечногорском музеях. Каждый год Александр Николаевич приносил в музей (первоначально А. А. Уманской, а потом и мне) памятники каменного века. Отчеты о своих экспедициях он сдавал в Институт археологии АН СССР, где получал открытый лист на проведение дальнейших раскопок. В 1992 году Александр Николаевич перешел на работу в наш музей и ныне возглавляет отдел археологии и краеведения.

Нельзя не сказать и о Екатерине Елисеевне Трошиной - впоследствии инокине Александре. Возглавив вновь образованный приходской совет, она много сделала для восстановления возвращенного верующим в конце 1980-х годов Никольского храма - самого старого здания на территории Зеленограда (1827). Сначала она приходила в музей с целью изучения истории храма, потом организовала трудовую бригаду добровольцев по расчистке храмовой территории.

Еще один преданный помощник - Федор Иванович Беляков. Он родился в деревне, и хотя долгое время прожил в городе, душой и сердцем тянулся к своему прошлому. Это и сблизило его с музеем. Он сам пришел к нам и предложил содействие. Собрал и наладил ткацкий стан, изготовил макеты курной избы, ветряной мельницы, различных сельскохозяйственных орудий и предметов быта.

Отдельная страница истории музея - дружба с замечательным миниатюристом Вячеславом Петровичем Филипповым (ныне покойным), изготавливавшим из пенопласта фигуры российских воинов, начиная с пехотинцев Петра I и кончая солдатами Великой Отечественной, - с точным воссозданием обмундирования и вооружения. В музее имеется уникальная коллекция филипповской военно-исторической миниатюры.

Интересные взаимоотношения сложились у нас с художниками города. Они часто выставляются в музее, дарят нам свои работы с видами Зеленограда и его окрестностей. Многим из них удалось запечатлеть на полотнах то, что к нашему времени уже ушло в прошлое: деревянные дома, сельские ландшафты, индустриальные пейзажи. Появились в музее и портреты зеленоградцев разных поколений. В 1992 году по нашей инициативе началось формирование картинной галереи. Сейчас в наших фондах хранится более 200 работ зеленоградских художников, в том числе и широко известных.

Чуть раньше, 21 августа 1990 года, Зеленоградский городской совет принял решение: «Историко-краеведческому музею, имеющему диплом Министерства культуры РСФСР о присвоении звания народного, придать статус городского историко-краеведческого музея, включив его настоящим решением в ряд объектов муниципальной собственности». А через два года постановлением Правительства Москвы музей был передан в ведение столичного Комитета по культуре и возведен в ранг государственного учреждения культуры.

Конечно же, мы считаем, что музею нужно новое, специально построенное здание - с большими залами и рекреациями. Мы мечтаем о просторном фондохранилище, где возможно было бы разместить специальное оборудование. Нам необходимы комнаты для занятий с детьми, киноконцертный зал, научная библиотека, реставрационная мастерская и так далее и так далее. Ибо музей - визитная карточка города.

Музей и город неразделимы и живут одной жизнью. Мы востребованы городом. Всего не перечислить. Скажу только, что мы регулярно общаемся с представителями зеленоградских СМИ, работаем в тесном контакте со школами, библиотеками, ветеранами Великой Отечественной войны, художниками, городским профессиональным театром «Ведогонь». Пространство музея - место общения историков, литераторов, музыкантов, живописцев. Мы ведем научно-исследовательскую работу, занимаемся издательской деятельностью - выпускаем сборники «Очерки истории края», буклеты, альбомы, каталоги. Музей учит, просвещает, воспитывает...»